Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:27, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть конкуренцию и ее виды.
Задачи:
- изучить понятия и сущность конкуренции;
- определить виды конкуренции, дать сравнительный анализ с зарубежными странами;
- рассмотреть конкуренцию в экономике РТ и г. Набережные Челны;
Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Функции конкуренции 6
Глава 2. Виды конкуренции. Сравнительный анализ с зарубежными странами10
2.1. Классификация конкуренции 10
2.2 Сравнительный анализ с зарубежными странами 13
Глава 3. Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны 25
3.1. Конкуренция в экономике РТ 25
3.2. Конкуренция в экономике г. Набережные Челны 33
Заключение 40
Список использованной литературы
Согласно Антимонопольному закону, обеспечение соблюдения законодательства контролируется центральным правительством. Государственный Совет при необходимости уполномочивает органы народных правительств провинций, автономных областей и муниципалитетов проводить антимонопольные мероприятия.
Перспективы развития конкурентной политики КНР до 2020 г.:
- преобразование плановой экономики в рыночную, настроенную на унифицированную, открытую и честную конкуренцию; реорганизация, слияние и акционирование государственных предприятий для повышения их конкурентоспособности;
- регулирование рыночного порядка обращения, устранение региональных барьеров и отраслевой раздробленности юридическими и экономическими методами;
- совершенствование правовой системы в контексте потребностей китайской рыночной экономики и мирового экономического развития [8].
Конкурентная основа товарных рынков Японии заложена после Второй мировой войны в результате роспуска крупнейших концернов, доминировавших в японской экономике, и принятия антимонопольного закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливой торговли».
Японский антимонопольный закон составлен по образцу законов Шермана, Клейтона, о Федеральной торговой комиссии, но «...устанавливает более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения предприятий, сильно ограничивает участие банков в акционерном капитале компаний, полностью запрещает «чистые», т.е. не ведущие производственной деятельности холдинги и ограничивает совмещение директорских постов» [6, с. 62—63]. Конкурентная политика Японии была усилена дополнительными нормативными актами. Её положения содержатся также в Гражданском кодексе (1898), Коммерческом кодексе (1890), Законе о сделках с ценными бумагами (1948), законах о правовом режиме ряда отраслей (банки, предприятия, транспорт, торговля, сфера услуг и пр.).
К особенностям антимонопольного регулирования Японии следует отнести:
требование предварительного согласия антимонопольных органов на создание совместно управляемого предприятия, наследование или получение в аренду всего предприятия или его части, назначение на управление всем предприятием или его важной частью;
недопущение осуществления сделки или реорганизации предприятия, результатом которой будет существенное ограничение конкуренции;
запрещение контролирования одной компанией более 25% товарного рынка или занятия в результате слияния (поглощения) первого места в отрасли по объёму выпуска (оказанных услуг);
защита мелких предприятий — поставщиков и исполнителей заказов обрабатывающей промышленности от произвола со стороны крупных заказчиков;
регулирование государством деятельности природных монополий, а также ценообразования и условий доступа на рынок природных монополий;
запрещение холдинговых компаний, в том числе иностранных, кроме компаний, которые ведут производственную деятельность, имеют сеть дочерних предприятий;
существование «легальных картелей», которые действуют открыто, оформляются законами о льготных режимах, подлежат контролю в соответствии с законами и реорганизуются при выполнении задач их создания [1, 5, 6].
Закон неоднократно дорабатывался в соответствии с изменениями в экономике и промышленности страны. За период с 1947 г. можно выделить три основных этапа развития конкурентной политики Японии: 1947—1974 — введение и разработка; 1974—1989 — усиление и продвижение; с 1989 — активное развитие. Последние существенные поправки в закон сделаны в 2009 г., которые заключаются:
- в расширении сферы применения дополнительного налогообложения к особому типу частных монополий и определённым типам несправедливой торговой практики, а также увеличении его размера до 15%;
- во введении системы приоритетного оповещения о приобретении акций и пересмотре порога уведомления;
- в увеличении максимальных тюремных сроков с трёх до пяти лет за организацию картелей и манипулирование ценами.
Административным органом, применяющим и исполняющим антимонопольный закон в Японии, является Комиссия по добросовестной торговле. КСС подведомственна премьер-министру, но административно независима. Состоит из председателя и четырёх членов, утверждаемых парламентом на пять лет по представлению премьер-министра, секретариата со штаб-квартирой в Токио и семи районных контор. КСС наделена широкими полномочиями по контролю над соблюдением антимонопольного законодательства, за нарушение которого предусматриваются суровые санкции от штрафа до лишения свободы. Комиссия разрабатывает руководящие материалы и инструкции по применению антимонопольного законодательства, проводит консультации по деятельности предприятий и объединений предпринимателей, занимается информационным обслуживанием предпринимателей.
До 1980-х гг. Республика Корея проводила политику создания финансово-промышленных групп при участии государства и жёстком контроле над их ключевыми решениями со стороны правительства. При этом отсутствовало антимонопольное законодательство, а промышленная политика была промонопольной. Сегодня антимонопольное законодательство Кореи включает девять нормативных актов, в том числе об антимонопольном регулировании и справедливой торговле (Monopoly Regulation and Fair Trade Act, 1980), —основном источнике регулирования конкуренции в стране. С его принятием корейское правительство заявило о переходе от административно-командной к рыночной экономике, основанной на частном предпринимательстве и свободной конкуренции [17].
Закон установил новые «правила игры» на рынке, их главной целью явилось недопущение создания монополизированных рыночных структур, устранение несправедливой торговой практики картелей и торговых ассоциаций [7, с. 53]. Основными элементами корейского антимонопольного законодательства являются:
запрещение злоупотребления доминирующим положением на рынке, которым считается контролирование одной компанией более 50% рынка или суммарная доля трёх или менее ведущих компаний на рынке от 75%;
недопущение чрезмерной экономической концентрации;
пресечение картелей и антиконкурентной практики торговых
ассоциаций;
контроль за недобросовестной торговой практикой — не допускается согласование цен, условий продаж, квот; запрещается неоправданное ограничение условий торговли, недобросовестная реклама и ущемление интересов потребителей [7, с. 54].
Примечательно, что до 1999 г. вносимые в закон изменения были направлены на усиление роли контролирующих органов и расширение антимонопольного контроля, а с 1999 г.— на повышение эффективности антимонопольного контроля. Суть последних заключается:
в распространении антимонопольного законодательства на все виды предпринимательской деятельности (ранее оно охватывало 12 видов по стандартной промышленной классификации Кореи);
в разрешении формирования холдингов на определённых условиях;
во введении положения о рассмотрении баланса выгод для эффективности и негативных последствий концентрации и отмене изъятий, предусматривавших разрешение слияний в целях промышленной рационализации и повышения международной конкурентоспособности;
в ослаблении контроля злоупотреблений доминирующим положением на рынке: перевод с режима ex-ante на ex-post, т.е. пресечение лишь реальных злоупотреблений доминирующим положением;
в усилении контроля картельной практики: перевод с подхода rule- of-reason на per-se, т.е. запрещение согласования действий предприятий, если они приводят к несправедливому ограничению конкуренции.
В 2011 г. основными целями конкурентной политики Кореи стали:
-совершенствование деловых взаимоотношений между крупными компаниями и малым и средним бизнесом для их взаимного роста;
усиление мер по стимулированию конкуренции для стабилизации жизненного уровня населения страны;
-создание среды справедливой торговли, уполномочивающей потребителей;
распространение деловой культуры добровольного соблюдения законодательства о конкуренции.
Антимонопольное законодательство Кореи также включает: Price Stabilization Act (1973), Price Stability and Fair Trade Act (1975), Fair Subcontract Transactions Act (1984), Adhesion Contract Regulations Act (1986), Fair Labelling and Advertising Act (1999), Omnibus Cartel Repeal Act (1999). Кроме того, в сферу ответственности Комиссии по справедливой торговле Кореи с 1999 г. входит защита потребителей в специальных типах сделок, регламентируемых the Door-to-Door Sales, etc. Act (1995) и Installment Transaction Act (1991): в сфере электронных торгов, франшизы.
Для соблюдения прав потребителей в Корее создан Совет по защите потребителей (The Korea Consumer Protection Board — KCPB) на основе Consumer Protection Act (1987). KCPB является правоохранительным органом, способствующим качеству потребления и продвижению политики в области защиты прав потребителей.
Органом, ответственным за проведение антимонопольной политики в Корее, является Комиссия по добросовестной торговле (Korea Fair Trade Commission — КСТ). КСТ состоит из девяти членов, включая председателя и его заместителя, назначаемых президентом страны по представлению премьер-министра, а также секретариата, нескольких региональных отделений и шести бюро. В состав КСТ входят также подразделения по дерегулированию в разных секторах экономики.
КСТ осуществляет антимонопольный контроль по всем направлениям, публикует подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики, проводит активную правоприменительную практику. В основном используется выдача предписаний о прекращении нарушений, при выполнении которых против нарушителя редко возбуждается уголовное дело. Решения КСТ могут быть обжалованы в апелляционном суде Сеула. В последние годы значительное место в деятельности КСТ занимают вопросы снижения уровня государственного антимонопольного регулирования экономики в связи с экономическими реформами в Корее.
По результатам проведённого анализа систем антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи можно сделать вывод о необходимости использования их положительного опыта в регулировании конкуренции.
Китай как развивающаяся страна уделяет значительное внимание формированию системы конкурентного права в условиях построения и совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Система государственного антимонопольного регулирования разработана на основе успешного зарубежного и китайского опыта законотворчества, отображает как мировую практику, так и национальные особенности.
Японское антимонопольное регулирование представляет собой экономически обоснованную гибкую систему, ориентированную на особенности национальной рыночной экономики. И хотя Япония выбрала англосаксонский вариант, при общих нормах антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование.
Наряду с Японией Южная Корея является примером страны, где государство использует монополии в качестве инструмента структурной политики и стимулирования экономического роста [4, с. 45]. Результаты сравнения антимонопольного регулирования стран — «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют переход от жёсткой антимонопольной политики запретов и предписаний к более широко понимаемому антимонопольному регулированию.
Системы антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи переживают очередной этап реформирования, призванного повысить конкурентоспособность экономик. Поправки в антимонопольном законодательстве направлены в Японии на регулирование слияний и поглощений, в Китае — на совершенствование принципов. Активно развивается международное сотрудничество и координация между азиатскими странами в области обмена опытом, разработки инструментария реализации внутренних и внешних конкурентных политик, что значительно повышает их эффективность в регионе.
Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. В России же антимонопольная политика ограничивает не только действия хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления, то есть, можно сказать, что в нашей стране демонополизм принимает не только экономические, но и политические черты.
Глава 3. Конкуренция в экономике РТ ( г. Наб. Челны)
3.1. Конкуренция в экономике РТ
Татарстан является 6-м по объёмам производства и одним из наиболее экономически развитых регионов России. В 2010 году ВРП республики составил 878 млрд рублей. Доля Республики Татарстан в общероссийском производстве составляет (в %): полиэтилен — 51,9; каучуки синтетические — 41,9; шины — 33,6; автомобили грузовые — 30,5; синтетические моющие средства — 12,1; нефть — 6,6; картон — 4,5.
Важную роль в экономике Республики Татарстан играет аграрный сектор. Республика входит в тройку лидеров среди других регионов России по объёму сельскохозяйственной продукции.
Согласно Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан, на её территории выделяются 6 экономических зон (территориально-
В последние годы развивается конкурентная среда и в сфере нефтепереработки. В Республике Татарстан произошел качественный скачок в переработке нефти. На базе имевшейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАИФ-НК» (освоено производство автомобильных бензинов, авиационных топлив). Ежегодно в республике перерабатывается свыше 8 млн.тонн нефти и газового конденсата.
Информация о работе Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны