Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть конкуренцию и ее виды.
Задачи:
- изучить понятия и сущность конкуренции;
- определить виды конкуренции, дать сравнительный анализ с зарубежными странами;
- рассмотреть конкуренцию в экономике РТ и г. Набережные Челны;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Функции конкуренции 6
Глава 2. Виды конкуренции. Сравнительный анализ с зарубежными странами10
2.1. Классификация конкуренции 10
2.2 Сравнительный анализ с зарубежными странами 13
Глава 3. Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны 25
3.1. Конкуренция в экономике РТ 25
3.2. Конкуренция в экономике г. Набережные Челны 33
Заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее виды.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Согласно Антимонопольному закону, обеспечение соблюдения законодательства контролируется центральным правительством. Государ­ственный Совет при необходимости уполномочивает органы народных правительств провинций, автономных областей и муниципалитетов проводить антимонопольные мероприятия.

Перспективы развития конкурентной политики КНР до 2020 г.:

-               преобразование плановой экономики в рыночную, настроенную на унифицированную, открытую и честную конкуренцию; реорганиза­ция, слияние и акционирование государственных предприятий для повышения их конкурентоспособности;

-               регулирование рыночного порядка обращения, устранение регио­нальных барьеров и отраслевой раздробленности юридическими и экономическими методами;

-               совершенствование правовой системы в контексте потребностей китай­ской рыночной экономики и мирового экономического развития [8].

Конкурентная основа товарных рынков Японии заложена после Вто­рой мировой войны в результате роспуска крупнейших концернов, доми­нировавших в японской экономике, и принятия антимонопольного за­кона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливой торговли».

Японский антимонопольный закон составлен по образцу законов Шермана, Клейтона, о Федеральной торговой комиссии, но «...устанав­ливает более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения пред­приятий, сильно ограничивает участие банков в акционерном капитале компаний, полностью запрещает «чистые», т.е. не ведущие производст­венной деятельности холдинги и ограничивает совмещение директорских постов» [6, с. 62—63]. Конкурентная политика Японии была усилена дополнительными нормативными актами. Её положения содержатся так­же в Гражданском кодексе (1898), Коммерческом кодексе (1890), Законе о сделках с ценными бумагами (1948), законах о правовом режиме ряда отраслей (банки, предприятия, транспорт, торговля, сфера услуг и пр.).

К особенностям антимонопольного регулирования Японии следует отнести:

                  требование предварительного согласия антимонопольных органов на создание совместно управляемого предприятия, наследование или получение в аренду всего предприятия или его части, назначе­ние на управление всем предприятием или его важной частью;

                  недопущение осуществления сделки или реорганизации предприятия, результатом которой будет существенное ограничение конкуренции;

                  запрещение контролирования одной компанией более 25% товарного рынка или занятия в результате слияния (поглощения) перво­го места в отрасли по объёму выпуска (оказанных услуг);

                  защита мелких предприятий — поставщиков и исполнителей заказов обрабатывающей промышленности от произвола со стороны круп­ных заказчиков;

                  регулирование государством деятельности природных монополий, а также ценообразования и условий доступа на рынок природных монополий;

                  запрещение холдинговых компаний, в том числе иностранных, кро­ме компаний, которые ведут производственную деятельность, име­ют сеть дочерних предприятий;

                  существование «легальных картелей», которые действуют открыто, оформляются законами о льготных режимах, подлежат контролю в соответствии с законами и реорганизуются при выполнении задач их создания [1, 5, 6].

Закон неоднократно дорабатывался в соответствии с изменениями в экономике и промышленности страны. За период с 1947 г. можно вы­делить три основных этапа развития конкурентной политики Японии: 1947—1974 — введение и разработка; 1974—1989 — усиление и продвиже­ние; с 1989 — активное развитие. Последние существенные по­правки в закон сделаны в 2009 г., которые заключаются:

-                в расширении сферы применения дополнительного налогообло­жения к особому типу частных монополий и определённым типам несправедливой торговой практики, а также увеличении его разме­ра до 15%;

-                во введении системы приоритетного оповещения о приобретении акций и пересмотре порога уведомления;

-                в увеличении максимальных тюремных сроков с трёх до пяти лет за организацию картелей и манипулирование ценами.

Административным органом, применяющим и исполняющим антимонопольный закон в Японии, является Комиссия по добросовестной торговле. КСС подведомственна премьер-министру, но административно независима. Состоит из председателя и четырёх членов, утверждаемых парламен­том на пять лет по представлению премьер-министра, секретариата со штаб-квартирой в Токио и семи районных контор. КСС наделена широ­кими полномочиями по контролю над соблюдением антимонопольного законодательства, за нарушение которого предусматриваются суровые санкции от штрафа до лишения свободы. Комиссия разрабатывает руководящие материалы и инструкции по применению антимонопольно­го законодательства, проводит консультации по деятельности предпри­ятий и объединений предпринимателей, занимается информационным обслуживанием предпринимателей.

До 1980-х гг. Республика Корея проводила политику создания финансово-промышленных групп при участии государства и жёстком контроле над их ключевыми решениями со стороны правительства. При этом от­сутствовало антимонопольное законодательство, а промышленная поли­тика была промонопольной. Сегодня антимонопольное законодательство Кореи включает девять нормативных актов, в том числе об антимоно­польном регулировании и справедливой торговле (Monopoly Regulation and Fair Trade Act, 1980), —основном источнике регулирования конку­ренции в стране. С его принятием корейское правительство заявило о пе­реходе от административно-командной к рыночной экономике, осно­ванной на частном предпринимательстве и свободной конкуренции [17].

Закон установил новые «правила игры» на рынке, их главной целью явилось недопущение создания монополизированных рыночных струк­тур, устранение несправедливой торговой практики картелей и торговых ассоциаций [7, с. 53]. Основными элементами корейского антимонополь­ного законодательства являются:

                  запрещение злоупотребления доминирующим положением на рын­ке, которым считается контролирование одной компанией более 50% рынка или суммарная доля трёх или менее ведущих компаний на рынке от 75%;

                  недопущение чрезмерной экономической концентрации;

                  пресечение картелей и антиконкурентной практики торговых

                  ассоциаций;

                  контроль за недобросовестной торговой практикой — не допускает­ся согласование цен, условий продаж, квот; запрещается неоправ­данное ограничение условий торговли, недобросовестная реклама и ущемление интересов потребителей [7, с. 54].

Примечательно, что до 1999 г. вносимые в закон изменения были направлены на усиление роли контролирующих органов и расширение антимонопольного контроля, а с 1999 г.— на повышение эффективности антимонопольного контроля. Суть последних заключается:

                   в распространении антимонопольного законодательства на все виды предпринимательской деятельности (ранее оно охватывало 12 видов по стандартной промышленной классификации Кореи);

                   в разрешении формирования холдингов на определённых условиях;

                   во введении положения о рассмотрении баланса выгод для эффективности и негативных последствий концентрации и от­мене изъятий, предусматривавших разрешение слияний в целях промышленной рационализации и повышения международной конкурентоспособности;

                   в ослаблении контроля злоупотреблений доминирующим положе­нием на рынке: перевод с режима ex-ante на ex-post, т.е. пресечение лишь реальных злоупотреблений доминирующим положением;

                   в усилении контроля картельной практики: перевод с подхода rule- of-reason на per-se, т.е. запрещение согласования действий пред­приятий, если они приводят к несправедливому ограничению конкуренции.

В 2011 г. основными целями конкурентной политики Кореи стали:

                  -совершенствование деловых взаимоотношений между крупны­ми компаниями и малым и средним бизнесом для их взаимного роста;

                  усиление мер по стимулированию конкуренции для стабилизации жизненного уровня населения страны;

                  -создание среды справедливой торговли, уполномочивающей потребителей;

                  распространение деловой культуры добровольного соблюдения за­конодательства о конкуренции.

Антимонопольное законодательство Кореи также включает: Price Stabilization Act (1973), Price Stability and Fair Trade Act (1975), Fair Subcon­tract Transactions Act (1984), Adhesion Contract Regulations Act (1986), Fair Labelling and Advertising Act (1999), Omnibus Cartel Repeal Act (1999). Кроме того, в сферу ответственности Комиссии по справедливой торговле Кореи с 1999 г. входит защита потребителей в специальных типах сде­лок, регламентируемых the Door-to-Door Sales, etc. Act (1995) и Install­ment Transaction Act (1991): в сфере электронных торгов, франшизы.

Для соблюдения прав потребителей в Корее создан Совет по защите потребителей (The Korea Consumer Protection Board — KCPB) на основе Consumer Protection Act (1987). KCPB является правоохранительным органом, способствующим качеству потребления и продвижению полити­ки в области защиты прав потребителей.

Органом, ответственным за проведение антимонопольной полити­ки в Корее, является Комиссия по добросовестной торговле (Korea Fair Trade Commission — КСТ). КСТ состоит из девяти членов, включая председателя и его заместите­ля, назначаемых президентом страны по представлению премьер-мини­стра, а также секретариата, нескольких региональных отделений и шес­ти бюро. В состав КСТ входят также подразделения по дерегулированию в разных секторах экономики.

КСТ осуществляет антимонопольный контроль по всем направле­ниям, публикует подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики, проводит активную правопримени­тельную практику. В основном используется выдача предписаний о пре­кращении нарушений, при выполнении которых против нарушителя ред­ко возбуждается уголовное дело. Решения КСТ могут быть обжалованы в апелляционном суде Сеула. В последние годы значительное место в деятельности КСТ занимают вопро­сы снижения уровня государственного антимонопольного регулирования экономики в связи с экономическими реформами в Корее.

По результатам проведённого анализа систем антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи можно сделать вывод о необходимости использования их положительного опыта в регулировании конкуренции.

Китай как развивающаяся страна уделяет значительное внимание формированию системы конкурентного права в условиях построения и совершенствования системы социалистической рыночной экономики. Система государственного антимонопольного регулирования разработа­на на основе успешного зарубежного и китайского опыта законотворчест­ва, отображает как мировую практику, так и национальные особенности.

Японское антимонопольное регулирование представляет собой экономически обоснованную гибкую систему, ориентированную на особенности национальной рыночной экономики. И хотя Япония выбрала англосаксонский вариант, при общих нормах антимонопольной политики акцент делается преимущественно на отраслевое регулирование.

Наряду с Японией Южная Корея является примером страны, где государство использует монополии в качестве инструмента структурной политики и стимулирования экономического рос­та [4, с. 45]. Результаты сравнения антимонопольного регулирования стран — «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона демонстрируют переход от жёсткой антимонопольной политики запретов и предписаний к бо­лее широко понимаемому антимонопольному регулированию.

Системы антимонопольного регулирования Китая, Японии и Кореи переживают очередной этап реформирования, призванного повысить конкурентоспособность экономик. Поправки в антимонопольном законодательстве направлены в Японии на регулирование слияний и поглощений, в Китае — на совершенствование принципов. Активно развивается международное сотрудничество и координация между азиатскими странами в области обмена опытом, разработки инструментария реализации внутренних и внешних конкурентных политик, что значительно повышает их эффективность в регионе.

Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольная политика - это гибкая система постоянно действующих, мобильно перестраивающихся мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный характер. В России же антимонопольная политика ограничивает не только действия хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления, то есть, можно сказать, что в нашей стране демонополизм принимает не только экономические, но и политические черты.


Глава 3. Конкуренция в экономике РТ ( г. Наб. Челны)

3.1. Конкуренция в экономике РТ

Татарстан является 6-м по объёмам производства и одним из наиболее экономически развитых регионов России. В 2010 году ВРП республики составил 878 млрд рублей. Доля Республики Татарстан в общероссийском производстве составляет (в %): полиэтилен — 51,9; каучуки синтетические — 41,9; шины — 33,6; автомобили грузовые — 30,5; синтетические моющие средства — 12,1; нефть — 6,6; картон — 4,5.

Важную роль в экономике Республики Татарстан играет аграрный сектор. Республика входит в тройку лидеров среди других регионов России по объёму сельскохозяйственной продукции.

Согласно Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан, на её территории выделяются 6 экономических зон (территориально-производственных комплексов (ТПК)). На территории Нижне-Камской экономической зоны действует особая экономическая зона Алабуга, а также Нижнекамский нефтехимический и Набережночелнинский автомобилестроительный кластеры.

В последние годы развивается конкурентная среда и в сфере нефтепереработки. В Республике Татарстан произошел качественный скачок в переработке нефти. На базе имевшейся установки ЭЛОУ-АВТ создан современный нефтеперерабатывающий завод ОАО «ТАИФ-НК» (освоено производство автомобильных бензинов, авиационных топлив). Ежегодно в республике перерабатывается свыше 8 млн.тонн нефти и газового конденсата.

Информация о работе Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны