Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть конкуренцию и ее виды.
Задачи:
- изучить понятия и сущность конкуренции;
- определить виды конкуренции, дать сравнительный анализ с зарубежными странами;
- рассмотреть конкуренцию в экономике РТ и г. Набережные Челны;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Функции конкуренции 6
Глава 2. Виды конкуренции. Сравнительный анализ с зарубежными странами10
2.1. Классификация конкуренции 10
2.2 Сравнительный анализ с зарубежными странами 13
Глава 3. Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны 25
3.1. Конкуренция в экономике РТ 25
3.2. Конкуренция в экономике г. Набережные Челны 33
Заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее виды.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Дальнейшее развитие конкурентных преимуществ химической и нефтехимической отраслей промышленности республики связано с реализацией крупных и уникальных для Российской Федерации инвестиционных проектов.

В республике сформирована конкурентная среда по розничной реализации моторного горючего через сеть автозаправочных станций. Сегодня на территории республики расположены 939 автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций. Основными операторами нефтепродуктообеспечения в Республике Татарстан на оптовом рынке моторного топлива являются ОАО «Татнефть», ОАО «Холдинговая компания «Татнефтепродукт», ООО «Автодорстрой», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ЛУКОЙЛ».

Объем реализации нефтепродуктов, включая дизельное топливо, в 2011 году составил 2,2 млн.тонн.

Для дальнейшего развития конкуренции в вышеперечисленных сферах деятельности необходимо решение следующих проблем: наличие барьеров входа предприятий малого и среднего бизнеса на профильный рынок; рост и неравномерное распределение автозаправочных станций на территории республики относительно транспортных потоков; необеспеченность в полном объеме действующих и модернизируемых производств сырьевыми ресурсами, значительная часть которых сосредоточена в Западной Сибири и для транспортировки которых необходимо строительство современной инфраструктуры [11].

Электроэнергетика является базовым инфраструктурным сектором экономики Республики Татарстан. В целях обеспечения надежности энергопотребления, конкурентоспособности производимой электрической и тепловой энергии необходимо решение следующих проблем: физический износ оборудования, который отрицательно влияет на основные технико-экономические показатели производства (в настоящее время степень физического износа оборудования электросетевого хозяйства достигает 70%, генерирующих компаний – 40 – 45%); снижение физических объемов выполнения реконструктивных работ, направленных на повышение надежности и экономичности производства.

Предприятия машиностроения, легкой и пищевой промышленности ведут наиболее активную политику в создании поясов малых предприятий, выводя на принципы аутсорсинга производственные процессы, которые либо нецелесообразны для реализации на якорном предприятии, либо являются непрофильными для него.

В целях дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности в машиностроительной отрасли необходимо решение следующих проблем:

-                критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

-                технологическое отставание;

-                острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;

-                несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения;

-                дефицит денежных ресурсов для реализации программ стратегических преобразований, малоэффективное взаимодействие с финансово-кредитными организациями;

-                несовершенство системы производственной кооперации (промышленного субконтрактинга);

-                высокие производственные издержки, низкая рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;

-                недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (логистической) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

-                недостаточно развитая система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия.

Потребительский рынок в сфере розничной торговли – одна из наиболее значимых и динамично развивающихся отраслей экономики республики. В отраслевой структуре валового регионального продукта Татарстана доля оптовой и розничной торговли занимает 2 место после промышленности и составляет 12,5 процента. Этот рынок сегодня обеспечивает жизненные потребности населения в продовольственных и непродовольственных товарах.

На сегодняшний день в Республике Татарстан функционируют более 15 тыс.предприятий розничной торговли, при этом за последние 10 лет их количество увеличилось почти на 4 тысячи (в 2002 году – 11506, то есть рост за 10 лет более чем на 30 процентов). Кроме того, меняется формат торговых предприятий, открывается значительное количество супер- и гипермаркетов, что приводит к значительному увеличению размеров торговой площади в расчете на 1000 жителей республики.

Так, в целях дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности в сфере потребительского рынка необходимо решение следующих проблем:

-                     ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения с невысоким средним уровнем доходов;

-                     существенная дифференциация величины денежных доходов населения по муниципальным образованиям республики;

-                     низкий уровень конкурентоспособности секторов рынка услуг, что в случае вступления России в ВТО создает угрозу их поглощения иностранным капиталом;

-                     проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения труднодоступных и малонаселенных пунктов республики;

-                     недостаточный уровень квалификации работников потребительского рынка;

-                     проблема обеспечения доступности предприятий потребительского рынка и услуг для лиц с ограниченными возможностями;

-                     в сельских местностях Республики Татарстан (25% всего населения) наибольшее значение приобретает рациональная организация обслуживания между сельскими поселениями, так как более или менее полный комплекс сферы услуг может быть создан только в населенных пунктах с населением не менее 2 – 3 тыс. жителей.

Республика Татарстан среди субъектов Российской Федерации по итогам 2011 года занимает ведущие места: 3 место – по вводу жилья, 6 место – по объему работ, выполненных организациями по виду деятельности «строительство». В Приволжском федеральном округе по этим показателям Татарстан занимает первые места. Доля республики в экономике страны в объеме строительных работ составляет 4,6%, в объеме введенного жилья – 4,1 процента [11].

В рамках выполнения системы программных мероприятий по развитию конкуренции в части развития промышленности строительных материалов реализуются мероприятия, направленные на создание наукоемких и высокотехнологичных экспортно ориентированных производств, в частности:

-                     реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.06.2011 № 492, в соответствии с которой предусмотрено создание наукоемких и высокотехнологичных производств;

-                     разработан и утвержден план мероприятий по стимулированию реализации инновационных проектов федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».

В целях дальнейшего развития конкуренции в строительстве и производстве строительных материалов необходимо решение проблем существенного износа оборудования функционирующих предприятий.

Сегодня в республике динамично развивается IT-сектор.

В республике создана коммуникационная IT-инфраструктура – государственная интегрированная система телекоммуникаций (далее – ГИСТ), обеспечивающая бесперебойное и надежное функционирование системы «Электронное Правительство Республики Татарстан». ГИСТ позволяет всем территориально и организационно распределенным структурам органов власти республики быстро и эффективно взаимодействовать между собой, централизованно обеспечивать их доступом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и к основным сервисам ГИСТ, а также гарантирует информационную безопасность.

Несмотря на то, что в целом конкуренция на этом рынке достаточно высокая, в республике отсутствует системный интегратор, способный выполнить крупные комплексные проекты в виде заказов зарубежных, российских и татарстанских предприятий и организаций.

Жилищно-коммунальное хозяйство называют одной из самых стабильных отраслей, поскольку услуги, оказываемые населению, всегда востребованы. Это является главным стимулом для предпринимательской активности.

Развитие конкуренции в коммунальной сфере происходит крайне медленно. Толчком к ее развитию послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области энергосбережения и, как следствие, заинтересованность граждан в снижении расходов на оплату электроэнергии, тепла и воды, которая стимулирует внедрение организациями ресурсосберегающих технологий в производство. Необходимо продолжить модернизацию и стимулирование энергетической эффективности в указанных секторах экономики как факторов, способствующих развитию конкуренции.

Туризм в Татарстане – одно из наиболее перспективных направлений социально-экономического развития республики. Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12 процентов.

На рынке туризма в республике уровень конкуренции достаточно высок, необходима реализация мероприятий по формированию новых туристских продуктов, что особенно важно в преддверии Универсиады 2013 года и последующих крупных спортивных мероприятий, которые также будут проводиться в г.Казани.

Развивается спортивная инфраструктура. 28 новых спортивных объектов возводятся в преддверии XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани и чемпионата мира по футболу 2018 года. Сегодня многие из этих объектов уже введены в действие, кампусы заполнены студентами, что обусловило активное использование введенных спортивных объектов, увеличивается число учащихся, приезжающих на обучение из других регионов страны. Многие из них остаются жить и работать в Татарстане, что характеризует динамичное развитие конкуренции в этой сфере.

Развитие конкуренции в здравоохранении с учетом специфики медицинских услуг, а также высокая степень социальной ответственности здравоохранения требуют участия государства в регулировании отношений в сфере предоставления медицинской помощи и охране здоровья населения.

На современном этапе проявление конкуренции в здравоохранении – это со­вершенствование механизмов управления качеством в здравоохранении. В Респуб­лике Татарстан ведется активная работа по внедрению в медицинские учреждения менеджмента качества: за последние шесть лет 15 учреждений здравоохранения Республики Татарстан приняли участие в церемонии награждения Премией Прави­тельства Республики Татарстан за качество.

В республике разработана стратегия развития системы образования, в которой поставлены задачи по развитию и гармонизации всех ступеней образования – дошкольного, школьного, начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования.

В Республике Татарстан на начало 2011/2012 учебного года функционируют 1913 общеобразовательных учреждений с численностью обучающихся 379003 человека.

С целью обеспечения прозрачности формирования очереди ее изменение осуществляется в рамках «Электронного правительства» под системой «электронная очередь», развивается система негосударственных ДОУ. При этом активно используются механизмы государственно-частного партнерства, в рамках которых негосударственные ДОУ на каждого ребенка получают бюджетные средства, рассчитанные на основе финансовых норм. Эти нормативы одинаковы как для системы государственных, так и негосударственных ДОУ. Внесены изменения в проекты жилой застройки, предполагающие размещение ДОУ на первых этажах многоквартирных жилых домов. Эти меры способствуют развитию конкуренции в этом секторе. Принято 45 муниципальных программ по развитию сети ДОУ.

Развитие малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

В целях формирования условий для создания и эффективного функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, а также для улучшения их конкурентоспособности активно реализуются следующие основные мероприятия Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 – 2013 годы:

1) развитие лизинга оборудования: субсидирование первого взноса и процентной ставки (Лизинг-Грант).

Фонд программы в 2011 году составил 551 млн.рублей (330,6 млн.рублей – за счет средств федерального бюджета, 220,4 млн.рублей – за счет средств бюджета Республики Татарстан);

2) внедрение инноваций и технологической модернизации.

Фонд мероприятия составляет (с учетом дополнительных средств) 124,5 млн.рублей (74,7 млн.рублей – за счет средств федерального бюджета, 49,8 млн.рублей – за счет средств бюджета Республики Татарстан);

3) предоставление целевых субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере развития социального предпринимательства.

Информация о работе Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны