Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 03:55, курсовая работа
Конкуренция является ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений. Ведь именно она устанавливает тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции, ее влияние и роль на рынке.
Введение 6
1 Общая характеристика конкуренции 8
1.1 Понятие и функции конкуренции 8
1.2 Виды и методы конкуренции 11
2 Способы ведения конкурентной борьбы 17
2.1 Добросовестная конкуренция 17
2.2 Недобросовестная конкуренция 18
3 Государственное регулирование экономики 21
3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления 21
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 32
РЕФЕРАТ
Курсовая работа содержит 34 с., 26 источников, 2 приложения.
Конкуренция, совершенная и несовершенная конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, добросовестная и недобросовестная конкуренция, антимонопольное регулирование.
Конкуренция является ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений. Ведь именно она устанавливает тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики.
Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции, ее влияние и роль на рынке.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 Общая характеристика конкуренции 8
1.1 Понятие и функции конкуренции 8
1.2 Виды и методы конкуренции 11
2 Способы ведения конкурентной борьбы 17
2.1 Добросовестная конкуренция 17
2.2 Недобросовестная конкуренция 18
3 Государственное регулирование экономики 21
3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления 21
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 32
Приложение А Характерные черты основных моделей рынка 35
Приложение Б Экономические цели антимонопольной политики 36
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика представляет собой сложный организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма.
Конкуренция – это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемом предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема проса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
Конкуренция –
это главный механизм современного
рынка. Создание конкурентной среды
– важнейшее условие
Основные цели курсовой работы состоят в следующем:
Указанные выше цели помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, и его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.
При написании курсовой работы были использованы научные публикации в журналах, учебные пособия, интернет источники.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и функции конкуренции
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.
Первый определяет
конкуренцию как состязательнос
Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка 1.
Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства 2.
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП 3.
Рассмотрев сущность конкуренции, перейдём к характеристике её роли на рынке.
Во-первых, конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должны ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями.
Во-вторых, конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвел товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдет резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесет убытки. Макконнелл отмечает, что «в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются». Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
В-третьих, конкуренция
стимулирует научно-
В-четвёртых, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми субъектами рынка 4.
В современной рыночной экономике можно выделить следующие функции:
Вся совокупность
перечисленных функций
1.2 Виды и методы конкуренции
Являясь непременным условиям существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которых является действенным рычагом регулирования экономики.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы 7.
В связи с
этим различают конкуренцию
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной 8.
Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.
Для несовершенной конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) влиять на конъюнктуру рынка. При данном типе конкуренции существуют жёсткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями 9.
Различают три основных типа несовершенной конкуренции:
Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лорнера, формула (1):
, (1)
Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти;