Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 03:55, курсовая работа
Конкуренция является ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений. Ведь именно она устанавливает тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции, ее влияние и роль на рынке.
Введение 6
1 Общая характеристика конкуренции 8
1.1 Понятие и функции конкуренции 8
1.2 Виды и методы конкуренции 11
2 Способы ведения конкурентной борьбы 17
2.1 Добросовестная конкуренция 17
2.2 Недобросовестная конкуренция 18
3 Государственное регулирование экономики 21
3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления 21
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 32
Стратегическая
задача государственной
Основными принципами реализации антимонопольной политики являются:
Основные формы борьбы с монополизацией рынков:
Антимонопольное законодательство – это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монопольных действий. Антимонопольное законодательство основывается на противодействие недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов государства и контроля за их соблюдением. Закон Шермана, принятый конгрессом США в 1890 г., считается отправной точкой развития законодательства о конкуренции, хотя первый такой акт был принят Канаде в 1889 г.
Термин «законодательство о конкуренции» является общим обозначением для нескольких групп нормативных правовых актов, связанных проблематикой конкуренции, но отличающихся по объекту регулирования, используемым инструментам и результатам их применения.
Можно выделить
несколько видов
В научной литературе выделяют два типа антимонопольного законодательства – американский и западноевропейский. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип более либерален, в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка 22.
Выделяют следующие этапы развития антимонопольного законодательства:
1 этап: формирование
прецедентов законодательного
2 этап: формирование
антитрестовского
3 этап: формирование антитрестовского законодательства в Европе и мире в 1950-1970 гг. Принятие законов о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии. Римская конвенция, предполагающая единую политику ЕС в области конкуренции. Принятие в мире жесткого и ограничительного конкурентного права по американской модели.
4 этап: либерализация
конкурентного
5 этап: становление
международной системы
В России процесс становления и развития можно условно разделить на четыре этапа.
На первом этапе (1990 - 1993 гг.) отсутствует четкое распределение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политикой. На этом этапе экономическая политика не только определяла нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики, но и доминировала при практическом ее осуществлении. Хотя на этом этапе в антимонопольном регулировании были достигнуты определенные успехи (понимание необходимости антимонопольной политики, формирование органов антимонопольного регулирования, разработка и принятие законов), в целом антимонопольная политика не выполняла функций, необходимых для реализации ее собственных целей.
На втором этапе (1994 - 1998 гг.) начинается обособление антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и инструментарием.
На третьем этапе (1998 - 2003г.) приходит понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению экономической политики, оказывать влияние на эффективность. Политика демонополизации полностью переходит в ведение органов антимонопольного регулирования.
С 2004 г. начинается новый этап в развитии антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика направлена на поддержку конкуренции. Антимонопольный орган (ФАС) участвует в формировании государственной промышленно политики 24.
В течение всего периода формирования антимонопольной политики создавалась правовая база, определяющая антимонопольное регулирование.
Основные законы, регламентирующие антимонопольную деятельность в России (в течение всего периода):
Реализация антимонопольной политики возможна благодаря деятельности соответствующих органов.
В октябре 1990 г. был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАН России).
В мае 1995 г. в
целях обеспечения
Для реализации ФЗ «О естественных монополиях» в 1996 г. были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.
В целях формирования эффективной структуры органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.98 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных антимонопольных органов (МАП России).
В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.04. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций в сфере зашиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса) 25.
3.2 Современное антимонопольное регулирование
Современное антимонопольное регулирование со стороны государственных органов можно