Конкуренция, виды и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 03:55, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений. Ведь именно она устанавливает тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции, ее влияние и роль на рынке.

Содержание работы

Введение 6
1 Общая характеристика конкуренции 8
1.1 Понятие и функции конкуренции 8
1.2 Виды и методы конкуренции 11
2 Способы ведения конкурентной борьбы 17
2.1 Добросовестная конкуренция 17
2.2 Недобросовестная конкуренция 18
3 Государственное регулирование экономики 21
3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления 21
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

курсовая нов.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Стратегическая  задача государственной антимонопольной  политики в отношении отдельных рынков состоит в сохранении баланса конкурентных и монопольно - регулирующих сил. В связи с этим основными экономическими целями антимонопольной политики являются:

  • оптимизация экономической структуры рынка;
  • воздействие на экономическое поведение субъектов (ограничение и пресечение);
  • корректировка экономических результатов.

Основными принципами реализации антимонопольной политики являются:

  • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства и контроля за процессами концентрации;
  • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции;
  • законность, гласность, публичность в действиях антимонопольных органов.

Основные формы  борьбы с монополизацией рынков:

  • контроль слияний;
  • пресечение доминирующего положения;
  • недопущение ограничения конкуренции;
  • противодействие сговору;
  • разделение монополиста на несколько частей;
  • защита конкуренции на конкурсных торгах.21

Антимонопольное законодательство – это законы и  другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монопольных действий. Антимонопольное законодательство основывается на противодействие недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов государства и контроля за их соблюдением. Закон Шермана, принятый конгрессом США в 1890 г., считается отправной точкой развития законодательства о конкуренции, хотя первый такой акт был принят Канаде в 1889 г.

Термин «законодательство  о конкуренции» является общим обозначением для нескольких групп нормативных правовых актов, связанных проблематикой конкуренции, но отличающихся по объекту регулирования, используемым инструментам и результатам их применения.

Можно выделить несколько видов законодательства о конкуренции:

  • антитрестовское законодательство регулирует деятельность фирм, обладающих крупной долей рынка. Целью этого законодательства является ограничение действий этих фирм в пользу потребителей, поставщиков и конкурентов хозяйствующего субъекта;
  • естественно-монопольное законодательство устанавливает монопольные права в ряде «инфраструктурных» отраслей, а также особенности распоряжения собственностью в этих отраслях. Его цель – повышение экономической эффективности;
  • законодательство о добросовестной конкуренции запрещает действия компаний, которые не совместимы с обычаями делового оборота, требованиями добропорядочности, разумности, справедливости. Цель этого законодательства – предотвращение вреда, который причиняется или может быть причинен в ходе конкурентной борьбы;
  • законодательство против монопольных прав запрещает или ограничивает предоставление монопольных прав.

В научной литературе выделяют два типа антимонопольного законодательства – американский и западноевропейский. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип более либерален, в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые ограничивают возможности соперничества в том или ином секторе рынка 22.

Выделяют следующие этапы развития антимонопольного законодательства:

1 этап: формирование  прецедентов законодательного ограничения  монополистического поведения на рынках в конце XIX в. Это принятый в Канаде и США закон Шермана, получивший широкое распространение, как «хартия экономической свободы». Согласно этому закону любые договоры или объединения, имеющие целью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными.

2 этап: формирование  антитрестовского законодательства  США, 1900-1950 гг. В эти годы было принято несколько законодательных актов: закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию, горизонтальные слияния (объединение фирм одной отрасли); в 1914 г. был также принят закон о федеральной торговой комиссии, который запрещал несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли; закон Робинсона-Патмана (1936 г.), который был направлен на ограничение деловой практики в области торговли; закон Сэллара-Кифовэра (1950 г.) дополнил закон Клейтона запретом на слияние путем скупки активов. Запрещались не только горизонтальные, но и вертикальные (объединение компаний – последовательных участниц одного производственного процесса) слияния.

3 этап: формирование  антитрестовского законодательства в Европе и мире в 1950-1970 гг. Принятие законов о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии. Римская конвенция, предполагающая единую политику ЕС в области конкуренции. Принятие в мире жесткого и ограничительного конкурентного права по американской модели.

4 этап: либерализация  конкурентного законодательства  вслед за либерализацией экономических моделей в 1970 - 1990 гг.

5 этап: становление  международной системы конкуренции  с 1990 г. В этот период происходит  формирование антимонопольного законодательства в ста странах мира. Особенностями нынешнего этапа развития антимонопольного законодательства являются многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования 23.

В России процесс  становления и развития можно  условно разделить на четыре этапа.

На первом этапе (1990 - 1993 гг.) отсутствует четкое распределение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политикой. На этом этапе экономическая политика не только определяла нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики, но и доминировала при практическом ее осуществлении. Хотя на этом этапе в антимонопольном регулировании были достигнуты определенные успехи (понимание необходимости антимонопольной политики, формирование органов антимонопольного регулирования, разработка и принятие законов), в целом антимонопольная политика не выполняла функций, необходимых для реализации ее собственных целей.

На втором этапе (1994 - 1998 гг.) начинается обособление антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и инструментарием.

На третьем  этапе (1998 - 2003г.) приходит понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению экономической политики, оказывать влияние на эффективность. Политика демонополизации полностью переходит в ведение органов антимонопольного регулирования.

С 2004 г. начинается новый этап в развитии антимонопольного регулирования. Антимонопольная политика направлена на поддержку конкуренции. Антимонопольный орган (ФАС) участвует в формировании государственной промышленно политики 24.

В течение всего  периода формирования антимонопольной  политики создавалась правовая база, определяющая антимонопольное регулирование.

Основные законы, регламентирующие антимонопольную  деятельность в России (в течение  всего периода):

  • закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. (с изменениями и дополнениями);
  • закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г.;
  • федеральный закон (ФЗ) «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» от 14 июня 1995г.;
  • ФЗ «о рекламе» от 18 июля 1995 г. (в настоящее время утратил силу);
  • ФЗ «о естественных монополиях» от 17 августа 1995 г.;
  • ФЗ «о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1999 г.;
  • ФЗ «о рекламе» от 13 марта 2006 г.;
  • ФЗ «о защите конкуренции» от 26 июня 2006 г.

Реализация  антимонопольной политики возможна благодаря деятельности соответствующих органов.

В октябре 1990 г. был законодательно оформлен ведущий  антимонопольный орган – Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАН России).

В мае 1995 г. в  целях обеспечения государственной  политики по развитию предпринимательства  был создан Государственный комитет  РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Для реализации ФЗ «О естественных монополиях» в 1996 г. были созданы Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий на транспорте.

В целях формирования эффективной структуры органов  исполнительной власти Указом Президента РФ от 22.09.98 № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» было образовано Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которому были переданы функции упраздненных антимонопольных органов (МАП России).

В марте 2004 г. в контексте реализуемой в России административной реформы началась реорганизация МАП России. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.04. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России), которой переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций в сфере зашиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса) 25.

3.2 Современное антимонопольное регулирование

Современное антимонопольное  регулирование со стороны государственных органов можно


Информация о работе Конкуренция, виды и методы