Конкуренция, виды и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 03:55, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция является ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений. Ведь именно она устанавливает тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция - это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Целью данной курсовой работы является анализ конкуренции, ее влияние и роль на рынке.

Содержание работы

Введение 6
1 Общая характеристика конкуренции 8
1.1 Понятие и функции конкуренции 8
1.2 Виды и методы конкуренции 11
2 Способы ведения конкурентной борьбы 17
2.1 Добросовестная конкуренция 17
2.2 Недобросовестная конкуренция 18
3 Государственное регулирование экономики 21
3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления 21
3.2 Современное антимонопольное регулирование 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Файлы: 1 файл

курсовая нов.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Для прогнозирования  монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли, формула (2):

H = S1 2 + S2 2 + … + Sn 2, (2)

 

где    H – индекс Герфиндаля;

S1,S2,…, Sn – доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания и определяются в процентах как отношение объемов поставок фирмы к объему всего рынка.

Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями 50 %, 20 % 15 % и 15 %, то H=2500 + 400 + 2х 225 = 3350;

  1. монополистическая конкуренция – рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической продукции характерно производство дифференцированной продукции. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуги качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров долгосрочного пользования), близости к покупателям, интенсивности рекламы и т.п. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции фирмы вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Эта черта – главная для данной модели рынка.

Еще одна важная характеристика рынка монополистической  конкуренции – относительная  легкость вступления в рынок. Производители, работающие на эти рынки, обычно не очень крупны, поэтому сравнительно велик и требующийся для их становления начальный капитал.

Каждая фирма  в условиях дифференциации продукции  в некоторой степени обладает монопольной властью над своим товаром; она может повышать или понижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается как количеством производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Кроме того, на рынках монополистической конкуренции наряду с мелкими и средними могут действовать и весьма крупные фирмы. В современных рыночных структурах западных стран преобладают именно рынки монополистической конкуренции.

Названные выше типы конкурентного поведения применяются предпринимателями в зависимости от избираемых методов конкурентного соперничества 11.

Существуют  две основные группы методов конкуренции: ценовая и неценовая.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров или  предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях современного снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. При этом не происходит изменения ассортимента продукции и ее качества. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно лишь претендуют на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки 12.

Такой метод  конкурентной борьбы в свое время  использовала компания «Кока-кола»  при вторжении на рынки стран  Латинской Америки.

В последнее  время к ценовой конкуренции  вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающей техники и экономии на издержки производства.

Неценовая конкуренция  предполагает предложение товаров  более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента.

Неценовая конкуренция  включает:

  • изменение свойств продукции;
  • придание продукции качественно новых свойств;
  • создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существующих раннее;
  • обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа;
  • совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт и т.д.) 13.

В настоящее  время особое значение приобретают  такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, ее безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя и поставщика товара, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Важным инструментом конкурентной борьбы становятся товарные знаки и фирмы 14.

 

 

 

 

2 СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ

 

 

    •  Добросовестная конкуренция

Добросовестная  конкуренция – это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.

Основными методами являются:

  • повышение качества продукции;
  • снижение цен («война цен»);
  • реклама;
  • развитие до- и послепродажного обслуживания;
  • создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР 15.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование ценами, т.н. «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной и более  современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование2 качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

В качестве примера  можно привести тот факт, что известная  японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с  большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Но наряду с  методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы 16.

2.2 Недобросовестная конкуренция

В условиях жестокой борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции, т.е. недобросовестная конкуренция.

Основными методами являются:

  • экономический (промышленный) шпионаж;
  • подделка продукции конкурентов;
  • обман потребителей;
  • подкуп и шантаж;
  • махинации с деловой отчетностью;
  • валютные махинации.
  • сокрытие дефектов 17.

Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического.

Целью промышленного  шпионажа является получение данных о перспективах деятельности конкурента, производственных процессах, торговой стратегии, результатах научных исследований и промышленных разработок, об организациях, продающих его товар, списков потребителей, расчетных документов.

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества.

Существуют  различные способы получения  конфиденциальной информации о деятельности конкурентов, как законных, так и незаконных. Законными средствами считаются сбор и анализ информации из официально публикуемых источников, докладов, отчетов, изучений продукции конкурентов и т.д. К незаконным средствам относят подкуп сотрудников из основных отделов конкурента, шантаж и другие виды давления.

На рынке, продукция  конкурентов не редко подделывается. Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

Обман потребителей подразумевает использование в  ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

 

 

3.1 Антимонопольное регулирование, этапы его становления

Конкуренция может  оказаться под угрозой, если власть и рычаги экономического воздействия на рынок будут сконцентрированы в руках небольшого количества его участников. Любые ограничения соревнования в условиях рыночной системы препятствуют свободному действию рыночных механизмов, ведет к диспропорции спроса и предложения, нерациональному использованию производственных мощностей и факторов развития и как результат, к снижению эффективности рыночной системы 19.

Эффективность функционирования общества достигается  за счет результативности отдельных отраслей и уровня правительственной политики. Виды инструментов государственной политики, направленной на корректирование экономического поведения и структуры рынка, разнообразны, но в данной курсовой работе будет рассмотрено только государственное антимонопольное регулирование, призванное обеспечивать такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления интересов конкурентов или нарушения прав потребителей 20.

Антимонопольное регулирование  – это деятельность государства, направленная на защиту прав потребителей, предотвращение монополизации отдельными предприятиями тех или иных видов производства. Это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции, не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.

Антимонопольное регулирование распространяется на все типы хозяйствующих структур, функционирующих в экономике, и является важнейшим инструментом государственного управления.

Цели, задачи, объекты, субъекты, направления, методы, способы, инструменты антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой, проводимой в экономической системе. Антимонопольная политика призвана обеспечить такие условия функционирования рынка, при которых не возникает избирательного ущемления конкурентов или нарушения прав потребителей.

Антимонопольная политика – это комплекс мер, направленных на:

  • демонополизация экономики;
  • контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынок;
  • пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции;
  • устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке;
  • пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка;
  • формирование общественного сознания в пользу рыночных структур;

Информация о работе Конкуренция, виды и методы