Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования - изучить конкурентную среду предприятия и разработать предложения по повышению конкурентоспособности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
.1 Понятие, виды и сущность маркетинговых исследований
.2 Процесс проведения маркетингового исследования
1.3 Особенности исследования конкурентов. Основные методы
2. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОАО "МИНСКИЙ ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Конкурентные и рыночные позиции предприятия
.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия
3 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Открытое акционерное общество "Минский завод строительных материалов" создано на основании приказа Минского городского территориального фонда государственного имущества от 24 декабря 2003 года № 192 путем преобразования производственного республиканского унитарного предприятия "Минский завод строительных материалов" в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах и зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100008102.
В 2006 - 2007 гг. выполнена модернизация туннельной печи обжига № 5 с автоматизацией контроля температуры, давления и установкой газогорелочных устройств фирмы "Kromschroeder" (Германия), что позволило: увеличить выпуск изделий, получить равномерную окраску кирпича, улучшить его механические показатели (прочность, морозостойкость), автоматизировать контроль температуры и давления.
С марта 2007 г. введен в действие автомат-пакетировщик полнотелого кирпича, который позволил механизировать процесс сортировки, решить проблему сортировки полнотелого кирпича без привлечения дополнительной рабочей силы и тем самым увеличить выпуск кирпича керамического полнотелого. Структура расходов ОАО "Минский завод строительных материалов" представлена в таблице 2.1. Как видно из таблицы 2.1, большую часть в общем объеме расходов составляют затраты на оплату труда персонала и сырье и материалы. Это обусловлено спецификой деятельности предприятия.
Таблица 2.1 - Структура расходов ОАО "Минский завод строительных материалов"
№ п/п |
Виды расходов |
Доля отдельных видов расходов, % |
1 |
Оплата труда персонала |
26,8 |
2 |
Транспортные расходы |
8,7 |
3 |
Сырье, материалы |
21,7 |
4 |
Коммунальные платежи и оплата услуг связи |
14,5 |
5 |
Реклама, коммерческие расходы |
9,7 |
6 |
Канцтовары, и прочие расходы |
18,6 |
ИТОГО |
100 |
Для повышения производительности и качества выпускаемой продукции, а соответственно и увеличения прибыли, предприятием закупается новое оборудование, производится монтаж обжиговых печей и т.д. Но вместе с этим на предприятии создана своя ремонтная база, что позволяет экономить средства на покупку запасных частей, а главное - обеспечивает бесперебойную и эффективную работу всего завода.
.2 Конкурентные и рыночные позиции предприятия
Разработка стратегии начинается с проведения анализа внешней и внутренней среды. Отправной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, один из самых распространенных видов анализа в стратегическом управлении. SWOT- анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах. Первый шаг SWOT-анализа - это оценка конкурентных и рыночных позиций фирмы. Этот этап позволит нам оценить ситуацию вне предприятия и понять, какие у нас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
.Факторы спроса и экономические факторы. Размер рынка по производству кирпича Республики Беларусь за 2007г. составляет примерно 600 млн. штук. При этом темпы роста размеров рынка по производству кирпича по Республике составили 20-25%. Темпы роста объемов продаж ОАО "Минский завод строительных материалов" составляют 30-40%, что превышает темпы роста размеров рынка производства кирпича по Республике Беларусь. Это обусловлено тем, что предприятие реализует качественную продукцию по приемлемой цене. Структура спроса ОАО "Минский завод строительных материалов" практически не отличается от общей структуры спроса. Положительным моментом здесь является то, что фирма быстро реагирует на любые изменения на рынке и корректирует размеры поставок тех или иных видов кирпича.
. Факторы конкуренции.
У ОАО "Минский завод
Минский керамический завод ОАО "Керамин";
Гродненский комбинат строительных материалов;
Дзержинский силикатный завод;
Обольский керамический завод;
также имеется ряд индивидуальных предпринимателей (ИП), которые поставляют и реализуют кирпич и кирпичные изделия партиями на рынках и в магазинах Республики Беларусь.
Обобщенно конкурентное положение ОАО "Минский завод строительных материалов" представлено в таблице 2.2. Знак "+" в данной таблице означает преимущество ОАО "Минский завод строительных материалов" относительно конкурента, знак " - " - худшее положение, знак " = " - относительно равное положение.
№ п/п |
Конкуренты |
Цена |
Качество |
Доля на рынке |
Ассортимент |
Безопасность для здоровья |
Наличие сертификатов |
1 |
ОАО Керамин" |
+ |
+ |
+ |
= |
= |
= |
2 |
Гродненский комбинат строительных материалов |
- |
+ |
+ |
- |
= |
= |
3 |
Дзержинский силикатный завод |
- |
+ |
+ |
- |
= |
= |
4 |
Обольский керамический заво |
+ |
+ |
- |
- |
= |
- |
5 |
Индивидуальные предприниматели |
+ |
+ |
+ |
= |
= |
= |
Итак, как видно из таблицы 2.2, в целом положение ОАО "Минский завод строительных материалов" на рынке производства кирпича является хорошим, однако следует обратить внимание на лидерство в цене большинства конкурентов, что, в свою очередь, окупается качеством продукции ОАО "Минский завод строительных материалов", подтвержденным различными сертификатами, и безопасностью для здоровья.
Доля каждой фирмы на рынке производства кирпича Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1. Как видно из рисунка 2.1, наиболее серьезным конкурентом для ОАО "Минский завод строительных материалов" является Минский керамический завод ОАО "Керамин" - все рассмотренные нами конкурентные показатели этих фирм находятся на разных уровнях, но при этом доля Минского керамический завод ОАО "Керамин" на рынке производства кирпича превышает долю на рынке анализируемой нами организации.
Рисунок 2.1 - Структура рынка кирпича Республики Беларусь.
Положительным моментом ОАО "Минский завод строительных материалов" является невысокая цена при качественной продукции, что немаловажно для нынешних покупателей. Также следует отметить, что в настоящее время ведется строительство нового цеха по изготовлению лицевого кирпича. Это позволит повысить производительность и качество выпускаемой продукции, повысить прибыль предприятия, создать новые рабочие места. В стадии завершения находится монтаж сушильного отделения, параллельно ведётся монтаж обжиговых печей. Построена трансформаторная подстанция, на 90% произведён подвод электрификации, забетонированы полы.
3. Факторы закупки
и сбыта продукции. ОАО "
. Социально-культурные
факторы и сезонность. Продукция
ОАО "Минский завод
· крупные строительные организации, обеспечивающие около 70% продаж кирпича: организации, взявшие на себя функцию поставок стройматериалов, инвесторы, подрядчики;
· малые и средние строительные предприятия, базы стройматериалов и прочие торговые организации - 25% объема продаж;
· население, занимающееся индивидуальным строительством около 5% продаж.
Рисунок 2.2 Сегментация потребительской группы.
Следует учесть, что спрос покупку кирпича увеличивается на 18% в теплые времена года. Учитывая все возможные рыночные факторы, проследим конкурентные и рыночные позиции предприятия в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Конкурентные и рыночные позиции ОАО "Минский завод строительных материалов"
Возможности |
Угрозы |
Высокие темпы роста рынка производства кирпича |
Ограниченная территория реализации продукции (в пределах Республики Беларусь) |
Темпы роста объема продаж ОАО "Минский завод строительных материалов" превышают общие темпы роста рынка производства кирпича |
Зависимость от поставщика (сроки поставки, ассортимент, количество и т.д.), угроза появления новых конкурентов |
Высокая доля ОАО "Минский завод строительных материалов"на рынке производства кирпича |
Доля "Минский завод строительных материалов" на рынке на 3% меньше, чем у лидера |
Намерения лидерства в отрасли по качеству новой продукции |
Немалая степень износа оборудования, специализированной техники |
Наличие всех необходимых сертификатов |
Сезонность спроса на продукцию |
Быстрая реакция фирмы на изменение структуры спроса |
.3 Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь недостаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие силы и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
. Маркетинг на предприятии. На предприятии ОАО "Минский завод строительных материалов"
маркетинговой деятельностью занимается в основном директор предприятия совместно с бухгалтером предприятия, образуя так называемую секцию маркетинга, основными задачами которой являются:
разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия;
исследование потребительских
свойств производимой продукции
и предъявляемых к ней
ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;
исследование потребительских
свойств производимой продукции
и сбор информации об удовлетворении
ими покупателей, анализ соответствия
выпускаемой продукции
подготовка предложений по привлечению сторонних организаций по решению проблем маркетинга, изучение спроса на продукцию;
выявление системы взаимосвязи между различными факторами, влияющими на состояние рынка и объем продаж;
организация рекламы при помощи СМИ;
обеспечение наружной рекламы;
организация участия предприятия в выставках.
Продвижением продукции занимается отдел сбыта, а именно специалисты по сбыту продукции. Положительным является то, что при общей численности в семь человек половина персонала непосредственно связана с реализацией кирпича, что способствует постоянному увеличению объема продаж и росту доли организации на рынке. Однако отрицательная черта заключается в том, что на предприятии отсутствует менеджер, то есть специалист, который непосредственно занимался бы продвижением продукции, сбором информации о конкурентах, что является существенным упущением, т.к. предприятие не может оперативно отслеживать действия конкурентных фирм и принимать соответствующие решения.
Информация о работе Конкурентная среда ОАО" Минский завод стройматериалов"-