Конкурентноспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

ктуальность темы. В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность берюков.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

К основным факторам этой оценки относят: [9. с. 189]

экономический потенциал и темпы  роста экономики;

уровень развития науки техники;

участие в международном разделении труда;

динамичность и емкость внутреннего  рынка;

социально - экономическую  и внутриполитическую ситуацию;

гибкость финансовой системы;

государственное регулирование экономики;

обеспеченность трудовыми и  материальными ресурсами и уровень  квалификации ресурсов.

Искусство конкуренции  сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.

В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми моментами успеха в конкурентной борьбе являются: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, техническое обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и другие; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.

Выпуская конкурентоспособные  товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность  выпускаемых товаров используется наряду с ценовыми методами и неценовыми.

На основе выявления  рыночных изменений конъюнктуры  анализируемого товара производится отбор  тех групп товаров, которые в  большей мере соответствуют запросам потребителей. [4. с. 285]

Далее изучаются прогнозы появления новых товаров-конкурентов. При этом выделяются те новинки, вероятность продажи которых очевидна и которые вызовут жесткое соперничество между конкурентами. После этого формируются технические требования к параметрам товаров. В заключение составляются оценочные таблицы соответствия параметров нескольких интересных новинок и тех технологий, без которых невозможен выпуск нового товара.

В конечном итоге выбор  варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в  области технологии, материального  обеспечения. Правильно выбранный вариант повышения конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь и получить итоги по анализу этого широкого спектра товаров позволяет сформулировать программу целенаправленного изменения в производственной финансово-экономической и сбытовой работе промышленной фирмы для уменьшения ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет  различные стратегии. Он, например, может: [4. с. 285]

добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;

выбрать из намеченных к  производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществлять на этой основе прорыв на рынке;

отыскать новое применение выпускаемым товарам;

найти выход на новые  рынки, как со старыми, так и с  новыми товарами;

осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями  покупателей;

регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант  закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца. [4. с. 285]

Ключевым моментом в  завоевании позиций на рынке относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров подготовка и организация  производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое больше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что сегодня прочие предприятия и фирмы в нашей стране приступают к серьезной реструктуризации производства и наряду с обновлением профильной продукции налаживают выпуск товаров народного потребления.

Однако создание нового товара - процесс чрезвычайно сложный, так как помимо конструкторско-технологических решений и модернизации производственной базы речь идет, в конечном счете, о создании такой товарной массы, которая полностью отвечает требованиям рынка. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выходы на рынок, непременные производственные проблемы, т.е. в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика. [5. с. 205]

При выборе путей повышения  конкурентоспособности товара нередко  бывает очень своевременное решение  не о запуске нового, а о модификации  товара. Решение о модификации  товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

Бесспорным является и развитие такого направления повышения  конкурентоспособности товара, как  своевременное оказание комплекса  услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечением их постоянной готовности к высокоэффективной эксплуатации, т.е. сервисное обслуживание. При умелой организации сервиса является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

Сегодня среди составляющих конкурентоспособности товара цена уже не доминирует. На лидирующие позиции  выходят потребительские свойства (функциональность, дизайн) и уровень  сервиса, под которым понимается не только возможности ремонта, но и быстрота, с которой он может быть произведен в любой точке планеты.

Рассмотрим понятие  конкурентоспособности с позиции  качества.

Это очень важный критерий, характеризующий возможности фирмы  существовать в рыночных условиях. [5. с. 205]

Понятие конкуренции (как  и понятие качества) весьма разнообразно (конкуренция фирм, государств, внутриотраслевая, межотраслевая, ценовая, неценовая, недобросовестная, олигополистическая, монополистическая, функциональная, видовая, предметная, прямая, скрытая, свободная, совершенная и т.п.). В общем случае под конкуренцией понимают: элемент рыночного механизма или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыль, получение заказа, или механизм регулирования пропорций общественного производства.

Нас интересует сейчас конкурентоспособность  товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

Оценка конкурентоспособности  товара производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей продукцией другой фирмы. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качества.

Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение конкурентоспособности не принимаются.

Из сказанного ясно, что  в расчете конкурентоспособности  может быть внесено много субъективного. Кроме того, в них из квалиметрии взят принцип получения комплексных характеристик качества продукции, что чревато компенсацией значений одних характеристик значениями других. Все это говорит об относительности и осторожности в такого рода оценках. Из книги рекордов Гиннеса известен следующий случай. Генри Форд организовал опрос большого количества потенциальных покупателей о качественных характеристиках и цене желаемого автомобиля, т.е. была установлена идеальная потребительная модель. Затем по результатам анализа опроса, был спроектирован и изготовлен автомобиль, который, однако, никем не был куплен.

Качество продукции  и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции: недостаточно ограничиваться оценкой  уровня конкурентоспособности товара до выхода на рынок; следует относиться к формированию ситуации на рынке активно, приобретать большой имидж, влиять на состояние между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие бытовой сети, рекламной деятельности и т.п.). Вместе с тем обращаем внимание, что, качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.

Достижение одновременного улучшения качества и цены потребления  продажной цены и цены потребления (продажной цены и затрат потребителя) возможно в условиях организации системы управления известной как «всеобщее руководство качеством».

Регулирующая роль рынка, как известно, чрезвычайно жесткая: предприятия, которые не уделяют  должного внимания качеству товара, рынок  уничтожает. Разрушаются целые отрасли, не выдерживая конкуренции с западными и восточными фирмами, несмотря на протекционистскую таможенную политику государств.

Качество, как стратегия  реформ, должно стоять выше приватизации, выше стабилизации прибыльности (доходности), выше инвестиций и структурной перестройки. Причем очень важно понять, что качество не требует больших инвестиций, более того, инвестиции без гарантий качества - потерянные деньги.

Инвестиции в качество должны быть направлены, прежде всего, на людей. Изменение взглядов, принципов, получение новых знаний - самая главная сегодня задача. Закупка современных технологий, модернизация производства оправдана только тогда, когда в результате будет выпускаться качественная конкурентоспособная продукция.

Однако, что же вкладывается в эти понятия? Согласно международному стандарту ИСО 8402-080 качество продукции (услуги) - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают предполагаемые потребности.

По мере развития экономических  реформ в России все большее внимание уделяется качеству, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличия у производителя системы качества и сертификата на эту тему, выданного авторитетным сертифицирующим его органом.

Обобщая вышеизложенное, можно указать, что на конкурентоспособность  продукции влияют следующие факторы: [5. с. 205]

нормативные;

технические;

экономические;

организационные.

 

Глава 2. Анализ оценки и управление конкурентоспособностью на коммерческом предприятии

2.1.Характеристика  коммерческой деятельности на предприятии

 

ООО «Агротен-Дон» является правопреемником Ростовского хлебокомбината, пущенного в эксплуатацию в 1940 году. Первоначально хлебозавод имел один хлебобулочный цех с отделениями – дрожжевое, тестомесильное и печное и ориентировался на выработку формовых сортов хлеба. В хлебобулочном цеху было установлено три печи, на которых вырабатывались – хлеб I сорта, хлеб II сорта и булочные изделия.

В 1958 году освоен выпуск бараночных изделий на новой механизированной линии.

В 1960 году была первая реконструкция  предприятия. Тогда заменили 3–и хлебопекарных  печи. В том же году построен второй цех – кондитерский по выработке  тортов и пирожных.

Начиная с 1967 года – переспециализация на выпуск булочных изделий. Если в 1962 году удельный вес булочных изделий составлял 14 %, то в 1980 году он вырос до 61 % в общем выпуске хлебобулочных изделий.

В 1972 году был построен склад бестарного хранения муки закрытого типа, что позволило полностью механизировать этот участок и свести к минимуму потери муки при её приёмке и подаче в производство. Одновременно был построен двухэтажный бытовой корпус. В нём располагается столовая, медпункт с физиотерапевтическим и зубным кабинетом.

Информация о работе Конкурентноспособность