Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Экономический кризис показывает, что ориентация экономики страны преимущественно на экспорт природных ресурсов делает ее зависимой от факторов объективного и субъективного характера. По данным таможенной статистики в 2009г. экспорт составил 352,5 млрд. долл., импорт 199,7 млрд. долл. Соотношение объемов экспорта и импорта доказывает, что Россия является одним из активных субъектов международных экономических отношений. Вместе с тем анализ структуры этих показателей свидетельствует о преобладании в структуре экспорта сырьевой составляющей. В этих условиях важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования конкурентоспособности предприятия………………………………………………..4
Понятие конкурентоспособности предприятия……………………………..4
Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия………………..13
Глава 2. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно-экономического механизма управления………………………….26

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТОСП ПР-Я.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования конкурентоспособности предприятия………………………………………………..4

  1. Понятие  конкурентоспособности  предприятия……………………………..4
  2. Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия………………..13

Глава 2.     Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно-экономического механизма управления………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение конкурентоспособности предприятий необходимо для их успешного функционирования в условиях рыночной экономики и предполагает постоянный анализ ряда влияющих факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.

Экономический кризис показывает, что ориентация экономики страны преимущественно на экспорт природных ресурсов делает ее зависимой от факторов объективного и субъективного характера. По данным таможенной статистики в 2009г. экспорт составил 352,5 млрд. долл., импорт 199,7 млрд. долл. Соотношение объемов экспорта и импорта доказывает, что Россия является одним из активных субъектов международных экономических отношений. Вместе с тем анализ структуры этих показателей свидетельствует о преобладании в структуре экспорта сырьевой составляющей. В этих условиях важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Необходимым условием успешного функционирования предприятий в условиях роста конкуренции является их способность производить качественную продукцию. При этом понятие качества включает не только соответствие характеристик продукции требованиям потребителя, но и способность предприятия стабильно производить продукцию в установленные сроки, обеспечивая надлежащее послепродажное обслуживание. Это достигается повышением качества персонала, совершенствованием техники и технологии производства, что невозможно без соблюдения международных стандартов качества менеджмента, охраны труда персонала и охраны окружающей среды. Учет этих факторов оказывает значительное влияние на повышение конкурентоспособности продукции.

Под влиянием требований мировой общественности и в соответствии с решениями правительств экономически развитых стран предприятия переходят  на единую интегрированную систему менеджмента предприятия, базирующуюся на серии международных стандартов ISO 9000 (система менеджмента качества), ISO 14000 (система менеджмента окружающей среды), OHSAS 18000 (система менеджмента профессиональной безопасности и охрана труда). Это позволяет повысить технологичность разработки и функционирования систем менеджмента предприятия, сформировать его гармонизированную структуру, повысить мобильность и возможность их адаптации к изменяющимся условиям, привлекательность для потребителей и инвесторов и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность. Характерным примером является деятельность по совершенствованию оборудования и технологических процессов на крупных промышленных предприятиях.

Следует различать понятия  «конкурентоспособность» и «конкурентные 
преимущества».

Под конкурентоспособностью понимается способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары.

Конкурентные  преимущества предприятия определены, как наличие одного или нескольких свойств деятельности, которые превосходят соответствующие свойства конкурентов и являются значимыми для рынка.

Между этими понятиями  установлена взаимосвязь на основе обоснования уровней конкурентоспособности, к которым отнесены:

  • конкурентоспособность на уровне абсолютного лидерства;
  • конкурентоспособность на уровне наличия относительных преимуществ;
  • конкурентоспособность на уровне рыночного самосохранения.

Структура общего показателя рыночной конкурентоспособности предприятия определяется на основе учета следующих составляющих:

  • конкурентоспособность товара;
  • рыночное положение предприятия;
  • эффективность производственно-хозяйственной деятельности. 

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования конкурентоспособности предприятия

 

1. Понятие  конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность – это способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на тот же рынок аналогичные товары. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.  Европейский форум по проблемам управления определил, что конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности предприятий в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов. Также было определено, что рыночная конкурентоспособность является условием существования и развития предприятия. Для ее обеспечения предприятие должно формировать тактические и стратегические инструменты конкурентной борьбы. Стратегия конкурентной борьбы должна предусматривать развитие конкурентных преимуществ предприятия и обеспечение их относительной устойчивости.

Конкурентное преимущество предприятия определяет ряд факторов, характеризующих превосходство конкретного производителя товаров и услуг над конкурентами, измеряемое экономическими показателями. Его источниками являются материальные факторы и невещественные активы.

При оценке конкурентных преимуществ предприятия рекомендуется исходить из следующих положений: во-первых, ключевым субъектом, который определяет конкурентоспособность, является потребитель; во-вторых, конкурентные преимущества формируют в первую очередь факторы прямого действия; в-третьих, конкурентные преимущества должны связываться с определенными границами рынка.

Основными признаками при классификации конкурентных  преимуществ  могут служить:    

  • финансово-рыночные преимущества (расходы на единицу продукции, уровень рентабельности);
  • рыночно-регулятивные преимущества (доля рынка, концентрация рынка, взаимодействие с органами государственного и регионального регулирования); товарно-рыночные преимущества (уровень качества традиционных свойств товаров определенной группы, наличие у них особых свойств);
  • коммуникационно-рыночные преимущества (известность торговой марки, имидж товаров).

Факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия находятся в постоянной динамике, благоприятное или неблагоприятное направление которой зависит от процессов, инициируемых самим предприятием (внутренние факторы) или процессами, происходящими на рынке (внешние факторы).

В соответствии с Концепцией устойчивого развития мирового 
хозяйства, принятой ООН в 1992 году стратегию формирования конкурентных 
преимуществ предприятия необходимо рассматривать в контексте 
рационального использования природных ресурсов и взаимодействия с 
окружающей средой.

В частности стратегия  формирования конкурентных 
преимуществ должна решать следующие задачи: изменение качества 
экономического роста (снижение уровня ресурсоемкости), сохранение и 
развитие ресурсной базы, гармонизация (интеграция) экономических и 
экологических      проблем,      повышение эколого-экономической эффективности управленческих решений, интеграция демографической политики с экологическим и другими социально-экономическими элементами.

Как показывает мировая  практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих задач гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  предприятия соотносятся между собой как часть и целое. Возможность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Для того, чтобы более  полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, необходимо дать как можно полное представление о продукции (товаре), производимой предприятием.

Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

В литературе конкурентоспособность товара определяется как такой уровень его экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность – сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара - конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, условий поставки и эксплуатации в процессе производственного и личного потребления.

Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности  товара.

Технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями на рынке. Эти требования наиболее полно отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса как у нас в стране, так и за рубежом. Основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

Под стандартизацией  понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю.

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

Международные стандарты  устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и  правил различных стран. В этих целях  функционирует специально созданная Международная Организация Стандартизации.

Качество товара - это  степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим  методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

Техническая конкурентоспособность  товаров - показатель весьма гибкий и  динамичный. Он меняется в соответствии с темпами научно-технического прогресса, происходящего как внутри страны, так и у ведущих мировых производителей той или иной продукции.

Целесообразно рассмотреть также коммерческие условия конкурентоспособности, к которым относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень цен, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия