Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

Экономический кризис показывает, что ориентация экономики страны преимущественно на экспорт природных ресурсов делает ее зависимой от факторов объективного и субъективного характера. По данным таможенной статистики в 2009г. экспорт составил 352,5 млрд. долл., импорт 199,7 млрд. долл. Соотношение объемов экспорта и импорта доказывает, что Россия является одним из активных субъектов международных экономических отношений. Вместе с тем анализ структуры этих показателей свидетельствует о преобладании в структуре экспорта сырьевой составляющей. В этих условиях важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования конкурентоспособности предприятия………………………………………………..4
Понятие конкурентоспособности предприятия……………………………..4
Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия………………..13
Глава 2. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно-экономического механизма управления………………………….26

Файлы: 1 файл

КОНКУРЕНТОСП ПР-Я.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая вышеизложенное, можно указать, что на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы:

  • нормативные;
  • технические;
  • экономические;
  • организационные.

К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами.

Глава 2. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно – экономического механизма управления

 

Организационно  – экономический механизм управления конкурентоспособностью предприятия – совокупность элементов, взаимодействие которых определяет способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам 
покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на те же 
рынки аналогичные товары. Направления совершенствования 
организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия можно рассматривать в рамках процессного подхода, т.е. фокусироваться на «входе», «выходе» и процессах внутри предприятия. Исходя из этого можно совершенствовать организационно–экономический механизм управления за счет использования различных рынков ресурсов и влияния на поведение потребителей. Механизм управления конкурентоспособностью предприятия может рассматриваться на следующих уровнях: макро-, мезо- и микроуровне. Макроуровень – глобальный уровень, влияние которого проявляется на мезо- и микроуровнях, к инструментам которого можно отнести международные соглашения и конвенции, регулирующие и регламентирующие конкретные виды и аспекты предпринимательской деятельности или опосредствовано влияющие на конкурентоспособность предприятий. Мезоуровень – уровень национальной экономики, регионов, отраслей. Микроуровень – уровень отдельных предприятий, который учитывает и глобальные, междунациональные тенденции и требования, а также региональные особенности управления.

Совершенствование организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия возможно лишь при государственной поддержке. К основным принципам влияния государства на развитие организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия можно отнести:

– принцип эффективности (снижение влияния негативных явлений рынка: монополий, цикличности, недобросовестной конкуренции, и т.п.);

– принцип стабильности (обеспечение стабильности развития экономики, контроль уровня безработицы, поддержка экономического роста и т.п. путем использования финансовой, таможенной, налоговой, внешнеэкономической политик государства);

– принцип системности (обеспечение системного подхода к решению экономических, экологических, социальных и прочих проблем);

– принцип адекватности системы государственного регулирования производственной деятельности современным мировым стандартам и требования, предъявляемым к качеству менеджмента;

– принцип оптимального сочетания административно-правовых и экономических рычагов;

          –    принцип учета фактора времени;

– принцип единства текущего и стратегического государственного регулирования.

К основным направлениям воздействия государства на совершенствование организационно–экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия относится: совершенствование законодательно – нормативного, экономического и институционального механизмов.

Интегрированная система  управления предприятия предполагает совершенствование организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия на основе учета различных факторов (рисунок 4). Анализ показал, что на степень важности факторов в маркетинговых стратегиях предприятий влияет следующее: отраслевая принадлежность, масштабы деятельности предприятия, особенности экологического регулирования государства, рыночная стратегия предприятия.

 

 

В качестве примера по разработке стратегии развития предприятия на основе совершенствования организационно - экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия рассматриваются ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и ОАО «Галактика».

НЛМК является одним  из крупнейших в России и мире производителем стали и прокатной продукции  черных металлов, осознает свою значимую роль в национальных и общемировых  процессах устойчивого развития общества. Развивая производство, предприятие связывает возможность повышения собственной конкурентоспособности с формулированием основного принципа деятельности как формирование эффективного производства металла и металлопродукции в гармонии с окружающей средой, который конкретизируется в обеспечении высоких жизненных стандартов таких, как: обеспечение достойного уровня заработной платы; безопасных и комфортных условий труда для персонала предприятия.

В соответствие с этим разработаны следующие механизмы конкурентоспособности комбината:

– завоевание национального  и международного авторитета ОАО  «НЛМК» как ведущего металлургического  предприятия, гарантирующего сохранение природной среды;

– неукоснительное выполнение международных обязательств, государственного законодательства, стандартов качества окружающей среды;

– модернизация и техническое  перевооружение основных и вспомогательных  производств;

– внедрение и совершенствование  интегрированных систем менеджмента  на основе международного стандарта  ИСО 14001.

НЛКМ, реализуя данные механизмы, увеличил объемы финансирования со 130 млн. руб. в 2006г. до 2,6 млрд. руб. в 2009г. По мнению руководства предприятия это позволит поднять его национальный и международный авторитет. 

Анализ организационно-экономического механизма управления 
конкурентоспособностью предприятия ОАО «Галактика», занимающегося производством лакокрасочной продукции, проведен с 
использованием матрицы SWOT-анализа (табл. 1). SWOT-анализ показал, что на предприятии сложилась традиционная модель менеджмента, которая может трансформироваться в интегрированную систему менеджмента.

Таблица 1

SWOT-анализ для ОАО  «Галактика»

Внешние факторы

факторы – возможности

(opportunities)

факторы – угрозы

(threats)

 

 

- наличие потенциала повышения 
уровня конкурентоспособности 
предприятия за счет качества продукта;

- рост внимания покупателей к 
качеству  производимой продукции;

- наличие на рынке конкурентов.

 

- развитие конкурентами выпуска 
новых («зеленых») продуктов;

- изменение конкурентной среды и 
необходимость мобилизации 
значительных инвестиций для 
улучшения качеств производства и продукта;

- усиление экологических требований 
к продукции на внешних рынках;

- усиление государственных 
экологических требований;

- усиление экологических требований 
со стороны международных 
организаций, правительств стран.

Внутренние  факторы

Сильные стороны предприятия (strengths)

Слабые  стороны предприятия (weaknesses)

 

 

- производственные процессы 
достаточно экологически безопасны 
и контролируемы;

- технологически и организационно 
предприятие стабильно 
придерживается государственных 
экологических стандартов;

- наличие большого опыта 
функционирования организационной структуры маркетинга.

 

- отсутствие маркетингового опыта 
продвижения «зеленых» продуктов;

- отсутствие сертификации по 
стандарту ISO 14001;

- недостаточная ориентированность 
персонала на развитие экологических 
свойств продукции, ограниченный 
собственный потенциал НТП для «зеленых» продуктов;

- традиционная система 
экологического менеджмента




По результатам SWOT-анализа на данном этапе развития предприятия  
выявлено влияние факторов (внутренних и внешних) на повышение рыночной конкурентоспособности предприятия. Руководители 
предприятия утверждают, что анализ позволил разработать 
маркетинговую стратегию и обеспечить рост выручки от реализации по 
различным ассортиментным позициям до 9 %. Полученные результаты 
свидетельствуют о результативности мероприятий по совершенствованию 
организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия. Интеграция маркетинговой операционной деятельности предприятия является достаточно сложной и ответственной задачей, но достижение соответствующих успехов на этом пути будет положительно влиять как на текущую, так и на стратегическую конкурентоспособность предприятия.

Рассмотренные предприятия  придают большое значение анализу  своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в  конкурентной борьбе и разработке мер  и средств, за счёт которых они могли бы повысить конкурентоспособность и обеспечить успех. В процессе маркетингового исследования было выявлено, что для оценки конкурентоспособности, предприятия используют определенные механизмы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. К ним относятся:

  • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции предприятия на рынке;
  • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учёта требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надёжности продукции;
  • выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на своём предприятии;
  • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
  • определение возможных модификаций продукта путём повышения качественных характеристик, например, таких как долговечность, надёжность, экономичность в эксплуатации, улучшение внешнего оформления (дизайна);
  • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
  • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых предприятиями-конкурентами (скидок с цены, сроков и объема гарантий);
  • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определённым видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей её эксплуатации, репутации предприятия;
  • воздействие непосредственно на потребителя путём искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведение активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путём рассрочки платежа.

 

Таким образом, разработка механизмов повышения конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте, основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия; она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке. 

Заключение

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием эффективности предприятия и востребованности выпускаемой им продукции является конкурентоспособность. Поскольку в качестве производителя могут рассматривается отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом, понятие «конкурентоспособность предприятия» порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. По опыту ряда стран конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции.

Таким образом, при формировании общей концепции в области  конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого  явления.

С момента своего создания и в течение всей жизни любая  промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.

Вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались  в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 90-х годов привели к перестройке всей экономической системы страны.

Сложившаяся на настоящий  момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия