Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 21:34, реферат
Экономический кризис показывает, что ориентация экономики страны преимущественно на экспорт природных ресурсов делает ее зависимой от факторов объективного и субъективного характера. По данным таможенной статистики в 2009г. экспорт составил 352,5 млрд. долл., импорт 199,7 млрд. долл. Соотношение объемов экспорта и импорта доказывает, что Россия является одним из активных субъектов международных экономических отношений. Вместе с тем анализ структуры этих показателей свидетельствует о преобладании в структуре экспорта сырьевой составляющей. В этих условиях важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных предприятий.
Введение………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования конкурентоспособности предприятия………………………………………………..4
Понятие конкурентоспособности предприятия……………………………..4
Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия………………..13
Глава 2. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно-экономического механизма управления………………………….26
Обобщая вышеизложенное, можно указать, что на конкурентоспособность продукции влияют следующие факторы:
К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:
Глава 2. Повышение конкурентоспособност
Организационно
– экономический механизм управления конкурентоспособностью
предприятия – совокупность элементов,
взаимодействие которых определяет способность
предприятия отвечать требованиям конкурентного
рынка, запросам
покупателей, противостоять
другим производителям, поставляющим
на те же
рынки аналогичные товары. Направления
совершенствования
организационно–экономического механизма управления
конкурентоспособностью предприятия
можно рассматривать в рамках процессного
подхода, т.е. фокусироваться на «входе»,
«выходе» и процессах внутри предприятия.
Исходя из этого можно совершенствовать организационно–экономический
механизм управления за счет использования
различных рынков ресурсов и влияния на
поведение потребителей. Механизм управления
конкурентоспособностью предприятия
может рассматриваться на следующих уровнях:
макро-, мезо- и микроуровне. Макроуровень
– глобальный уровень, влияние которого
проявляется на мезо- и микроуровнях, к
инструментам которого можно отнести
международные соглашения и конвенции,
регулирующие и регламентирующие конкретные
виды и аспекты предпринимательской деятельности
или опосредствовано влияющие на конкурентоспособность
предприятий. Мезоуровень – уровень национальной
экономики, регионов, отраслей. Микроуровень
– уровень отдельных предприятий, который
учитывает и глобальные, междунациональные
тенденции и требования, а также региональные
особенности управления.
Совершенствование организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия возможно лишь при государственной поддержке. К основным принципам влияния государства на развитие организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия можно отнести:
– принцип эффективности (снижение влияния негативных явлений рынка: монополий, цикличности, недобросовестной конкуренции, и т.п.);
– принцип стабильности (обеспечение стабильности развития экономики, контроль уровня безработицы, поддержка экономического роста и т.п. путем использования финансовой, таможенной, налоговой, внешнеэкономической политик государства);
– принцип системности (обеспечение системного подхода к решению экономических, экологических, социальных и прочих проблем);
– принцип адекватности системы государственного регулирования производственной деятельности современным мировым стандартам и требования, предъявляемым к качеству менеджмента;
– принцип оптимального
сочетания административно-
– принцип учета фактора времени;
– принцип единства текущего
и стратегического
К основным направлениям воздействия государства на совершенствование организационно–экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия относится: совершенствование законодательно – нормативного, экономического и институционального механизмов.
Интегрированная система управления предприятия предполагает совершенствование организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия на основе учета различных факторов (рисунок 4). Анализ показал, что на степень важности факторов в маркетинговых стратегиях предприятий влияет следующее: отраслевая принадлежность, масштабы деятельности предприятия, особенности экологического регулирования государства, рыночная стратегия предприятия.
В качестве примера по разработке стратегии развития предприятия на основе совершенствования организационно - экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия рассматриваются ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и ОАО «Галактика».
НЛМК является одним из крупнейших в России и мире производителем стали и прокатной продукции черных металлов, осознает свою значимую роль в национальных и общемировых процессах устойчивого развития общества. Развивая производство, предприятие связывает возможность повышения собственной конкурентоспособности с формулированием основного принципа деятельности как формирование эффективного производства металла и металлопродукции в гармонии с окружающей средой, который конкретизируется в обеспечении высоких жизненных стандартов таких, как: обеспечение достойного уровня заработной платы; безопасных и комфортных условий труда для персонала предприятия.
В соответствие с этим разработаны следующие механизмы конкурентоспособности комбината:
– завоевание национального и международного авторитета ОАО «НЛМК» как ведущего металлургического предприятия, гарантирующего сохранение природной среды;
– неукоснительное выполнение международных обязательств, государственного законодательства, стандартов качества окружающей среды;
– модернизация и техническое перевооружение основных и вспомогательных производств;
– внедрение и совершенствование интегрированных систем менеджмента на основе международного стандарта ИСО 14001.
НЛКМ, реализуя
данные механизмы, увеличил объемы
финансирования со 130 млн. руб. в 2006г. до 2,6 млрд. руб. в
2009г. По мнению руководства предприятия это
позволит поднять его национальный и международный
авторитет.
Анализ организационно-
конкурентоспособностью предприятия
ОАО «Галактика», занимающегося производством
лакокрасочной продукции, проведен с
использованием матрицы SWOT-анализа (табл.
1). SWOT-анализ показал, что на предприятии
сложилась традиционная модель менеджмента,
которая может трансформироваться в интегрированную
систему менеджмента.
Таблица 1
SWOT-анализ для ОАО «Галактика»
Внешние факторы |
факторы – возможности (opportunities) |
факторы – угрозы (threats) |
|
- наличие потенциала повышения - рост внимания покупателей к - наличие на рынке конкурентов. |
- развитие конкурентами выпуска - изменение конкурентной среды и - усиление экологических требований - усиление государственных - усиление экологических требований |
Внутренние факторы |
Сильные стороны предприятия (strengths) |
Слабые стороны предприятия (weaknesses) |
|
- производственные процессы - технологически и организационно - наличие большого опыта |
- отсутствие маркетингового опыта - отсутствие сертификации по - недостаточная ориентированность - традиционная система |
По результатам SWOT-анализа на данном этапе
развития предприятия
выявлено влияние факторов (внутренних
и внешних) на повышение рыночной конкурентоспособности
предприятия. Руководители
предприятия утверждают, что анализ позволил
разработать
маркетинговую стратегию и обеспечить
рост выручки от реализации по
различным ассортиментным позициям до
9 %. Полученные результаты
свидетельствуют о результативности мероприятий
по совершенствованию
организационно–экономического
механизма управления конкурентоспособностью
предприятия. Интеграция маркетинговой
операционной деятельности предприятия
является достаточно сложной и ответственной
задачей, но достижение соответствующих
успехов на этом пути будет положительно
влиять как на текущую, так и на стратегическую
конкурентоспособность предприятия.
Рассмотренные предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых они могли бы повысить конкурентоспособность и обеспечить успех. В процессе маркетингового исследования было выявлено, что для оценки конкурентоспособности, предприятия используют определенные механизмы, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. К ним относятся:
Таким образом, разработка механизмов повышения конкурентоспособности
предприятия на конкретном рынке или его
сегменте, основывается на тщательном
анализе технологических, производственных,
финансовых и сбытовых возможностей предприятия;
она призвана определить потенциальные
возможности предприятия и мероприятия,
которые предприятие должно предпринять
для обеспечения конкурентных позиций
на конкретном рынке.
Заключение
В эпоху глобализации
и интернационализации
Таким образом, при формировании
общей концепции в области
конкурентоспособности
С момента своего создания и в течение всей жизни любая промышленная фирма, любой товаропроизводитель поставлены перед необходимостью решения жизненно важной для них проблемы конкурентоспособности. Экономика большинства стран мира глубоко втянута в мирохозяйственные связи, а национальный рынок, его требования в возрастающей мере формируются под активным воздействием мирового рынка и международной конкуренции.
Вплоть до второй половины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед отечественными предприятиями, практически всегда формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. Это было обусловлено относительно слабой вовлеченностью нашей страны в процессы международного разделения труда, изолированностью финансово-экономической системы и невозможностью сколько-нибудь точно сопоставлять издержки производства и выручку от продажи товаров на внешних рынках. Однако реформы 90-х годов привели к перестройке всей экономической системы страны.
Сложившаяся на настоящий момент ситуация характеризуется участием в экономических отношениях субъектов различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной. При этом по мере создания рыночных отношений внутри страны и вовлечения ее в мировые хозяйственные связи интерес в вопросах конкурентоспособности перемещается непосредственно к предприятию и отрасли материального производства. В условиях рыночной экономики фирма-производитель, поставляющая свои товары как на внешний, так и внутренний рынок, не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не учитывая мировые уровни качества и издержки по созданию и реализации товара.