Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы - проанализировать факторы конкурентоспособности предприятия. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить факторы конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать резервы повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает промышленность Республики Беларусь. Предмет исследования – конкурентоспособность предприятий промышленности Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 5
1.2. Конкурентоспособность предприятия 12
1.3.Источники конкурентоспособности предприятия.............................16
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………..19
2.1. Основные показатели работы промышленных прдприятий 19
2.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Чистая монополия – крайнее проявление несовершенной конкуренции – может быть охарактеризована как рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).
Различия в подходах экономистов при определении сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, ранее уже отмечалось, что в экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия. Вновь приведем их, теперь с указанием авторства:
Ранее уже рассматривались причины подобной множественности понятий. В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли [12, с. 37]
Основным способом получения прибыли в условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов [4, с. 265]
То же самое можно отметить и
в отношении международной
С учетом сказанного наиболее цельной
теорией международной конкурен
Рассматривая такие факторы, как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистскую политику правительства, различия в практике управления предприятиями и др., М. Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет конкурентоспособность предприятия.
Уровень конкурентоспособности
С другой стороны, помимо факторов конкурентной
среды уровень конкурентоспособ
1.3. Источники конкурентоспособности предприятия
Как было показано ранее, конкурентоспособность предприятия определяется, с одной стороны, факторами конкурентной среды, с другой – факторами базирования. Каждый из указанных блоков факторов, в свою очередь, имеет весьма сложные состав и структуру.
Факторы базирования и факторы конкурентной среды находятся между собой в тесном диалектическом единстве. Оказывая постоянное влияние друг на друга, вытекая один из другого, рассматриваемые блоки факторов формируют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование.
Операционная эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов.
Напротив, стратегическое позиционирование предприятия означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов [7, с. 116]
Виды деятельности предприятия можно объединить в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительную стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность и вторичная, т. е. поддерживающая деятельность. К первичным видам деятельности относятся:
• логистика;
• выполнение работ;
• маркетинг и продажи;
• послепродажное обслуживание.
• Вторичные виды деятельности призваны обеспечить осуществление первичных. К поддерживающим видам деятельности относятся:
• материально-техническое снабжение;
• развитие технологии;
• управление людскими ресурсами;
• инфраструктура предприятия [6, с. 103]
Избранная предприятием конкурентная стратегия определяет способ, которым оно выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, в сложном, высокоточном и наукоемком производстве для успеха обязательны развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а в простом производстве главную роль может играть реклама, так как процесс изготовления несложен, а о послепродажном обслуживании и речи не идет.
Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке ценности как к системе, а не как к набору компонентов. Изменение цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции [12, с. 98]
Цепочка ценности отдельного предприятия входит в более крупную систему деятельности, которую можно определить как систему ценностей. В нее входят поставщики сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг. По пути к конечному потребителю товар данного предприятия часто проходит сквозь цепочки ценности каналов сбыта. В конце концов, продукция становится совокупным элементом в цепочке ценности покупателя, который использует ее при выполнении своей деятельности.
Промышленному комплексу принадлежит основополагающая роль в развитии национальной экономики, обеспечении экономической безопасности страны, размещении производительных сил и формировании научно-технического потенциала. Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет собой сложную систему, на долю которой приходится около 30% ВВП. Он формирует более 90% объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.
Позитивная динамика промышленного роста в Республике Беларусь носит достаточно устойчивый характер. За 2006-2010 гг. производство промышленной продукции и валовой добавленной стоимости возросло в 1,5 раза, производство потребительских товаров – в 1.6 раза, удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства достиг 19,5% (против 10,5% в 2005 году), в 2,2 раза увеличились инвестиции в основной капитал, что позволило существенно снизить уровень износа основных средств (с 64% в 2005 г. до 51% в 2010 г.). Около половины произведенной промышленной продукции экспортировалось.
За последнюю пятилетку в республике введен ряд крупных промышленных производств. В частности на мощностях РУП «МАЗ» освоен выпуск пассажирских автобусов и трамваев, автомобилей грузовых, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4. Создано совместное с Республикой Иран производство легковых автомобилей. На базе бумажной фабрики «Спартак» был создан Шкловский завод газетной бумаги. На Белорусском металлургическом заводе организовано трубное производство. Установлены блоки ПГУ на крупных объектах электроэнергетики Лукомльской, Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-4. На крупном нефтеперерабатывающем заводе ОАО «Нафтан» введена в эксплуатацию установка получения серной кислоты, потребляемой многими предприятиями отечественной химической промышленности [13].
Вместе с тем на развитие промышленного комплекса Республики Беларусь сдерживающее влияние оказывает ряд негативных факторов:
низкая производительность труда (по добавленной стоимости) – по данному показателю в обрабатывающей промышленности Беларусь более чем в 4 раза отстает от ЕС-27, что делает отечественную промышленную продукцию недостаточно конкурентоспособной на мировом рынке;