Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать факторы конкурентоспособности предприятия. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить факторы конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать резервы повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает промышленность Республики Беларусь. Предмет исследования – конкурентоспособность предприятий промышленности Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 5
1.2. Конкурентоспособность предприятия 12
1.3.Источники конкурентоспособности предприятия.............................16
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………..19
2.1. Основные показатели работы промышленных прдприятий 19
2.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

куурсовая на печать.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Чистая монополия – крайнее  проявление несовершенной конкуренции  – может быть охарактеризована как  рынок, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист действует на рынке один, осуществляя контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. Чистая монополия характеризуется наличием высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

1.2. Конкурентоспособность предприятия

 

Различия  в подходах экономистов при определении  сущности конкуренции находят свое отражение и при рассмотрении категории конкурентоспособности. Основная задача каждого исследователя, изучающего проблемы конкурентоспособности предприятия, состоит в определении критериев, а также нахождении источников и факторов конкурентоспособности. Однако здесь очевидной становится колоссальная коннотационная запутанность, неопределенность понятий и значений. Неопределенность выявляется уже на уровне понятийного аппарата. Так, ранее уже отмечалось, что в экономической литературе можно встретить весьма разнородные определения конкурентоспособности предприятия. Вновь приведем их, теперь с указанием авторства:

  •  способность предприятия выпускать конкурентоспособную продукцию, а также конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции (Адаева Т. Ю.);
  • способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности (Забелин П. В.);
  •  способность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию при эффективном использовании производственного, кадрового и финансового потенциалов (Ершова И. В.);
  •  способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами (Фатхутдинов Р. А.);
  •  реальная и потенциальная способность предприятия, а также имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов (Пичурин И. И.);
  •  свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами рыночных отношений (Портер М.);
  •  обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами (Воронов Д. С.).

Ранее уже рассматривались причины  подобной множественности понятий. В целях настоящего исследования считаем наиболее адекватным определение конкурентоспособности, основывающееся на эффективности хозяйственной деятельности. Действительно, в рамках настоящей работы конкуренция определяется как соперничество между хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели при условии ограниченности ресурсов, способствующих достижению этой цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения рыночной экономики, то рыночная конкуренция есть борьба хозяйствующих субъектов за получение прибыли [12, с. 37]

Основным  способом получения прибыли в  условиях рыночной экономики выступает реализация продукции и заложенной в ней прибавочной стоимости. При этом производство и/или реализация продукции осуществляется посредством использования ограниченных экономических ресурсов. Из этого следует, что получение прибыли в условиях рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов или соотношением полученного результата и затрат, осуществленных для его достижения. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем максимально эффективного использования экономических ресурсов [4, с. 265]

То же самое можно отметить и  в отношении международной конкурентоспособности. Макроэкономические условия хозяйствования в стране базирования оказывают огромное влияние на конкурентоспособность предприятия на международном уровне, однако далеко не всецело определяют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Макроэкономические условия лишь создают основу для достижения конкурентных преимуществ. Реализация же сложившихся предпосылок для достижения высокой конкурентоспособности конкретного предприятия зависит от множества прочих факторов. В противном случае абсолютно все предприятия, базирующиеся в странах с оптимальными макроэкономическими условиями хозяйствования, были бы абсолютно конкурентоспособны. Основываясь на теории международной конкурентоспособности, невозможно определить, в чем причина различной конкурентоспособности предприятий, базирующихся в одной стране. Следовательно, теория международной конкурентоспособности не дает исчерпывающего ответа на вопрос о причинах конкурентоспособности конкретных предприятий и поэтому неприменима в целях микроэкономического анализа деятельности конкретного хозяйствующего субъекта. Справедливости ради заметим, что исследователи международной конкурентоспособности не ставят перед собой подобной задачи [8, с. 76]

С учетом сказанного наиболее цельной  теорией международной конкурентоспособности нам представляется теория М. Портера. Помимо прочего, выбор в пользу концепции М. Портера обусловлен тем, что он исходит из основополагающего принципа: конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Этот принцип, на наш взгляд, справедлив как на уровне экономики страны в целом, так и на уровне отдельного предприятия, что позволяет адаптировать теорию конкурентоспособности М. Портера в целях нашего исследования [3, с. 27]

Рассматривая такие факторы, как  наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистскую политику правительства, различия в практике управления предприятиями и др., М. Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет конкурентоспособность предприятия.

Уровень конкурентоспособности предприятия  зависит от множества факторов, которые  условно можно сгруппировать  в два блока: конкурентной среды и базирования. Сущность и характер влияния факторов конкурентной среды могут быть представлены в виде модели пяти сил конкуренции, подробно рассмотренной  ранее. Результатом воздействия указанного блока факторов является соответствующее стратегическое позиционирование предприятия, степень адекватности которого сложившемуся конкурентному балансу находится в непосредственной связи с уровнем конкурентоспособности предприятия.

С другой стороны, помимо факторов конкурентной среды уровень конкурентоспособности предприятия во многом зависит и от факторов его базирования. Влияние данного блока факторов может быть представлено в виде следующей системы детерминантов:

  • условия факторов производства;
  •  условия спроса;
  •  родственные, поддерживающие и смежные предприятия;
  •  стратегия и структура предприятия [2, с. 311]

 

1.3. Источники конкурентоспособности предприятия

 

Как было показано  ранее, конкурентоспособность  предприятия определяется, с одной стороны, факторами конкурентной среды, с другой – факторами базирования. Каждый из указанных блоков факторов, в свою очередь, имеет весьма сложные состав и структуру.

Факторы базирования  и факторы конкурентной среды  находятся между собой в тесном диалектическом единстве. Оказывая постоянное влияние друг на друга, вытекая один из другого, рассматриваемые блоки факторов формируют два различных по природе источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование.

Операционная  эффективность означает выполнение схожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты. Она включает оценку эффективности выполнения тех или иных видов деятельности, а также ряд других мероприятий, позволяющих предприятию интенсифицировать использование имеющихся факторов производства, например, за счет снижения брака продукции или более быстрой разработки новых продуктов.

Напротив, стратегическое позиционирование предприятия  означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями. Сущность стратегического позиционирования можно сформулировать как осуществление видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой потребительной стоимости. Стратегическое позиционирование заключается в создании уникальной и выгодной позиции, основанной на осуществлении сочетания видов деятельности, отличных от видов деятельности конкурентов [7, с. 116]

Виды деятельности предприятия можно объединить в  так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящие в  цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительную стоимость. Их можно условно разделить на две категории: первичная деятельность и вторичная, т. е. поддерживающая деятельность. К первичным видам деятельности относятся:

• логистика;

• выполнение работ;

• маркетинг и продажи;

• послепродажное обслуживание.

• Вторичные виды деятельности призваны обеспечить осуществление первичных. К поддерживающим видам деятельности относятся:

• материально-техническое снабжение;

• развитие технологии;

• управление людскими ресурсами;

• инфраструктура предприятия [6, с. 103]

Избранная предприятием конкурентная стратегия определяет способ, которым  оно выполняет отдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют разное значение для достижения конкурентного преимущества. Так, в сложном, высокоточном и наукоемком производстве для успеха обязательны развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а в простом производстве главную роль может играть реклама, так как процесс изготовления несложен, а о послепродажном обслуживании и речи не идет.

Для достижения конкурентного преимущества следует подходить к цепочке  ценности как к системе, а не как  к набору компонентов. Изменение  цепочки ценности путем перестановки, перегруппирования или даже исключения из нее отдельных видов деятельности часто приводит к существенному улучшению конкурентной позиции [12, с. 98]

Цепочка ценности отдельного предприятия  входит в более крупную систему  деятельности, которую можно определить как систему ценностей. В нее входят поставщики сырья, комплектующих изделий, оборудования и услуг. По пути к конечному потребителю товар данного предприятия часто проходит сквозь цепочки ценности каналов сбыта. В конце концов, продукция становится совокупным элементом в цепочке ценности покупателя, который использует ее при выполнении своей деятельности.

 

2. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий

2.1. Основные показатели работы  промышленных предприятий

 

Промышленному комплексу принадлежит  основополагающая роль в развитии национальной экономики, обеспечении экономической безопасности страны, размещении производительных сил и формировании научно-технического потенциала. Промышленный комплекс Республики Беларусь включает более 100 отраслей и в структурном отношении представляет собой сложную систему, на долю которой приходится около 30% ВВП. Он формирует более 90% объема экспорта и основную сумму валютных поступлений в республику, обеспечивает рабочими местами четверть экономически активного населения страны.

Позитивная динамика промышленного  роста в Республике Беларусь носит  достаточно устойчивый характер. За 2006-2010 гг. производство промышленной продукции и валовой добавленной стоимости возросло в 1,5 раза, производство потребительских товаров – в 1.6 раза, удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства достиг 19,5% (против 10,5% в 2005 году), в 2,2 раза увеличились инвестиции в основной капитал, что позволило существенно снизить уровень износа основных средств (с 64% в 2005 г. до 51% в 2010 г.). Около половины произведенной промышленной продукции экспортировалось.

За последнюю пятилетку в  республике введен ряд крупных промышленных производств. В частности на мощностях РУП «МАЗ» освоен выпуск пассажирских автобусов и трамваев, автомобилей грузовых, отвечающих требованиям Евро-3 и Евро-4. Создано совместное с Республикой Иран производство легковых автомобилей. На базе бумажной фабрики «Спартак» был создан Шкловский завод газетной бумаги. На Белорусском металлургическом заводе организовано трубное производство. Установлены блоки ПГУ на крупных объектах электроэнергетики Лукомльской, Березовской ГРЭС, Минской ТЭЦ-4. На крупном нефтеперерабатывающем заводе ОАО «Нафтан» введена в эксплуатацию установка получения серной кислоты, потребляемой многими предприятиями отечественной химической промышленности [13].

Вместе с тем на развитие промышленного  комплекса Республики Беларусь сдерживающее влияние оказывает ряд негативных факторов:

низкая производительность труда (по добавленной стоимости) – по данному показателю в обрабатывающей промышленности Беларусь более чем в 4 раза отстает от ЕС-27, что делает отечественную промышленную продукцию недостаточно конкурентоспособной на мировом рынке;

  • неэффективная отраслевая и технологическая структура промышленного комплекса – на долю высокотехнологичных производств в Республике Беларусь приходится порядка 5,5% выпускаемой промышленной продукции, в развитых странах – 15%, что является одной из причин отставания по уровню производительности труда от экономически развитых стран;
  • высокая затратность промышленных производств при медленных темпах снижения материало- и энергоемкости промышленной продукции, что отрицательно сказывается на финансовых возможностях предприятий и качестве выпускаемой продукции;
  • недостаточный уровень реализации на экспорт и существенная импортоемкость промышленного комплекса, что усиливает дисбаланс внешней торговли и оказывает нагрузку на валютный рынок страны;
  • высокий износ производственных фондов и морально устаревшая инфраструктура (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика)), что не позволяет применять современные технологии и выпускать продукцию с высоким удельным весом добавленной стоимости;
  • недостаточная обеспеченность предприятий собственными оборотными средствами – имеет место дефицит финансовых ресурсов как для поддержания объемов производства, так и для инвестирования в техническое перевооружение; 
  • неэффективная система государственного управления, выраженная в множественности государственных органов, осуществляющих регулирование промышленных организаций, – в России, Украине, Казахстане и других странах СНГ промышленность курирует одно - два министерства, в Беларуси – 8 отраслевых органов управления, что ведет к заорганизованности подведомственных организаций и отсутствию должного взаимодействия в вопросах совершенствования и развития промышленного комплекса республики;
  • недостаточно развитая (вплоть до полного отсутствия) система сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;
  • слаборазвитая система менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства) [13].

Информация о работе Конкурентоспособность продукции