Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - проанализировать факторы конкурентоспособности предприятия. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить факторы конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать резервы повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает промышленность Республики Беларусь. Предмет исследования – конкурентоспособность предприятий промышленности Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 5
1.2. Конкурентоспособность предприятия 12
1.3.Источники конкурентоспособности предприятия.............................16
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………..19
2.1. Основные показатели работы промышленных прдприятий 19
2.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Файлы: 1 файл

куурсовая на печать.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

Все это остро ставит задачу проведения структурных преобразований, технической и технологической модернизации, замещения производств устаревших технологических укладов и ускоренного развития наукоемких производств, совершенствования системы государственного управления промышленного комплекса с созданием Министерства промышленной политики, осуществляющего единую промышленную политику.

Инновационная активность промышленных предприятий Республики Беларусь составила в 2011 г. 13,5% (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Использование промышленно производственных технологий, в процентах по регионам в 2011 г.

Инновационно активные

организации

Организации приобретавшие новые технологии

Организации приобретавшие передовые технологии

Организации, использовавшие передовые  производственные технологии

Республика Беларусь

13,50

6,92

0,73

31,60

Брестская область 

17,99

8,55

0,29

25,37

Витебская область 

9,28

3,19

1,16

12,17

Гомельская область 

9,68

9,09

0,88

39,00

Гродненская область 

12,13

7,21

0,33

27,87

г. Минск 

28,17

13,03

2,11

98,24

Минская область 

9,86

3,76

0,23

16,20

Могилевская область 

10,14

5,24

0,35

14,34


Источник: Данные Национального статистического  комитета

 

Выполнение за январь-декабрь 2011 года прогнозных показателей социально-экономического развития, доведенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 1874 «Об утверждении показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год» и от 30 сентября 2010 г. № 1419 «Об утверждении показателей прогноза сальдо внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь на 2011-2015 годы», приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализ развития промышленных предприятий  Республики Беларусь

Наименование показателя

Задание на 2011 г.

2011 г  факт

1. Производительность труда в промышленности по ИФО,    %

- по гос.организациям и акционерным  обществам с долей государства  более 50%;

- по всем организациям

109,5-110,5

 

 

119,1

 

117,9

2. Рентабельность продаж в организациях промышленности,    %

- по гос.организациям и акционерным обществам с долей государства более 50%;

- по всем организациям

9,0 – 10,0

 

20,2

 

 

19,4

3. Инвестиции в основной капитал,     %

- по гос.организациям и акционерным  обществам с долей государства  более 50%;

- по всем организациям

110,0

 

147,6

 

147,8

4. Показатель по энергосбережению,%

- по гос.организациям и акционерным  обществам с долей государства  более 50%;

- по всем организациям  по  всем организациям;

-6,5

 

-6,5

 

-6,5


Источник: Собственная разработка автора на основе данных Национального статистического комитета

За январь-декабрь 2011 года произведено  промышленной продукции в фактических (текущих) ценах с учетом давальческого  сырья по всем организациям министерства на сумму 52846,0 млрд.руб., при темпе роста к соответствующему периоду прошлого года 213,3%, по кругу организаций, за вычетом организаций, у которых доля государственной собственности менее 50%, соответственно 45183,2 млрд.руб. и 208,0%.

За 2011 год произведено промышленной продукции в сопоставимых ценах  по всем организациям министерства на сумму 31348,8 млрд.руб., темп роста к соответствующему периоду 2010 года 118,4%, по кругу организаций, за вычетом организаций, у которых доля государственной собственности менее 50%, соответственно 26563,7 млрд.руб. и 118,6%.

Темп роста объема производства промышленной продукции с учетом индекса физического объема (ИФО) по всем организациям министерства за январь-декабрь 2011 года составил 116,8%, а по кругу организаций, за вычетом организаций, у которых доля государственной собственности менее 50%, темп составил 117,8%.

По состоянию на 01.01.2012 запасы готовой  продукции составили 3294,6 млрд. руб., соотношение запасов готовой  продукции к среднемесячному объему производства составило 75,8%, что ниже задания на 01.01.2012 по согласованной с Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. отраслевой стратегии Министерства промышленности Республики Беларусь по сокращению запасов готовой продукции на складах предприятий на 10,2 п.п. (задание 86,0%).

По сравнению с январем-ноябрем 2011 года запасы снизились на 273,1 млрд.руб., а их соотношение на 10,1 процентных пункта.

Темп роста производительности труда по ИФО за январь-декабрь 2011 года по всем организациям отрасли  составил 117,9%, а по кругу организаций, за вычетом организаций, у которых  доля государственной собственности менее 50%, этот темп составил 119,1%.

Сумма чистого убытка по итогам работы за январь-ноябрь 2011 года по всем убыточным  организациям составила 9,5 млрд.руб. (по итогам работы за аналогичный период прошлого года сумма чистого убытка составляла 104,0 млрд.руб.).

Дебиторская задолженность по итогам работы за 11 месяцев 2011 года составила 11 834,3 млрд. рублей.

Кредиторская задолженность по состоянию на 1 декабря 2011 года составила 11312,8 млрд. рублей.

За январь-декабрь 2011 года среднемесячная заработная плата работников организаций системы Министерства промышленности составила 2209,3 тыс. рублей (или 394,1 долл. США в эквиваленте), в том числе за декабрь 3426,3 тыс. рублей (или 406,5 долл. США в эквиваленте). Темп роста среднемесячной заработной платы за январь-декабрь 2011 года к январю-декабрю 2010 года составил 167,5%, за декабрь 2011 года к декабрю 2010 года – 206,7%.

2.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия

 

Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия экономистами в настоящее время не выработано [12, с. 21]

В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или  иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

• разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

• выбора контрагентов для совместной деятельности;

• составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

• осуществления инвестиционной деятельности;

• осуществления государственного регулирования экономики.

В любом случае осуществление оценки конкурентоспособности предприятия преследует цель: определить положение предприятия на исследуемом рынке [10, с. 65]

Основной задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является отыскание критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

 

Матричные методы

Группа методов базируется на оценке маркетинговой стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке. С некоторыми вариациями подобный подход можно встретить в работах И. Ансоффа, А. Томпсона и А. Стрикланда, разработках Бостонской консалтинговой группы, а также МакКинзи и Ко. Наиболее конкурентоспособными считаются те предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при наличии  информации об объемах реализации и относительных долях рынка конкурентов метод позволяет обеспечить высокую адекватность оценки.

Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований.

Методы, основанные на оценке конкурентоспособности  продукции предприятия 

Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.

Расчет показателя конкурентоспособности по каждому виду продукции ведется с использованием экономического и параметрического индексов конкурентоспособности. В свою очередь, указанные индексы определяются путем суммирования частных индексов по каждому оцениваемому параметру с учетом весовых коэффициентов.

Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение фактического значения оцениваемого параметра к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В частности, в ряде методов в качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.

Параметрический и экономический  индексы конкурентоспособности  позволяют рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности рассматриваемой продукции по отношению к конкурирующей продукции. Он определяется как отношение параметрического индекса к экономическому.

Показатели конкурентоспособности  вычисляются по каждому виду продукции  предприятия. Далее определяется коэффициент конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому виду продукции, где в качестве весов выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. К недостаткам – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке [10, с. 144]

Конкурентный потенциал – потенциальная  возможность (текущие предпосылки) сохранять или увеличивать конкурентоспособность в долгосрочном периоде – видится автором как отношение текущего потенциала предприятия к оптимальному потенциалу (норматив возможностей), задаваемому уровнем будущей нестабильности внешней среды [11, с. 203-204]

Большинство методик предполагает сопоставление практически идентичных предприятий, производящих схожие товары и услуги и действующих в схожих экономических условиях. Вместе с тем, развитие товарно-денежных отношений приводит ко все большей диверсификации предприятий, все большей дифференциации товаров и услуг, все более усугубляющимся различиям в экономических условиях деятельности предприятий. Все сложней становится определить четкие географические границы того или иного рынка, установить перечень конкурирующих товаров и предприятий, что влечет за собой неприменимость подобных методик оценки конкурентоспособности предприятий [11, с. 404]

Отмеченные недостатки существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий обуславливают невысокие возможности практического применения большинства из них. Основной причиной такового, по нашему мнению, является изначально недостаточно четко определяемое большинством экономистов понятие конкурентоспособности предприятия и критериев оценки этого показателя. Это, в свою очередь, обуславливается отсутствием общепринятого понятия конкурентоспособности предприятия, что было показано в первой главе настоящей работы.

Учитывая сказанное, разработку методики оценки конкурентоспособности предприятия предлагаем начать именно с анализа понятия и критериев оценки конкурентоспособности предприятия, о чем и пойдет речь в следующем разделе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкурентоспособность предприятия — это возможность  эффективной хозяйственной  деятельности  и  ее  практической  прибыльной  реализации  в  условиях  конкурентного  рынка.  Поддержание  на высоком  уровне конкурентоспособности  обеспечивается  всеми  компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация  конкурентоспособных  товаров  и  услуг — обобщающий показатель  жизнестойкости  предприятия,  его умения  эффективно использовать  свой  производственный,  научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.

Для  обеспечения  конкурентоспособности  предприятие  должно  обладать  определенным  набором  внутренних  конкурентных  преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде:

•  конкурентоспособность изделия,

•  финансовое состояние предприятия,

Информация о работе Конкурентоспособность продукции