Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы - проанализировать факторы конкурентоспособности предприятия. На основании цели в работе сформулированы следующие задачи:
- выявить факторы конкурентоспособности предприятий;
- проанализировать резервы повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает промышленность Республики Беларусь. Предмет исследования – конкурентоспособность предприятий промышленности Беларуси.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 5
1.1. Понятие и сущность рыночной конкуренции 5
1.2. Конкурентоспособность предприятия 12
1.3.Источники конкурентоспособности предприятия.............................16
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ…………………………………………………..19
2.1. Основные показатели работы промышленных прдприятий 19
2.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
• эффективность маркетинговой деятельности,
• рентабельность продаж,
• имидж (марочный капитал) предприятия,
• эффективность менеджмента.
Касательно промышленности РБ (66 % ВВП), на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40 % ВВП. Экономика Республики Беларусь имеет ярко выраженный характер высокого удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих. В значительной ресурсной зависимости экономика Беларуси находится от России;
Белорусская продукция теряет свои конкурентные позиции на рынках СНГ по ценовым и качественным характеристикам, в то же время экспорт товаров республики на рынки стран СНГ увеличивается. При этом потери конкурентоспособности на рынках стран СНГ происходят от того, что растут цены на белорусскую продукцию, а качественные характеристики товаров не улучшаются. Экспортные поставки обеспечиваются за счет больших объемов. Причины этого кроются в износе основных фондов более 80 %, в отсутствии финансирования для обновления и модернизации производства, в дефиците оборотных средств;
Повысить конкурентоспособность белорусской промышленности на внешних рынках могла бы реализация следующих мероприятий:
- создание плана инвестирования белорусских предприятий с анализом конкурентоспособности в разрезе конкретных инвесторов и инвестиционных проектов (Совмин, МИД, Минэкономики, Минпром, Минсельхозпрод, БелТПП);
- увеличение доли ВВП, используемой на инновации, НИОКР и образование;
- увеличение экспорта наукоемкой продукции с низкой материало- и энергоемкостью (БелОМО, Интеграл);
- создание дочерних производств
крупных предприятий машиностро
- создание холдингов.
- повышение отдачи работы созданных торговых домов Беларуси за рубежом (инициатива о создании тороговых домов должна исходить от самих экспортеров при имеющихся уже наработанных к этому предпосылок – положителен пример АО «Милавица», концерна «Белресурсы»);
- активное и обязательное проведение и участие предприятий Беларуси в выставках и ярмарках международного масштаба, то есть обязательное проведение маркетинговых мероприятий и исследований;
- условия поставок белорусских товаров должны быть приемлемы для зарубежных потребителей (по кредитным и лизинговым соглашениям);
- создание сервисных центров за рубежом;
- Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) должна выработать программу своей работы по содействию экспорта белорусских товаров, привлечению в экономику иностранных инвестиций.
На мой взгляд, данные предложения помогут обеспечить повышение конкурентоспособности предприятий белорусской промышленности на внешних рынках, а вместе с тем повысить конкурентоспособность предприятий-экспортеров, отраслей и национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг, учебное пособие. /О.Д Андреева – М.: Дело, 2001 – 549с.
2. Ассэль, Г. Маркетинг: принципы и стратегии: учебник для вузов / Г. Ассэль – М.: ИНФРА-М, 1999. - 804с.
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / Ф. Котлер; общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. – Новосибирск: Наука, 1992. – 736с.
4. Круглов, В.В. Конкуренция: учебное пособие. / В.В.Круглов – М.: Проспект, 2004. – 650с.
5. Кулешова, А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах: учеб. пособие. / А.Б.Кулешова – М.: Проспект, 2004. – 469с.
6. Маслова, Т.Д. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. / Д.Т.Маслова, С.Г.Божук, Л.Н.Ковалик – СПб.: Питер, 2002.- 123с.
7. Панкрухин, А.П. Маркетинг-практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. / А.П.Панкрухин – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1998.- 215с.
8. Портер, М. Конкуренция: учеб. пособие. / М.Портер– М.: Вильямс, 2001 – 360с.
9. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. пер. с англ./ М.Портер – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 268с.
10. Ричард, О. Создавая спрос. Эффективные советы и рекомендации по маркетингу ваших товаров и услуг: пер. с англ. / О. Ричард - М.: Филинъ, 1997. - 320с.
11. Рубин, Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции / Ю.Б.Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004 – 252с.
12. Селезнев, Л.З. Научные основы конкурентоспособности/ Л.З.Селезнев. - М. 1999 – 496с.
13. Экономические показатели Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. - Дата доступа: 18.05.2012.