Конкурентоспособность туристической фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Вышесказанное позволяет утверждать, что проблема конкурентоспособности в туристическом бизнесе является актуальной, так как с ежегодным ростом количества новых туристических фирм ожесточается конкурентная борьба.
Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирм.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещены теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы. Вторая глава представляет собой анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ. В третьей главе рассматриваются основные конкурентные стратегии фирм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Конкурентоспособность туристической фирмы……………………………....6
2. Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ……………..9
3. Конкурентные стратегии фирм……………………………………………......21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………....26

Файлы: 1 файл

конкуренция.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

    «Институт управления  бизнес-процессами и экономики»

кафедра экономика  и менеджмент

 

 

 

 

 

НА  ТЕМУ: «Конкурентоспособность туристической фирмы»

 

 

 

 

Студентка УБ 10-05                                                                       О.А. Первухина

                                                                                                         

Руководитель                                                                                  Ю.В. Улас    

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Конкурентоспособность туристической фирмы……………………………....6

2. Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ……………..9

3. Конкурентные стратегии фирм……………………………………………......21

Заключение………………………………………………………………………...25

Список  использованных источников…………………………………………....26 
Введение

 

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где продукты, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки  каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему  продукта среди ряда аналогов и приобретает  только наиболее удовлетворяющий его  потребности.

В масштабе общества наибольшее признание среди  продуктов, предназначенных для  удовлетворения общественной потребности, получает тот, который наиболее соответствует  ей по сравнению с продуктами-конкурентами. Это и выделяет его из общей  товарной массы, обеспечивает успех  в конкурентной борьбе. Другими словами, позволяет говорить, что он является конкурентоспособным.

При выборе туристического продукта потребитель  ориентируется на его особенности, которые представляют для него существенный интерес.

Во-первых, это параметры, отражающие качество и полезность продукта, так как  важнейшим условием его выбора является совпадение свойств и характеристик, которым потребитель отдает предпочтение.

Во-вторых, для определения конкурентоспособности  существенным является не только сравнение  по степени соответствия конкретной потребности, но и учет связанных  с ними затрат потребителя. При этом следует принимать во внимание, что  покупка означает только обязательное условие, исходный пункт удовлетворения потребности. Суммарные же затраты  состоят из двух частей: единовременных (продажная цена туристического продукта) и текущих (затраты в месте  пребывания – экскурсии, дополнительное питание, транспорт, развлечения и  т.д.). В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Наряду  с вышеизложенным уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие новых видов услуг и стимулирование появления новых потребностей. С ними связаны тенденции продолжения роста затрат на исследовательские разработки, рекламу и маркетинг.

Это, прежде всего, относится к постоянному  обновлению ассортимента услуг, безостановочной  разработке и быстрому освоению новых  видов услуг, эффективности, снижению всех видов издержек. Особое место  занимает обеспечение стабильного  роста качества и надежности новых  видов услуг при одновременном  снижении цен.

Суть  этого подхода заключается в  том, чтобы нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение новых услуг; во-вторых, на повышение качественных и потребительских характеристик  при снижении цен на услуги.

Находясь  в конкурентном окружении, фирмы  прибегают к множеству различных  форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы  традиционной конкуренции продуктом.

Перечислим  основные методы, используемые для  повышения конкурентоспособности  предприятия: установление более низких цен на услуги, чем цены конкурента; выведение на рынок нового турпродукта, услуг и созданию новых потребностей; улучшение обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки; улучшение и расширение системы сбыта и распределения; усиление и улучшение рекламы и систем продвижения продукта.

На этапе  формирования рыночных отношений в  России хорошо заметно исчезновение и банкротство “случайных” компаний, которые не имели достаточных  сведений о структуре рынка, на котором  они пытались организовать деятельность, не учитывали уже сложившихся  традиций в отношениях между работающими в данной области структурами. Ввиду того, что новые производственные связи и финансовые возможности вытекают из уже сложившихся, необходимо отметить, что развитие без учета интересов этих структур затруднено.

Стратегия конкуренции фирм, знающих свое место  на рынке, сконцентрирована на захвате  тех мест на рынке, которые не вызывают интереса, либо же слабо интересуют большинство фирм. Для того чтобы  успешно вести бизнес в этих незанятых  нишах рынка, фирма должна иметь  четкую специализацию, внимательно  изучать свой сегмент рынка. Все  это позволяет вести успешную коммерческую деятельность в сложных  условиях нестабильного российского  рынка.

Вышесказанное позволяет утверждать, что проблема конкурентоспособности в туристическом  бизнесе является актуальной, так  как с ежегодным ростом количества новых туристических фирм ожесточается конкурентная борьба.

Цель  работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирм.

Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещены теоретические аспекты конкурентоспособности  фирмы. Вторая глава представляет собой анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ. В третьей главе рассматриваются основные конкурентные стратегии фирм.

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкурентоспособность туристической  фирмы

 

Способность компании работать в динамичной конкурентной среде при удержании имеющихся  конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, а лучше с  положительной динамикой возрастания, также является фактором конкурентного  преимущества предприятия, который  мы назовем конкурентоспособностью компании.

Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие производимых компанией товаров и услуг условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации, включающим в себя такие понятия, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама.

А так же под  конкурентоспособностью фирмы мы понимаем способность создавать такое  превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей.

Конкурентоспособность не показатель, уровень которого можно  вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего  – это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

  • понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такую услугу и так довести ее до потребителя, чтобы потребитель предпочел его услуге конкурента .

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

В настоящее время  существует проблема, которая заключается  в определении содержания конкурентоспособности  для туристических фирм. Большинство  сосредотачивается на параметрах туристического продукта и затем для оценки конкурентоспособности  сопоставляет между собой некоторые  интегральные характеристики для разных конкурирующих услуг. Нередко эта  оценка охватывает показатели качества, и тогда оценка конкурентоспособности  подменяется сравнительной оценкой  качества конкурирующих аналогов.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько  важных положений содержания конкурентоспособности.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана  с предоставляемой услугой как  таковой и в значительной мере  сводится к качеству. Другая связана со сбытом и сервисом туристического продукта. Наконец, третья связана с экономическими возможностями и ограничениями потребителя и отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как клиенту, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Клиент –  главный оценщик туристической  услуги. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях  истине: все элементы конкурентоспособности  туристического продукта должны  быть настолько очевидны потенциальному  покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них.

3. Как известно, туристический рынок характеризуется  “своим” покупателем. Поэтому  изначально неправомерна идея  о некой абсолютной, не связанной  с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Одним из элементов  составляющих конкурентоспособность  фирмы является конкурентоспособность  её продукта.

Конкурентоспособностью  туристического продукта понимают некую  относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от продукта-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

Следовательно необходим анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ фирмы

 

Изучение позиций  и возможностей организаций-конкурентов  в целом предполагает поиск ответов  на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы  слежения за конкуренцией:

  1. Каковы основные цели конкурента?
  2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?
  3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
  4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения  будущих стратегий конкурентов. Анализ совокупности сведений по указанным  четырем областям дает достаточно полную картину их действий.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе  информации о потенциале конкурентов  и уровне его использования. Анализ конкурентов проводится, как правило, по двум направлениям: по продуктовому принципу и по типу используемых стратегий.

Первое направление  имеет целью сгруппировать конкурентов  в соответствии с характером потребностей, удовлетворяемых предлагаемыми  ими продуктами.

При этом выделяются следующие предприятия:

  • предлагающие абсолютно аналогичные туристские продукты;
  • специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
  • намечающие выход на рынок с аналогичными продуктами;
  • предлагающие продукты-заменители, способные вытеснить продукт предприятия с рынка.

Классификация конкурентов  по типу применяемых ими стратегий  предполагает выделение предприятий:

  • осуществляющих стратегию низких издержек производства (могут осуществлять экспансию на рынке и обладают потенциальной возможностью проводить гибкую ценовую политику);
  • использующих стратегию дифференциации (способны за счет новых, более полно удовлетворяющих потребности туристов продуктов вытеснить с рынка традиционные продукты);
  • применяющих стратегию диверсификации своей деятельности и поэтому способных на демпинг.

Идея стратегических групп конкурентов помогает сделать  процесс исследования конкурентов  более управляемым. Так, различные  конкуренты должны быть подвергнуты  определенному анализу. Те, кто оказывает  или мог бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются  особенно тщательно.

Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется система  исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Он отмечал, что “цель анализа конкурентов состоит в том, чтобы построить профиль характера и успеха вероятных изменений стратегии, которые может произвести каждый конкурент, вероятного ответа каждого конкурента на набор реалистичных стратегических действий, которые могут начать другие фирмы, и вероятной реакции каждого конкурента на совокупность изменений в отрасли и более широких сдвигов в среде, которые могут произойти”.

Информация о работе Конкурентоспособность туристической фирмы