Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:03, курсовая работа
Вышесказанное позволяет утверждать, что проблема конкурентоспособности в туристическом бизнесе является актуальной, так как с ежегодным ростом количества новых туристических фирм ожесточается конкурентная борьба.
Цель работы – проанализировать и выявить пути повышения конкурентоспособности туристической фирм.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе освещены теоретические аспекты конкурентоспособности фирмы. Вторая глава представляет собой анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ. В третьей главе рассматриваются основные конкурентные стратегии фирм.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Конкурентоспособность туристической фирмы……………………………....6
2. Анализ конкурентов и выявление конкурентных преимуществ……………..9
3. Конкурентные стратегии фирм……………………………………………......21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список использованных источников…………………………………………....26
Предложенная М. Портером схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее; намерения; текущие стратегии; возможности.
Диагностика целей
конкурентов имеет большое
В первую очередь необходимо выяснить, в чем заключается основа целеполагания:
- Имеет ли конкурент традиции в реализации каких-либо целей относительно качества продуктов, системы сбыта, ценовой стратегии?
Помимо основ целеполагания, при исследовании конкурентов большое значение имеет изучение самооценки деятельности исследуемого предприятия, т. е. изучение того, как конкурент оценивает самого себя, состоящее из ряда вопросов:
Точно определить
конкретные действия конкурента часто
бывает достаточно сложно из-за отсутствия
необходимой информации для анализа.
Поэтому при появлении первых
признаков активизации
Для этого прибегают к изучению внешних проявлений деятельности конкурентов, которые прямо или косвенно информируют о целях, задачах и мотивах их поведения. Умение правильно выделять из всей информационной среды данные о намерениях конкурента и адекватно диагностировать их, дает дополнительную информацию для оценки предстоящих изменений на рынке.
Заключительным этапом анализа конкурентов является построение конкурентной карты рынка, разработанной М. Портером.
Конкурентная карта рынка представляет собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. Большинство специалистов сходятся во мнении, что наиболее объективным показателем, обобщенно отражающим результаты конкурентной борьбы, является доля рынка предприятия.
Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей:
Распределение
доли рынка позволяет выделить ряд
стандартных положений
При всей
важности показателя доли рынка необходимо
иметь в виду, что он представляет
собой статическую оценку на определенный
момент времени. В связи с тем
что ситуация на рынке достаточно
динамична, необходимо знать тенденции
изменения данного показателя и
связанное с ним изменение
конкурентной позиции предприятия.
Указанные тенденции можно
По ее динамике целесообразно выделить типичные конкурентные позиции предприятия:
Конкурентная
карта рынка строится исходя из перекрестной
классификации размера и
При равенстве рыночных долей для ранжирования предприятий используется показатель стабильности их рыночных долей. Он характеризует степень приверженности клиентов к услугам фирмы и показывает, какую часть в общем объеме продаж составляют продажи постоянным потребителям. Применение показателя стабильности рыночной доли как уточняющего коэффициента позволяет однозначно распределить предприятия внутри каждой классификационной группы.
Матрица формирования конкурентной карты рынка
Доля рынка
Темпы роста доли рынка |
Лидеры рынка |
Предприятия с сильной конкурентной позицией |
Предприятия со слабой конкурентной позицией |
Аутсайдеры рынка |
Конкурентная позиция предприятия |
||||
Быстро улучшающаяся |
1 |
5 |
9 |
13 |
Улучшающаяся |
2 |
6 |
10 |
14 |
Ухудшающаяся |
3 |
7 |
11 |
15 |
Быстро ухудшающаяся |
4 |
8 |
12 |
16 |
Оценка конкурентного положения фирмы дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач:
- выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка.
Анализ
конкурентов позволяет выявить
рыночные возможности, которые представляют
собой направления
Чтобы успешно
справляться с угрозами и действительно
использовать возможности, недостаточно
одного лишь знания о них. Можно знать
об угрозе, но не иметь возможности
противостоять ей. Можно также
располагать информацией об открывающихся
возможностях, но не обладать потенциалом
для их реализации. Например, хорошие
перспективы оказания широкого комплекса
туристических услуг могут
Американские исследователи А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд предложили примерный перечень характеристик, положительное заключение по которым позволяет составить список сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз для него, заключенных во внешней среде.
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Возможности:
Угрозы:
После составления
конкретного списка слабых и сильных
сторон, а также возможностей и
угроз необходимо установить взаимосвязь
между ними. Это позволит выделить
маркетинговые возможности
Рис. 1. Определение конкурентних преимуществ
Конкурентные
преимущества – это материальные
и нематериальные активы, а также
сферы деятельности, которые стратегически
важны для туристского
Определение маркетинговых возможностей осуществляется с помощью метода SWOT-анализа (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: Strenght - сила, Weaknesses - слабость, Opportunites - возможности, Threats - угрозы).
Этот метод предполагает использование матрицы (рис. 2) (Портер М., 2000, с. 92).
Матрица образует четыре поля: “СИВ” (сила и возможности); “СИУ” (сила и угрозы); “СЛВ” (слабость и возможности); “СЛУ” (слабость и угрозы). На каждом из них необходимо рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при определении маркетинговых возможностей предприятия.
Рис. 2 Матрица SWOT
Наиболее
благоприятные маркетинговые
Информация о работе Конкурентоспособность туристической фирмы