Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от руководства применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии предприятия, до таких достаточно узких, как повышения уровня профессиональности сотрудников. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консультационные (консалтинговые) услуги как инструмент оптимизации бизнеса.

Содержание работы

1. Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса 3
2. Агроконсалтинг в странах Евросоюза 11
3. Анализ состояния консультационной деятельности в агропромышленном комплексе 14
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

к печати контрольная по окс.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Консультирование как  элемент инфраструктуры профессиональной  поддержки агробизнеса

 

Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных  этапах своего развития могут столкнуться  с рядом проблем, решение которых  потребует от руководства применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии предприятия, до таких достаточно узких, как повышения уровня профессиональности сотрудников. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консультационные (консалтинговые) услуги как инструмент оптимизации бизнеса.

В современной рыночной экономике  консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. Консалтинг выделяется статистикой в отдельную отрасль, в которой, например, в США занято 700 тыс. человек, а годовой оборот составляет 50 млрд. долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без использования консультантов [3].

В России ситуация в экономике несколько  отличается от того, что происходит в остальном мире. В настоящее  время можно говорить о том, что  у руководителей российских предприятий еще до конца не сложилось ясное осознание     необходимости     привлечения      сторонних    специалистов-консультантов к решению своих задач. Несмотря на наличие широкого круга проблем, которые могут быть решены консультантами, на российских предприятиях еще полностью не сформировалась деловая культура по использованию их интеллектуального капитала. Причины тут могут быть весьма разнообразные: от скепсиса по отношению к результатам работы консультантов, до нехватки средств для их привлечения.

Но постепенно ситуация меняется. Консультационные (консалтинговые)   услуги пользуется постоянно растущим спросом на российском рынке. Соответственно спросу растет и предложение - сотни консультационных организаций и независимых консультантов предлагают свои услуги.

Консультирование (консалтинг) занимает промежуточное положение между практикой и наукой, оно является прикладной отраслью знаний, и степень его развития определяется исключительно потребностями практики. Поэтому с развитием рынка консалтинговых услуг растет и интерес к теории консалтинга. Однако информации о консалтинге явно недостаточно. Как правило, информация по консультированию представлена в переводных публикациях и коммерческих предложениях консультантов. Первые акцентированы, в основном, на теории, а если касаются практики, то преимущественно зарубежной. Вторые носят откровенно рекламный характер и не могут служить надежным источником информации [7].

Указанная специфика использования  консультационных услуг в полной мере присуща и сфере АПК.

Развитие аграрной сферы в первом десятилетии XXI века в России характеризуется устойчивой положительной динамикой основных производственных показателей в сельском хозяйстве и сопряженных с ним отраслях. Основными факторами, обусловливающими экономический рост в сельском хозяйстве России, являются такие факторы, как благоприятные природные и погодные условия, динамика и уровень цен на внутреннем продовольственном рынке, индекс потребительских цен, наличие земельных площадей и их состояние, численность и структура занятых работников в производственных отраслях АПК, динамика инвестиций в основной капитал, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий.

Кроме того, институциональные реформы, осуществленные в России в конце XX века, сформировали предпосылки для развития экономических отношений, основанных на рыночных принципах. В этой связи важное значение в производственной деятельности агропроизводителей стали играть организационно-управленческие отношения, такие, как маркетинг, менеджмент, стратегическое управление, инновационно-предпринимательская деятельность, которые в свою очередь стимулировали развитие сельского хозяйства, обеспечивая рост показателей производства и реализации продукции.

Однако, нынешний рост показателей сельского хозяйства является организационно-структурным («восстановительным»), поскольку он формировался не на основе инновационных ростоформирующих (экономических) факторов, а за счет перераспределения ресурсов как в отдельных отраслях АПК, так и в экономике в целом.

Сейчас перед предприятиями АПК становятся актуальными вопросы нахождения оптимальной инфраструктуры, технологий и подходов к эффективному использованию ресурсов. Во многом решение этих проблем возможно с помощью различных инструментов маркетинга и привлечения консультационных служб (специалистов).

 Среди факторов, развитие которых может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие аграрной сферы, инфраструктура выступает основным, функциональная роль которой проявляется в обеспечении сбалансированного развития АПК и системы агробизнеса в его структуре. В большинстве регионов нашей страны рыночная инфраструктура агробизнеса в полной мере не отвечает интересам основных субъектов АПК, поэтому ее функционирование зачастую неэффективно.

Наряду с традиционными факторами развития агросферы, в поддержании тенденций роста аграрной экономики регионов большую роль играют так называемые ростоформирующие факторы, в числе которых отметим следующие:

  • система экономических факторов становления конкуренто-предпринимательской среды агробизнеса;
  • инновационные и управленческие ресурсы становления эффективной системы агробизнеса в регионе;
  • информационно-маркетинговые факторы развития рыночных отношений в АПК [9, с. 67].

Процесс формирования предпринимательского потенциала системы агробизнеса осуществляется посредством воздействия на него факторов внешней среды, прежде всего, механизмов государственного регулирования и поддержки, которые можно обобщенно представить в следующей системе форм и технологий:

  • перераспределение имущественных комплексов в пользу эффективных собственников;
  • квалифицированное консультирование (по вопросам юриспруденции, технологии, рекламы);
  • предоставление объективной информации предпринимательским структурам о проводимых аукционах, конкурсах, заключаемых соглашениях и т. д. и обеспечение непредвзятого отношения ко всем их участникам;
  • способствование развитию в АПК коммуникационных систем, широкому использованию Интернет-технологий, проведению электронных торгов и т.п.;
  • регулирование цен на продукцию отраслей-монополистов (особенно в области переработки сельскохозяйственной продукции и закупочных цен);
  • отбор и реализация эффективных инвестиционных проектов, поиск отечественных и зарубежных инвесторов для активизации инвестиционной и инновационной активности предпринимателей в аграрной сфере; поддержка предпринимателей конкретных регионов при их «вписывании» в систему закупок товаров и услуг в частном секторе в целях удовлетворения соответствующих потребностей общегосударственного и местного значения за счет средств государственного и муниципального бюджета;
  • рациональное квотирование во внешнеэкономической деятельности частнопредпринимательских структур;
  • формирование региональных систем защиты предпринимательства [7].

Таким образом, консультирование занимает важное место в инфраструктуре агробизнеса.

Кратко опишем те направления, в  которых может вестись консультирование.

Наиболее важным, чаще всего, выступает  современная оценка бизнеса. Грамотно и профессионально сделанная диагностика состояния сегодняшнего бизнеса, анализ внешней среды, продуктового ряда, конкурентов, клиентов – уже представляют фундаментальный базис для выстраивания  эффективного бизнеса.

Ценность и необходимость этого  состоит в том, что появляется возможность с разных позиций  оценить многие факторы управления, которые в обычной деятельности не могут проявиться, находятся в «заглушенном» состоянии или проявляются неявно, скрыто. Появляется структурированная конкретная целостная картина бизнеса, его сильных и слабых сторон, «болевых» зон и точек роста. Оценивается состояние управления организацией, формируется её проблемное поле, определяются новые ресурсы эффективного управления.

Расчёт финансовых показателей  позволяет оценить экономическое  состояние не только в абсолютных величинах, но и произвести сравнение с конкурирующими компаниями.

Адекватная оценка персонала предполагает формирование осознанной политики по управлению персоналом.

Юридический аудит традиционно  выявляет недочёты в оформлении прав собственности.

Анализ организационной структуры позволяет провести её оптимизацию.

Формализованная продуктовая линейка  позволяет объективно оценить конкурентоспособность  сегодняшнего продукта, его жизненные циклы.

Сегментация клиентской базы – важнейший  рычаг выстраивания управления продажами.

Анализ конкурентной среды –  это основа целой программы управления рисками.

Оценка материальных и нематериальных ресурсов компании – это своеобразная бизнес-инвентаризация, которая уже  сама по себе способна поднять уровень  капитализации бизнеса. 

Другими словами, организационная  диагностика позволяет путём  комбинирования специальных технологий и методов сделать многофакторный, многомерный, объёмный «срез» состояния организации, услышать «слабые сигналы», выявить основные проблемы и их взаимосвязи, оценить с иных позиций коллектив в целом и ключевых сотрудников по отдельности. Кроме прямых целей, при проведении диагностической фазы начинается процесс командообразования, снятия некоторых внутриорганизационных противоречий и напряжений, повышается согласованность, улучшается управляемость.

Решение задач стратегического  развития агробизнеса будет максимально  эффективно, если одновременно оптимизируются бизнес-процессы, совершенствуются системы  управленческого учёта, бюджетирования и контроллинга, внедряются системы Управления отношениями с клиентами (CRM) и Стратегического управления издержками (SCM - Strategic Cost Management),  регулярно проводится комплексный аудит, автоматизируются все элементы управления. Все это возможно в рамках консультирования (консалтинга).

Важным выглядит проведение корпоративных  семинаров (бизнес-практикумов) для  акционеров и топ-менеджмента компании. На семинарах целесообразно рассматривать  новое в системах управления предприятиями  агропромышленной отрасли, вместе практиковаться в вопросах стратегического планирования и управления,  реализации стратегии и постановке Сбалансированной Системы Показателей (BSC) на примере своего предприятия. Очень важно разбирать целесообразность, плюсы и минусы разных подходов и проектов. Отвечать на наиболее актуальные вопросы. Польза от таких внутрикорпоративных семинаров бесспорна сама по себе. К тому же позволяет делать продуманные и взвешенные дальнейшие шаги. Кроме того, при проведении корпоративных бизнес-практикумов происходит консолидация команды, собственники, топ-менеджмент и сотрудники узнают много нового друг от друга и начинают «говорить на одном языке».

Основные причины, сдерживающие развитие отечественного консалтинга в АПК, по нашему мнению, следующие:

1) недостаток конкуренции на российском рынке. Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от сельхозпредприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях АПК в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке;

2) недостатки управленческой культуры. Многие руководители, во-первых, пока не понимают до конца того, что организационные решения требуют высокой компетенции и глубоких специальных знаний. Во-вторых, они психологически не готовы делегировать некоторые этапы принятия решений внешнему консультанту. Руководителю бывает трудно согласиться с тем, что самостоятельно он решает свои задачи хуже, чем с участием внешнего консультанта. В-третьих, на консалтинг в России традиционно смотрят, как на область, за которую платить не нужно, и которая должна финансироваться по остаточному принципу;

3) недостатки культуры консультирования. В настоящее время большинство  направлений российского консалтинга  не регламентируется никакими  законодательными актами и для  осуществления консультационной  деятельности юридическим и физическим лицам не требуется специального образования, лицензий на право ведения этой деятельности. Не во всех отраслях достаточное влияние имеют профессиональные объединения консультантов, недостаточно источников, из которых клиенты могли бы узнать о надежности и профессионализме отдельного консультанта или консалтинговой компании.

Как следствие - приход в консалтинг людей с низким профессиональным уровнем, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах российских руководителей предприятий и фермерских хозяйств;

4) недостаток финансовых средств.  Сегодня в России услугами  консультантов пользуются в основном  крупные сельхозпредприятия, так как средний и малый бизнес просто не имеет свободных денежных средств для оплаты их советов.

 

 

 

2. Агроконсалтинг в странах Евросоюза

 

Рассматриваемая статья является перепечаткой материала из «Economics of Agriculture» о консультационных системах (консалтинг) в странах Европейского союза. Материал изложен на небольшом объеме и представляет собой аналитическую оценку по рассматриваемой теме.

Информация о работе Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса