Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:39, контрольная работа
Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от руководства применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии предприятия, до таких достаточно узких, как повышения уровня профессиональности сотрудников. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консультационные (консалтинговые) услуги как инструмент оптимизации бизнеса.
1. Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса 3
2. Агроконсалтинг в странах Евросоюза 11
3. Анализ состояния консультационной деятельности в агропромышленном комплексе 14
Список литературы 22
Содержание
Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от руководства применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии предприятия, до таких достаточно узких, как повышения уровня профессиональности сотрудников. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консультационные (консалтинговые) услуги как инструмент оптимизации бизнеса.
В современной рыночной экономике консультационные услуги давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. Консалтинг выделяется статистикой в отдельную отрасль, в которой, например, в США занято 700 тыс. человек, а годовой оборот составляет 50 млрд. долл. Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с рыночной экономикой не обходится без использования консультантов [3].
В России ситуация в экономике несколько отличается от того, что происходит в остальном мире. В настоящее время можно говорить о том, что у руководителей российских предприятий еще до конца не сложилось ясное осознание необходимости привлечения сторонних специалистов-консультантов к решению своих задач. Несмотря на наличие широкого круга проблем, которые могут быть решены консультантами, на российских предприятиях еще полностью не сформировалась деловая культура по использованию их интеллектуального капитала. Причины тут могут быть весьма разнообразные: от скепсиса по отношению к результатам работы консультантов, до нехватки средств для их привлечения.
Но постепенно ситуация меняется. Консультационные (консалтинговые) услуги пользуется постоянно растущим спросом на российском рынке. Соответственно спросу растет и предложение - сотни консультационных организаций и независимых консультантов предлагают свои услуги.
Консультирование (консалтинг) занимает промежуточное положение между практикой и наукой, оно является прикладной отраслью знаний, и степень его развития определяется исключительно потребностями практики. Поэтому с развитием рынка консалтинговых услуг растет и интерес к теории консалтинга. Однако информации о консалтинге явно недостаточно. Как правило, информация по консультированию представлена в переводных публикациях и коммерческих предложениях консультантов. Первые акцентированы, в основном, на теории, а если касаются практики, то преимущественно зарубежной. Вторые носят откровенно рекламный характер и не могут служить надежным источником информации [7].
Указанная специфика использования консультационных услуг в полной мере присуща и сфере АПК.
Развитие аграрной сферы в первом десятилетии XXI века в России характеризуется устойчивой положительной динамикой основных производственных показателей в сельском хозяйстве и сопряженных с ним отраслях. Основными факторами, обусловливающими экономический рост в сельском хозяйстве России, являются такие факторы, как благоприятные природные и погодные условия, динамика и уровень цен на внутреннем продовольственном рынке, индекс потребительских цен, наличие земельных площадей и их состояние, численность и структура занятых работников в производственных отраслях АПК, динамика инвестиций в основной капитал, финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий.
Кроме того, институциональные реформы,
осуществленные в России в конце
XX века, сформировали предпосылки для
развития экономических отношений, основанных
на рыночных принципах. В этой связи важное
значение в производственной деятельности
агропроизводителей стали играть организационно-управленческие
отношения, такие, как маркетинг, менеджмент,
стратегическое управление, инновационно-
Однако, нынешний рост показателей сельского хозяйства является организационно-структурным («восстановительным»), поскольку он формировался не на основе инновационных ростоформирующих (экономических) факторов, а за счет перераспределения ресурсов как в отдельных отраслях АПК, так и в экономике в целом.
Сейчас перед предприятиями АПК становятся актуальными вопросы нахождения оптимальной инфраструктуры, технологий и подходов к эффективному использованию ресурсов. Во многом решение этих проблем возможно с помощью различных инструментов маркетинга и привлечения консультационных служб (специалистов).
Среди факторов, развитие которых может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие аграрной сферы, инфраструктура выступает основным, функциональная роль которой проявляется в обеспечении сбалансированного развития АПК и системы агробизнеса в его структуре. В большинстве регионов нашей страны рыночная инфраструктура агробизнеса в полной мере не отвечает интересам основных субъектов АПК, поэтому ее функционирование зачастую неэффективно.
Наряду с традиционными факторами развития агросферы, в поддержании тенденций роста аграрной экономики регионов большую роль играют так называемые ростоформирующие факторы, в числе которых отметим следующие:
Процесс формирования предпринимательского потенциала системы агробизнеса осуществляется посредством воздействия на него факторов внешней среды, прежде всего, механизмов государственного регулирования и поддержки, которые можно обобщенно представить в следующей системе форм и технологий:
Таким образом, консультирование занимает важное место в инфраструктуре агробизнеса.
Кратко опишем те направления, в которых может вестись консультирование.
Наиболее важным, чаще всего, выступает современная оценка бизнеса. Грамотно и профессионально сделанная диагностика состояния сегодняшнего бизнеса, анализ внешней среды, продуктового ряда, конкурентов, клиентов – уже представляют фундаментальный базис для выстраивания эффективного бизнеса.
Ценность и необходимость
Расчёт финансовых показателей
позволяет оценить
Адекватная оценка персонала предполагает формирование осознанной политики по управлению персоналом.
Юридический аудит традиционно выявляет недочёты в оформлении прав собственности.
Анализ организационной структуры позволяет провести её оптимизацию.
Формализованная продуктовая линейка позволяет объективно оценить конкурентоспособность сегодняшнего продукта, его жизненные циклы.
Сегментация клиентской базы – важнейший рычаг выстраивания управления продажами.
Анализ конкурентной среды – это основа целой программы управления рисками.
Оценка материальных и нематериальных ресурсов компании – это своеобразная бизнес-инвентаризация, которая уже сама по себе способна поднять уровень капитализации бизнеса.
Другими словами, организационная
диагностика позволяет путём
комбинирования специальных технологий
и методов сделать
Решение задач стратегического развития агробизнеса будет максимально эффективно, если одновременно оптимизируются бизнес-процессы, совершенствуются системы управленческого учёта, бюджетирования и контроллинга, внедряются системы Управления отношениями с клиентами (CRM) и Стратегического управления издержками (SCM - Strategic Cost Management), регулярно проводится комплексный аудит, автоматизируются все элементы управления. Все это возможно в рамках консультирования (консалтинга).
Важным выглядит проведение корпоративных
семинаров (бизнес-практикумов) для
акционеров и топ-менеджмента компании.
На семинарах целесообразно
Основные причины, сдерживающие развитие отечественного консалтинга в АПК, по нашему мнению, следующие:
1) недостаток конкуренции на российском рынке. Объективная потребность обращения к консультантам возникает в условиях высокой конкуренции, когда цена неверного управленческого решения очень высока и от сельхозпредприятия постоянно требуется повышение эффективности. Так как во многих отраслях АПК в России до сих пор нет достаточно жесткой конкуренции, то остается возможность принимать не очень эффективные решения, даже совершать ошибки, и при этом сохранять свои позиции на рынке;
2) недостатки управленческой
3) недостатки культуры
Как следствие - приход в консалтинг людей с низким профессиональным уровнем, дилетантов, не соблюдающих этические нормы консалтинга. Это негативно отражается на общем качестве консалтинговых услуг и имидже консультанта в глазах российских руководителей предприятий и фермерских хозяйств;
4) недостаток финансовых средств.
Рассматриваемая статья является перепечаткой материала из «Economics of Agriculture» о консультационных системах (консалтинг) в странах Европейского союза. Материал изложен на небольшом объеме и представляет собой аналитическую оценку по рассматриваемой теме.