Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:39, контрольная работа

Описание работы

Общепризнанно, что даже наиболее успешные предприятия на отдельных этапах своего развития могут столкнуться с рядом проблем, решение которых потребует от руководства применения специальных знаний и новых неосвоенных ранее подходов. Характер подобных задач может варьироваться от таких глобальных, как, например, изменение общей стратегии предприятия, до таких достаточно узких, как повышения уровня профессиональности сотрудников. В подобных ситуациях руководителям предприятий могут потребоваться консультационные (консалтинговые) услуги как инструмент оптимизации бизнеса.

Содержание работы

1. Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса 3
2. Агроконсалтинг в странах Евросоюза 11
3. Анализ состояния консультационной деятельности в агропромышленном комплексе 14
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

к печати контрольная по окс.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

В продолжение рассматриваемой  темы необходимо отметить следующее.

С середины 1980-х годов ХХ века стимулирование инновационной деятельности (в том числе и в области сельского хозяйства) является приоритетным направлением научно-технической политики Евросоюза с целью преодоления отставания развитых стран Союза от США, Японии и других стран в развитии наукоемких производств, связанных с микроэлектроникой, биотехнологией и др. Основными причинами отставания зарубежные эксперты считают узость национальных рынков стран ЕС, ограничивающих спрос на инновации, а также неразвитость европейского патентного законодательства. Для устранения этих препятствий потребовались длительные совместные действия стран членов ЕС [4].

Формированию политики Евросоюза  в области содействия нововведениям  способствовал принятый в 1986 г. Единый европейский акт (EEA), включающий научные  исследования и опытно-конструкторские работы в сферу действия ЕС.

Ассигнования на НИОКР из единого  бюджета ЕС в разные годы не превышали 2% совокупных национальных расходов стран  членов на эти цели (частных и  государственных). ЕС финансирует наиболее дорогостоящие фундаментальные  исследования, а также технологические разработки, не дающие быстрой коммерческой отдачи или связанные с риском [8].

Используются три способа организации  и финансирования инновационной  деятельности за счет средств ЕС:

  • исследования, осуществляемые Совместным научно-исследовательским центром полностью за счет единого бюджета ЕС;
  • проекты на контрактной основе из единого бюджета оплачиваются в среднем в размере 50% от стоимости работ;
  • координация национальных исследований.

Исследования по проекту осуществляются в нескольких странах членах ЕС и полностью финансируются из национальных средств. Комиссия за счет бюджета ЕС координирует работы и обеспечивает обмен результатами исследований.

Содействие разработке и внедрению  инноваций осуществляется как на уровне стран членов ЕС, так и в рамках научно-технической политики Евросоюза. На государственном уровне для стимулирования инновационной деятельности предприятий в середине 1990-х годов в зависимости от целей промышленной политики стран применялись финансовые, налоговые и другие меры: в Финляндии, Швеции и Германии - в основном субсидии и займы по сниженным процентным ставкам, что позволяет концентрировать поддержку в приоритетных секторах промышленности; в Португалии, Испании и Италии, где инновационный сектор развит относительно слабо, - налоговые льготы, позволяющие стимулировать широкий круг предприятий, связанных с нововведениями; в Испании, где более широко трактуется понятие «инновационная продукция», предоставляются налоговые льготы предприятиям даже для разработки и внедрения промышленного дизайна, а также закупок технологий [8].

Для венчурного бизнеса представлены налоговые льготы на доходы корпораций. Их получателями являются в основном крупные инновационные компании. В Великобритании и ряде крупных  стран ЕС применяются специальные льготы для малых и средних предприятий. Так, в Италии таким предприятиям предоставляется кредит при взимании корпоративного налога для стимулирования подготовки кадров, Дании - для найма научного персонала, во Франции используются вычеты из налогооблагаемой базы для отделившихся от материнской компании венчурных фирм.

В странах ЕС фирмам, разрабатывающим  и реализующим новые товары и  технологии, оказывается государственная  поддержка, так как инвестиции в  них относятся к рискованной  сфере вложения капитала. Деятельность компаний, занятых в сфере высоких технологий, способствует росту экспорта и занятости.

Применяются и другие меры. Так, во Франции принят закон, разрешающий  государственным исследовательским  центрам предоставлять консультационные услуги частным промышленным компаниям и создавать собственные производственные предприятия.

Таким образом, опыт европейских стран  показывает, что инновационная политика является мощным рычагом, с помощью  которого возможно в короткие сроки  преодолеть отставание во всех отраслях экономики, в том числе и в сельском хозяйстве.

Наиболее важными моментами  из опыта использования консультирования в агробизнесе в странах Евросоюза, на наш взгляд следует отметить следующее:

  1. Консультирование в области сельского хозяйства в странах Еврозоны является динамично развивающимся аспектом ведения бизнеса.
  2. Широко используется инновационный подход.
  3. Консультирование направлено как на крупных «игроков рынка»-производителей, так и небольшие фермерские хозяйства.
  4. Рынок услуг консультационных компаний постоянно расширяется.
  5. Большинство услуг консультационных компаний доступно для широкого потребителя.

В настоящее время инновационный  потенциал АПК России используется не полностью. Необходимы новые подходы, чтобы создать организационно-экономический механизм, позволяющий активизировать внедрение научных достижений в аграрное производство.

 

3. Анализ состояния консультационной деятельности                                                            в агропромышленном комплексе

 

Анализ состояния консультационной деятельности в агропромышленном комплексе рассмотрим на примере ОГАУ «Аграрный центр Томской области».

Областное государственное автономное учреждение «Аграрный центр Томской области» появилось в марте 2009 года (на основании Распоряжения Губернатора Томской области № 31-ра от 26.01.2009) с целью развития информационно-консультационного обслуживания в сельском хозяйстве региона [1].

В целом, история сельскохозяйственного  консультирования в Томской области  имеет глубокие корни. Предшественниками ОГАУ «Аграрный центр Томской области» были информационно-консультационная служба АПК, существовавшая в 1990-х годах при Томском институте переподготовки кадров и агробизнеса и некоммерческое партнерство «Томский областной сельскохозяйственный информационно-консультационный центр», который был создан в 2002 году.

Цели и задачи «Аграрного центра Томской области»:

  1. Создание системы информационной, консультативной и образовательной поддержки сельхозпроизводителей Томской области.
  2. Содействие предпринимателям в выработке юридически и экономически обоснованных управленческих решений в сфере агробизнеса
  3. Помощь во внедрении новых технологий производства, переработки и реализации сельхозпродукции.
  4. Повышение эффективности аграрного производства в Томской области [1].

Сегодня специалисты Аграрного  центра Томской области оказывают  более 500 индивидуальных и групповых  консультаций в месяц, проводят несколько  десятков тренингов, семинаров и  практических занятий в год. Большая  часть консультаций проводится бесплатно.

Представительства Аграрного центра уже действуют в семи из шестнадцати  районах Томской области - Томском, Зырянском, Чаинском, Кожевниковском, Каргасокском, Молчановском и Первомайском. До 2012 года территориальные отделения  информационно-консультационной службы (ИКЦ) будут созданы ещё в четырех районах области.

Кроме того, в ряде районов региона  созданы специализированные консультационные пункты - но растениеводству - в с.Богашево Томского района (на базе ГНУ «Сибирское НИИ сельского хозяйства и торфа») и по животноводству – в Кожевниковском районе (на базе СПК «Дубровское»). Также в структуру Аграрного центра входит Центр практического обучения животноводов, который был создан на базе СПК (колхоз) «Нелюбино».

Основными потребителями консультационных услуг стали малые формы хозяйствования (ЛПХ, К(Ф)Х, сельскохозяйственные кооперативы). Их доля составляет около 80 % от общего числа клиентов. Остальную часть - около 20%, - занимают крупные сельскохозяйственные предприятия и субъекты малого и среднего бизнеса не сельскохозяйственной сферы производства.

Что касается тематики консультаций, то 40% всех обращений касаются экономики  и финансовых вопросов, 25% - животноводства и переработки животноводческой продукции, 23% -юриспруденции, 7% растениеводства и 5% - вопросов механизации сельскохозяйственного производства [5].

Наиболее часто томские сельхозтоваропроизводители обращаются по вопросам получения господдержки, кредитов в банках и займов в кредитных  организациях, оформления земельных  отношений, содержания КРС в личном подсобном хозяйстве, рационам кормления сельскохозяйственных животных.

Большой поток обращений связан с участием в областных конкурсах  предпринимательских проектов «Первый шаг» и «Бизнес-старт», призванных стимулировать самозанятость населения в период кризиса. Программы предусматривают для начинающих предпринимателей субсидии на развитие бизнеса в размере до 300 тысяч рублей. Роль сельскохозяйственной информационно-консультационной службы заключается в помощи сельским предпринимателям в оформлении заявок на участие в конкурсе и грамотном планировании их бизнес - деятельности. Так, за период работы Аграрного центра его сотрудниками было написано 35 бизнес-планов для жителей области, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере АПК.

Работая с томскими сельхозпроизводителями, Аграрный центр использует различные методики консультирования.

В частности, в работе с малыми формами  хозяйствования основной упор делается на индивидуальные консультации. Фермер, владелец личного подворья или обычный сельский житель может прийти в офис, обратиться со своими вопросами по телефону, написать консультанту по электронной почте. Часто, для того, чтобы дать более детальную и взвешенную рекомендацию по тому или иному вопросу, специалисту Аграрного центра необходимо бывает выехать в конкретное хозяйство, подворье. Для того, чтобы у него была возможность оперативно добираться до места консультации, в июне 2009 года в районные представительства Аграрного центра на средства федерального бюджета приобретены 6 легковых автомобилей. Еще 3 автомобиля планируется приобрести до конца 2011 года [5].

Согласно государственному заданию, специалисты Аграрного центра Томской  области обязаны оказывать в  месяц 500 бесплатных консультаций. Однако на практике востребованность консультационных услуг гораздо выше. В связи с растущим потоком обращений от клиентов, было принято решение, помимо 23 штатных сотрудников Аграрного центра, привлечь к работе с сельхозтоваропроизводителями «агентов», работающих по договору. За счет этого, количество консультаций, оказываемых сельхозтоваропроизводителям региона, с октября 2010 года увеличилось до 1000.

Помимо индивидуальных консультаций, специалистами Аграрного центра регулярно проводятся групповые  семинары и тренинги. Так, в районах  и поселениях области было проведено 10 групповых семинаров по темам: «Влияние малых форм хозяйствования на устойчивое развитие сельских поселений», «Виды государственной поддержки сельхозтоваро-производителей», «Порядок создания и функционирования сельскохозяйственного потребительского кооператива», «Кредитная политика и управление сельскохозяйственным потребительским кооперативом» и др. [5].

На этих встречах жителям села и  владельцам личных подворий специалисты Центра рассказывали о том, как грамотно организовать свое производство, как стать участником областных конкурсов «Первый шаг» и «Бизнес-старт», организовать сельхозкооператив, где взять кредиты, купить скот, корма, на какую поддержку от государства при этом можно рассчитывать. Помимо консультантов Аграрного центра, к участию в таких семинарах приглашались преподаватели Томского института переподготовки кадров и агробизнеса, Томского сельскохозяйственного института и других учебных заведений.

Каждый семинар заканчивается  круглым столом, на которые приглашаются представители администраций районов и поселений, специалистов областного Департамента по социально-экономическому развитию села, сотрудников Сбербанка, Россельхозбанка и Центра занятости населения Томской области.

Такое взаимодействие различных структур, оказывающих государственную и финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителям области, позволяет жителям села получить более полную информацию по всем интересующим их вопросам.

Проблема подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров особенно актуальна для любого региона России. Согласно региональной программе «Социально-экономическое развитие села Томской области до 2012 года» одним из перспективных направлений отрасли АПК региона является развитие молочного и мясного скотоводства. Но в условиях интенсификации производства, внедрения современного технологического оборудования, инновационных подходов в кормлении и содержании КРС, работникам хозяйств - зоотехникам, ветеринарам, операторам машинного доения и другим специалистам, не достает необходимых навыков и умений, а часто и просто оперативной информации о новинках в области науки и техники. Другими словами, они «варятся в собственном соку», не выходя за пределы родного предприятия [5].

Для комплексного подхода в сфере  подготовки и переподготовки животноводческих кадров было принято решение создать на базе одного из самых крупных сельскохозяйственных предприятий региона - СПК (колхоза) «Нелюбино», - Центр практического обучения животноводов.

СПК «Нелюбино» - один из лидеров молочной отрасли в Томской области. В результате внедрения передовых технологий в содержании и кормлении КРС, среднегодовой уровень надоев в этом хозяйстве достиг рекордных для Сибири отметок - 7 тысяч тонн молока на каждую из 1000 поголовья стада корову. В процессе обучения в Центре Нелюбинский комплекс используется в качестве демонстрационной площадки, на примере которой животноводы могут познакомиться с опытом применения новейших технологий и современного оборудования в крупных сельхозпредприятиях [1].

Помимо этого, Центр практического обучения предлагает пройти стажировку по технологиям содержания и кормления молочного и мясного скота в личном подсобном и крестьянском (фермерском) хозяйстве, воспроизводству стада и искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, внедрению программы учета «Селэкс», передовым технологиям производства и хранения кормов.

Центр практического обучения представляет собой современную учебную площадку, оснащенную лекционным залом и классами для практических занятий с новейшим животноводческим оборудованием отечественного и зарубежного производства. Здесь есть ветеринарная лаборатория и лаборатория для определения качества молока, действующие образцы современной доильной техники, родовспомогателей, аппаратов для обрезки копыт и прижигания рогов, кормосмесителей и другого животноводческого оборудования. Всю эту технику учащиеся Центра могут использовать в процессе обучения в качестве тренажеров.

Информация о работе Консультирование как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки агробизнеса