Контроль внешнеторговых бартерных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать сущность и специфику внешнеторговых бартерных операций.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность и порядок оформления внешнеторговых бартерных операций.
2. Исследовать особенности контроля внешнеторговых бартерных операций.
Объект исследования – внешнеторговые бартерные операции.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность и порядок оформления внешнеторговых бартерных операций 4
1.1. Сущность внешнеторговых бартерных сделок 4
1.2. Порядок оформления внешнеторговых бартерных сделок 9
2. Контроль внешнеторговых бартерных операций 16
2.1. Правовые и организационные основы валютного контроля и контроля выполнения внешнеторговых бартерных сделок 16
2.2. Проблемы совершенствования таможенно-банковского контроля внешнеторговых бартерных сделок 21
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

Внешнеторговые бартерные операции.docx

— 21.95 Кб (Скачать файл)

Последующие запросы документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, направляются уполномоченным таможенным органом российским юридическим и физическим лицам в соответствии со сроками исполнения соответствующих обязательств, предусмотренными условиями внешнеторговой бартерной сделки.

Уполномоченный таможенный орган не позднее 15-го числа каждого месяца после получения первых документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил, анализирует представленную информацию, в том числе информацию о сроках исполнения обязательств и сумме стоимости исполненных встречных обязательств по внешнеторговой бартерной сделке, для выявления возможных нарушений законодательства Российской Федерации.

Информация о результатах осуществления контроля направляется уполномоченным таможенным органом в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

В случае непредставления в установленном порядке запрашиваемых документов, а также в случае неисполнения в установленные сроки обязанности по ввозу в Российскую Федерацию равноценных по стоимости товаров, оказанию иностранными лицами равноценных работ, передаче равноценных исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлению права на использование объектов интеллектуальной собственности российские юридические и физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный таможенный орган осуществляет учет внешнеторговых бартерных сделок в документе учета внешнеторговой бартерной сделки (далее - документ учета), формируемом в электронном виде.

Документ учета содержит следующие сведения:

а) учетный номер внешнеторговой бартерной сделки и дата оформления документа учета;

б) общие сведения о внешнеторговой бартерной сделке (сведения о сторонах внешнеторговой бартерной сделки, дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке);

в) сведения о таможенном органе, оформившем документ учета;

г) сведения о документах, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5 настоящих Правил.

Документ учета оформляется уполномоченным таможенным органом не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения из Федеральной таможенной службы информации о декларации на товары в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил, на основании сведений об идентификационном номере налогоплательщика, о наименовании российского юридического или физического лица и номере контракта, заявленных в декларации на товары, с присвоением учетного номера внешнеторговой бартерной сделке и передается в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его оформления, в Федеральную таможенную службу в порядке, определяемом Службой.

Форму документа учета и порядок ее заполнения определяет Федеральная таможенная служба.

Не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц документов в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, в документ учета вносятся сведения об условиях внешнеторговой бартерной сделки, предусмотренные подпунктами "б" и "г" пункта 16 настоящих Правил.

Информация об исполнении обязательств по внешнеторговой бартерной сделке вносится в документ учета не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от российских юридических и физических лиц соответствующих подтверждающих документов.

Не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем завершения исполнения всех обязательств по внешнеторговой бартерной сделке либо за днем досрочного расторжения сделки, в документ учета вносится соответствующая запись.

Уполномоченный таможенный орган ежемесячно, до 15-го числа календарного месяца, направляет в Федеральную таможенную службу документ учета с актуализированной информацией.

Федеральная таможенная служба обеспечивает формирование сводной статистической информации о результатах исполнения внешнеторговых бартерных сделок на основании документов учета, получаемых от уполномоченных таможенных органов.

2.2. Проблемы совершенствования таможенно-банковского контроля внешнеторговых бартерных сделок

Исполнение контрактов по экспортно-импортным операциям требует строгого соблюдения Закона №173-Ф3 от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанный Закон претерпел за последние годы значительную либерализацию ранее действовавших ограничений. Рассмотрим ниже наиболее интересные и важные аспекты этого Закона с точки зрения его соблюдения при исполнении внешнеторговых сделок.

Несмотря на то, что в Главе 2 (ст.6) Закона говорится: «Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и II настоящего Федерального Закона», а в ст.7, 8 и 11 как раз и идет речь практически обо всех экспортно-импортных операциях, т.е. некоторые ограничения все же существуют. Ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Пунктом 1 ст. 19 Закона установлено, что резиденты обязаны обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в Уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезидентам товары, в срок, предусмотренный внешнеторговыми контрактами (договорами).

Итак, в соответствии с Законом (ст.7) срок возврата (репатриации) валютной выручки при экспорте товаров, начиная с даты пересечения товаром таможенной границы РФ, равно как и срок пересечения таможенной границы импортных товаров, начиная с даты предоплаты (или аванса) резидентом товара не должен превышать срок, оговоренный Сторонами в контракте.

Исполнение контрактов строго в указанный срок по экспортно-импортным операциям не создаст никаких проблем с точки зрения соблюдения валютного законодательства РФ.

Поэтому при формировании платежных условий краткосрочных контрактов резидентам следует предусматривать такие формы платежей, которые гарантировали бы исполнение сделки в оговоренные в контракте сроки.

Ответственность резидентов (участников ВЭД) за нарушения валютного законодательства РФ.

Статьей 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее-КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Напомним, что ст.19, п.1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ гласит, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них;

2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них.

Пунктом 2 статьи 19 Закона установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в Уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ.

Таким образом, согласно пп.4 и 5 ст.15.25 КоАп, нарушение (невыполнение) вышеуказанных подпунктов 1) и 2) Закона № 173-ФЗ от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных в уполномоченных банках (при экспортных операциях) и/или не возвращенных в Российскую Федерацию (при импортных операциях).

Анализируя складывающуюся ситуацию для резидента в случае нарушения указанных пунктов валютного законодательства РФ при исполнении контрактов можно сделать следующий вывод:

а) неполучение в срок платежей при экспорте или невозврат валюты (при импорте) создает большие финансовые трудности для резидента, что неоспоримо;

б) наложение административного штрафа на юридических лиц в сумме, достигающей одного размера денежных средств, не возвращенных в РФ, может поставить резидента на грань финансового разорения.

В дополнение к сказанному можно напомнить, что ст. 193 УК РФ предусматривает за невозврат в контрактные сроки в крупном размере (более 5 млн руб.) из-за границы средств в иностранной валюте влечет возможность наказания руководителей юридических лиц в уголовном порядке.

По существу и Закон №173-Ф3 от 10.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле», и КоАП в редакции от 10.10.2004 г. независимо друг от друга ставят резидента дважды за одно и то же деяние в крайне трудное положение.

При исполнении долгосрочных контрактов, связных с комплектными поставками, требующими длительного монтажа, пуско-наладочных работ и т.д., а также при строительстве (ремонте, эксплуатации) объектов за рубежом, у российского участника ВЭД возникает необходимость открыть счет на свое имя в банке страны сотрудничества для решения многочисленных вопросов финансирования затрат в местной валюте, связанных с выплатой зарплаты российским специалистам, закупкой материалов на местном рынке, содержания представительства своей компании и др. Закон № 173-ФЗот 10.12.03 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 12) устанавливает:

1. Резиденты открывают без ограничений счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств.

2.  Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов, указанных в части I настоящей статьи, не позднее месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии счета с банком, расположенным за пределами территории РФ.

3.  Резиденты открывают счета в банках за пределами территории РФ в случаях, не указанных в части 1 настоящей статьи, в порядке, устанавливаемом Центральным Банком РФ, который может предусматривать установление требования о предварительной регистрации открываемого счета.

4.  Резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета (регистрации) отчеты о движении средств по счетам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанаативаемом Правительством РФ по согласованию с Центральным Банком РФ.

Начиная с января 2007 г., открытие таких счетов резидентами происходит в уведомительном порядке с последующим представлением отчетности о движении средств на счете в установленном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что в случае открытия счета в стране пребывания в местной валюте и при завершении выполнения контрактных обязательств существует остаток средств на счете, то резидент обязан перевести оставшиеся средства на счета в Уполномоченном Банке РФ (см. пп.2, п.2, ст. 19 Закона). Это трудновыполнимая задача, особенно в тех развивающихся странах, где национальное валютное законодательство не позволяет проводить подобные операции. Тогда остается одна возможность: использовать остаток средств только с разрешения ЦБ РФ.

Заключение

Внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Бартерная сделка (бартер), являясь одной из форм встречной торговли (товарообменной операцией), представляет собой соглашение между участниками коммерческого оборота, имеющими различную государственную (национальную) принадлежность по обмену равноценными по стоимости товарами, работами, услугами или результатами интеллектуальной деятельности, оформленное в виде одного документа (соглашения или контракта).

По каждой внешнеторговой бартерной сделке оформляется один документ учета внешнеторговой бартерной сделки.

Контроль внешнеторговых бартерных сделок регулируется Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1207 "Об осуществлении контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета" (вместе с "Правилами осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета").

В целях контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета уполномоченный таможенный орган запрашивает в письменном виде у российских юридических и физических лиц следующие документы:

а) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или документ о государственной регистрации юридического лица;

б) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

в) документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок (включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица), а также документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения), акты государственных органов;

Информация о работе Контроль внешнеторговых бартерных операций