Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:34, контрольная работа
1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики?
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра «Национальная экономика»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По дисциплине – ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Студентки 3 курса гр._ЭПБ-10 Кф
Булычевой Валентины
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель: Сбродова Надежда Васильевна
Екатеринбург 2012 г.
ЗАДАНИЕ 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые
Дж. Кейнсом в области
Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому — склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования.
По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г.
Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице.
Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии.
Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.
Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:
Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейнсианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла. Он сделал вывод, что увеличивая расходы в периоды кризисного спада производства и уменьшая их в периоды «перегрева экономики», государство способно сглаживать циклические колебания производства и занятости.
Кейнсианство ввело в научный
оборот макроэкономические агре
Идеи Кейнса становятся почти самоочевидными
в отношении кризисных явлений
в экономике, но не для предствителей
неоклассической школы
2. Определите величину валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (по предлагаемому ниже образцу).
Расчет валового национального продукта (кейнсианская модель):
ВНП = С + I + G + NX, NX = Э – И,
где ВНП – объем валового национального продукта; С – потребительские расходы населения; I – инвестиции; G – государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX – чистый экспорт; Э – объем экспорта; И – объем импорта.
Таблица 1
Динамика макроэкономических
показателей развития России
за 2000–2007 гг.
Показатель |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
Номинальный ВВП, млрд р. |
7305,60 |
21624,60 |
26882,90 |
32988,60 |
Золотовалютные резервы, млрд дол. США, на конец периода |
28,00 |
182,20 |
303,70 |
476,40 |
Инвестиции в основной капитал, млрд р. |
1165,20 |
3534,00 |
4580,50 |
6626,80 |
-//-, % ВВП |
15,90 |
16,30 |
17,00 |
20,10 |
Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду |
120,20 |
110,90 |
109,00 |
111,90 |
Индекс цен производителей промышленной продукции, % к предыдущему периоду |
131,60 |
113,40 |
110,40 |
125,10 |
Объемы производства, % к предыдущему периоду: |
||||
1. Объем промышленной продукции |
111,90 |
104,00 |
106,30 |
106,30 |
2. Продукция сельского хозяйства |
107,70 |
102,40 |
103,60 |
103,30 |
3. Строительство |
111,50 |
110,50 |
115,70 |
118,20 |
4. Оборот розничной торговли |
108,80 |
112,80 |
113,90 |
115,90 |
5. Объем платных услуг населению |
105,70 |
107,50 |
- |
- |
Реальные доходы населения, % к предыдущему периоду |
113,40 |
109,30 |
110,00 |
110,70 |
Среднедушевой денежный доход, р. в месяц |
2288,00 |
7848,00 |
9911,00 |
12499,00 |
-//-, % к предыдущему периоду |
137,60 |
123,00 |
123,50 |
126,10 |
Оплата труда наемных работников (включая скрытую), млрд р. |
2937,00 |
9474,00 |
11841,00 |
15053,00 |
-//-, % к ВВП |
40,20 |
43,80 |
44,50 |
45,60 |
Среднедушевой
прожиточный минимум, |
1210,00 |
3018,00 |
3422,00 |
3847,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины поржиточного уровня, % к общей численности населения |
29,00 |
17,70 |
15,20 |
13,40 |
Уровень дифференциации доходов, коэффициент Джини |
0,40 |
0,41 |
0,42 |
0,42 |
Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), млн чел. за год |
7,50 |
5,60 |
5,30 |
4,60 |
-//-,
% к экономически активному |
10,50 |
7,80 |
7,10 |
6,10 |
Официальный курс, р. за дол. США на конец периода |
28,16 |
28,78 |
26,33 |
24,55 |
Экспорт товаров, млрд дол. США |
105,00 |
243,80 |
303,60 |
355,50 |
-//-, % к ВВП |
40,50 |
31,90 |
30,70 |
27,60 |
Импорт товаров, млрд дол. США |
44,90 |
125,40 |
164,30 |
223,40 |
-//-, % к ВВП |
17,30 |
16,40 |
16,60 |
17,30 |
Доходы консолидированного бюджета, млрд р. |
2079,00 |
7611,60 |
10642,80 |
13250,70 |
-//-, % к ВВП |
28,50 |
35,20 |
39,60 |
40,20 |
Расходы консолидированного бюджета, млрд р. |
1871,60 |
5941,40 |
8384,00 |
11245,80 |
-//-, % к ВВП |
25,60 |
27,50 |
31,20 |
34,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета, млрд р. |
207,40 |
1670,20 |
2258,80 |
2004,90 |
-//-, % от ВВП |
2,80 |
7,70 |
8,40 |
6,10 |
Доходы федерального бюджета, млрд р. |
1127,60 |
5125,10 |
6276,30 |
7779,10 |
-//-, % к ВВП |
15,40 |
23,70 |
23,30 |
23,60 |
Расходы федерального бюджета, млрд р. |
954,10 |
3512,20 |
4281,30 |
5983,00 |
-//-, % к ВВП |
13,10 |
16,20 |
16,10 |
18,10 |
Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета, млрд р. |
173,50 |
1612,90 |
1995,00 |
1796,10 |
-//-, % к ВВП |
2,40 |
7,50 |
7,40 |
5,40 |
Стабилизационный фонд (с 2004 г.), млрд р. |
– |
1237,00 |
2346,90 |
3849,10 |
-//-, % к ВВП |
– |
5,70 |
8,80 |
11,70 |
Кредиты небанковскому сектору со сроком погашения более 1 года, млрд р. |
226,50 |
1828,70 |
2670,50 |
4479,20 |
-//-, % ВВП |
3,10 |
8,40 |
10,00 |
13,60 |
-//-, % к общему объему кредитов небанковскому сектору |
28,00 |
34,10 |
33,90 |
37,40 |
Ставки по кредитам предприятиям и организациям, р. |
24,30 |
10,70 |
10,50 |
10,20 |
Срочность кредитов предприятиям и организациям, месяцев |
16,90 |
17,00 |
18,60 |
20,30 |
Привлеченные депозиты и вклады, млрд р. |
695,80 |
3792,00 |
5607,90 |
8224,30 |
-//-, % ВВП |
9,50 |
17,50 |
20,90 |
24,90 |
Привлеченные депозиты и вклады со сроком привлечения более 1 года, % ВВП |
1,30 |
8,80 |
10,30 |
12,40 |
-//-, % к общему объему привлеченных депозитов и вкладов |
13,30 |
50,30 |
49,40 |
49,70 |
Решение
Алгоритм |
2000г. |
2007г. |
1. Определение потребительских расходов С |
С = 2937-695,80 = 2241,20 млрд.руб. |
С=15053-8224,30=6826,70 млрд.руб. |
2. Определение величины чистого экспорта NX |
NX = 105-44,9=60,1млрд. дол 60,1*28,16=1692,416 млрд.руб. |
NX = 355,5- 223,4=132,1 млрд. дол 132,1*24,55=3243,055 млрд.руб. |
3. Определение величины инвестиций I |
I = 1165,20 млрд.руб. |
I = 6626,80млрд.руб. |
4. Определение величины государственных расходов G |
G = 1871,60 млрд.руб. |
G =11245,80 млрд.руб. |
5. Определение величины ВНП |
ВНП= 2241,20+1692,416+1165,20+ +1871,60=6970,416 млрд.руб. |
ВНП=6826,70+3243,055+6626,80+ +11245,80=27942,355 млрд.руб. |
Ответ: величина валового национального продукта России в 2000 году составляет 6970,416 млрд. рублей; в 2007 году она равна 27942,355 млрд. рублей.
ЗАДАНИЕ 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1. Каковы задачи и функции
Центрального банка в
Цели:
- защита и обеспечение
- развитие и укрепление
- обеспечение эффективного и
бесперебойного
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Основными задачами ЦБР являются:
регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Кроме вышеперечисленных целей
и задач, Центральный Банк России
представляет интересы Российской Федерации
во взаимоотношениях с центральными
банками иностранных
Функции:
1) во взаимодействии с
2) монопольно осуществляет
3) является кредитором последней
инстанции для кредитных
4) устанавливает правила
5) устанавливает правила
6) осуществляет государственную
регистрацию кредитных
7) осуществляет надзор за
8) регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными
9) осуществляет самостоятельно
или по поручению
10) осуществляет валютное
11) организует и осуществляет
валютный контроль как
12) принимает участие в
13) в целях осуществления
14) для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
2. Определите, какое значение будет
принимать банковский
Расчет банковского
m = (1: Обязательная резервная норма, %) × 100%.
Решение
Из условия задания r = 25%
m = 1 × 100% / r = 1 × 100% / 25% = 4.
Таким образом, банковский мультипликатор принял значение 4
Ответ: банковский мультипликатор принял значение 4.
Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует
жесткая количественная связь: с их увеличением сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможности банков в кредитовании. Нормы регулирования не имеют жестких критериев определения. Скорее всего, они связаны с традициями стран, особенностями их денежно-кредитных систем. Можно лишь утверждать, что при высокой инфляции уровень норм резервов выше, чем при меньшей инфляции (при прочих равных условиях).