Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:36, контрольная работа
Институциональная экономика — это учебная дисциплина, которая стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Предлагаемое учебное пособие рассчитано на студентов экономических специальностей и должно дать им представление об основных понятиях институциональной экономики, показать возможности их применения для анализа институтов современной
1: Монополистическая конкуренция. Стр. 4-6
2: Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стр. 6-9
3: Олигополия стр. 9-10
4: Теория олигополистического ценообразования стр.10-11
5: Ломанная кривая спроса стр.11-15
6: Лидерство в ценах стр.16
7: Олигополия и картельные соглашения стр.17-18
8: Модель дуополии Курно. стр.18-22
9: Список литературы. Стр. 23
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Енисейский филиал
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирская
(г. Красноярск)
Контрольная работа
по дисциплине «Институциональная экономика »
Вариант 5
Выполнил: М-11-102
Мельников В.В.
Проверила: доцент, к.э.н.
Красноярск 2012
Содержание:
1: Монополистическая конкуренция. Стр. 4-6
2: Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стр. 6-9
3: Олигополия стр. 9-10
4: Теория олигополистического ценообразования стр.10-11
5: Ломанная кривая спроса стр.11-15
6: Лидерство в ценах стр.16
7: Олигополия и картельные соглашения стр.17-18
8: Модель дуополии Курно. стр.18-22
9: Список литературы. Стр. 23
Введение:
Институциональная экономика
— это учебная дисциплина, которая
стала неотъемлемой составной частью
профессиональной подготовки студентов
экономических специальностей. Предлагаемое
учебное пособие рассчитано на студентов
экономических специальностей и
должно дать им представление об основных
понятиях институциональной экономики,
показать возможности их применения
для анализа институтов современной
экономики. В пособии особое внимание
уделяется анализу правовых институтов,
что также должно подготовить
студентов к изучению одного из направлений
институциональной
Развитие рыночной экономики требует
адекватных институциональных механизмов,
однако их создание сложный и дли тельный
процесс. Они с трудом поддаются заимствованию,
действие законов, эффективно регулирующих
экономику в развитых странах, при заимствованиях
модифицируется существующей институциональной
средой. Поэтому знания, которые предлагает
экономистам институциональная экономика,
позволят им лучше понять, как функционирует
экономика, какие стимулы создает институциональная
среда, как институты общества влияют
на поведение людей, а, следовательно,
и на богатство обществ
1:Монополистическая
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Основные
черты монополистической
– как и в условиях чистой монополии, монополистически
конкурентная фирма сталкивается с убывающей
кривой спроса, т.е. является «искателем»
цены;
– как и в условиях совершенной конкуренции,
доступ других фирм на рынок свободен,
а потенциальная возможность получить
прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими
марками товаров, снижая экономические
прибыли до нуля;
– отсутствует взаимная зависимость фирм,
тайный сговор практически невозможен;
– экономическое соперничество влечет
за собой как ценовую, так и неценовую
конкуренцию (реклама, продажа в рассрочку).
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
Выбор оптимального объема
На рис., а, отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.
Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR.Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.
На
долговременном этапе получение
экономической прибыли будет
стимулировать вступление на рынок
других фирм. Это приведет к следующему:
– спрос на продукцию существующих фирм
уменьшается, так как покупательский спрос
распределяется на всех производителей,
а число доступных товаров-заменителей
увеличивается;
– приспосабливаясь к новым условиям,
ранее существующие фирмы увеличат расходы
на рекламу, на улучшение своих товаров
и т.п., в результате чего средние издержки
увеличатся.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек.
В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность
В
отличие от цен на совершенно конкурентном
рынке равновесная цена монополистической
конкуренции превышает
С другой стороны, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть невелика, цена и объем производства не многим отличаются от тех, которые существовали бы на рынке совершенной конкуренции. Нельзя также игнорировать ценность разнообразия продуктов, свойственного монополистической конкуренции.
2: Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах
Определять оптимальный объем производства для отдельной фирмы (величину предложения отдельной фирмы) можно, используя известные подходы — сравнивая валовой доход и валовые издержки и уравнивая предельные показатели дохода и издержек. Воспользуемся вторым методом. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в случае выполнения тождества MR = МС. При этом необходимо учесть, что:
• кривая спроса на продукт отдельной фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции не является абсолютно эластичной, как при совершенной конкуренции;
• чтобы увеличить объемы выпуска, фирма должна снижать цену товара, поэтому график предельного дохода лежит ниже кривой спроса;
• будет фирма получать прибыль или нести убытки, зависит от величины средних валовых издержек, т. е. от АТС.
Графически это показано на рисунке.
Величины р и q — параметры ситуации, определяемые по точке пересечения графиков предельного дохода и предельных издержек (mr и MС). Если точка а лежит ниже кривой средних валовых издержек, то фирма минимизирует убытки (прямоугольник abfp), т. е. цена оказывается меньше издержек на единицу продукции.
Когда цена превосходит средние общие издержки, фирма получает экономическую прибыль, величина которой будет соответствовать площади прямоугольника PACD.
К сведению. Использование метода сопоставления валовых показателей (TR и ТС) даст идентичные результаты. Причем графически случай максимизации прибыли монополистическим конкурентом будет выглядеть, как представлено на рис., ведь падающий характер графика спроса «породит» именно такую форму графика валового дохода. В случае когда исследуемая фирма минимизирует убытки, график TR будет расположен под графиком ТС, но выше кривой переменных издержек TVС. Наименьшие убытки будут определяться по наименьшему расстоянию между TR и ТС.
Если какая-то отраслевая фирма начинает получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, то это будет сигналом для фирм других отраслей, и они начнут покидать свою отрасль и входить на данный рынок. Уже говорилось, что при монополистической конкуренции входные барьеры фактически отсутствуют, т. е. новые фирмы не столкнутся с серьезными сложностями, и данная отрасль начнет расширяться.
Увеличение числа фирм приведет к тому, что рыночный спрос на производимый отраслью продукт будет распределяться на большее количество фирм, спрос на товар отдельной фирмы сократится, и график спроса на ее продукцию сместиться влево. Кроме того, рост числа конкурирующих в отрасли фирм повысит степень ценовой эластичности спроса на товар отдельной фирмы, т. е. изменится угол наклона графиков спроса и предельного дохода рассматриваемой фирмы. В долгосрочном периоде вхождение фирм в отрасль будет продолжаться до тех пор, пока экономическая прибыль каждой из них не станет равной нулю и каждая фирма не окажется в точке безубыточности. Соответственно, в случае если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток фирм, спрос на продукцию отдельного продавца на рынке будет возрастать, степень его эластичности понижаться. Выход фирм из отрасли закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую экономическую прибыль, равно как и нулевые экономические убытки, т. е. достигнут безубыточности. В долгосрочном периоде фирма будет находиться в равновесии, когда ее предельный доход будет равен предельным издержкам, а график Спроса касается графика средних издержек в точке максимально приближенной к нижней точке параболы средних издержек.
На рисунке в результате входа новых фирм в отрасль график спроса сместился из положения DX1 в положение DX2. Равновесное положение отдельной фирмы будет характеризоваться точкой А на графике спроса DX2. Эта точка соответствует объему производства Q, определенному исходя из критерия MR = МС. Реализовывать свою продукцию фирма будет по цене P, причем данный уровень цены соответствует средним издержкам на единицу продукции при объеме выпуска Q. Именно точка А и будет точкой безубыточности данной фирмы.
К сведению. В долговременном периоде в условиях монополистической конкуренции некоторые фирмы могут получать Экономические прибыли, в частности, речь идет о производителях, владеющих патентам и, обеспечивающими им несколько большую рыночную власть по сравнению с конкурентами.
Кроме того, если финансовые
проблемы, сопряженные с входом на
данный рынок, слишком значительны,
это может закрепить
К сведению. Так же, как в случае совершенной конкуренции, в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции каждая фирма функционирует в точке безубыточности. Однако при совершенной конкуренции, в силу ее специфики, в долгосрочном периоде достигались условия экономической эффективности.
Известно, что экономическая эффективность требует тройного равенства Рх = МС=АТС Равенство Рх = МС отражает эффективное использование ресурсов. Равенство Рх = min АТС определяет высокую производственную эффективность. На рынке монополистической конкуренции ни одно из этих тождеств не выполняется.
3:Олигополия
Олигополия (Oligopoly) — это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующимся действием на рынке нескольких продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.
Если на рынке действуют два производителя, то такой тип рынка называется дуополией, которая является частным случаем олигополии, встречающейся чаще в теоретических моделях, чем в реальной жизни.
Олигополистические рынки
Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, бытовой техники и т.д.
Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000.
Ценовая политика компании-олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика »