Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:36, контрольная работа
Институциональная экономика — это учебная дисциплина, которая стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Предлагаемое учебное пособие рассчитано на студентов экономических специальностей и должно дать им представление об основных понятиях институциональной экономики, показать возможности их применения для анализа институтов современной
1: Монополистическая конкуренция. Стр. 4-6
2: Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стр. 6-9
3: Олигополия стр. 9-10
4: Теория олигополистического ценообразования стр.10-11
5: Ломанная кривая спроса стр.11-15
6: Лидерство в ценах стр.16
7: Олигополия и картельные соглашения стр.17-18
8: Модель дуополии Курно. стр.18-22
9: Список литературы. Стр. 23
7:Олигополия и картельные соглашения
Сговор олигополистов может быть оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства и распределение рынков. Картели, как правило, неустойчивы. Во-первых, рынки распределяются между участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи. Во-вторых, фирмы с низкими издержками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать высокие прибыли. В-третьих, позиции картеля подрывают аутсайдеры, назначая более низкие цены на свои продукты. В-четвертых, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.
Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами, В то же время продавцы могут назначать
разные цены для той
или иной группы покупателей, тем
самым осуществляя ценовую
Личная дискриминация – цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Более богатые могут заплатить более высокую цену, так как их спрос неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может
уйти от него к конкуренту.
Групповая дискриминация – цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента*); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.
Продуктовая дискриминация – различия в цене превыша* ют различия в издержках иод предлогом различия качества товара (книги в твердой и мягкой обложках). Фирмы распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку*),
Американский экономист К. Эдварде приводит яркий пример ценовой дискриминации. «Роом энд Хааз К » продавала пластик метилметалкрилат, который использовался дантистами для пломбирования зубов, по45долл, за фунт. Для промышленных фирм цена была назначена 0,85 долл. за фунт. Дантисты, узнав о разных уровнях цен, начали закупать пластик у промышленных фирм. Чтобы сохранить сегментирование рынка, фирма решила добавить яд в промышленный пластик. В конце концов компания не пошла на отравление своего продукта, но распустила слух, что индустриальный пластик не пригоден для лечения з-убов.
Теория олигополистического ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет тйкие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.
8:Модель дуополии Курно
одель Курно является одной из основных моделей некооперированной количественной олигополии. Она имеет важное методологическое значение, т.к. позволяет не только проанализировать различные возможности стратегического взаимодействия участников рынка, но и понять основные проблемы применения моделей.
Пусть на рынке конкурируют
две фирмы, производящие однородную
продукцию и самостоятельно (без
сговора) принимающие решение
Предполагается, что рыночный спрос известен и задается убывающей линейной функцией, выражающей зависимость рыночной цены Р от количества продукции Q:
(где , а объем предложения Q равен сумме объемов предложения первой и второй фирм:
Q1= q1 + q2
Таким образом,
.P=a-b(q1 + q2)
Предположим также, что обе фирмы имеют равные издержки производства:
ТС1 = ТС2 = сq1 = cq2.
Определим условия равновесия – такого состояния рынка, при котором прибыли обеих фирм максимально возможны.
Прибыль каждой из фирм равна разности между выручкой и издержками:
П1= ТR1 − TC1 = Pq1 − cq1 ,
П1= (a − bq1 − bq2) q1 − cq1,
П2= ТR2 − TC2 = Pq2 − cq2 ,
П2= (a − bq1 − bq2) q2 − cq2.
Линии уровня функции прибыли называют изопрофитами. Они представляют собой совокупность точек, в каждой из которых величина прибыли одного из олигополистов одинакова.
Необходимое условие экстремума функции прибыли имеет вид:
Отсюда найдем уравнения,
выражающие оптимальный уровень
выпуска продукции дуополиста через
оптимум выпуска его
(*)
Линии, заданные уравнениями (*) называют линиями реакции дуополистов Курно. (Линии реакции иначе называют кривыми реагирования или кривыми наилучшего ответа). В каждой точке линии реакции значение прибыли i-го олигополиста максимально для соответствующего объема выпуска конкурента. Точка равновесия, если она существует, является точкой пересечения линий реакций всех участников рынка.
В точке равновесия оба равенства (*) должны выполняться одновременно. Найдем ее координаты, решив соответствующую систему уравнений:
Линии реакции дуополистов, заданные уравнениями (*), изображены прямыми (1) и (2):
|
Заметим, что достаточное условие экстремума (отрицательные вторые производные) подтверждает наличие максимума прибыли дуополистов в точке равновесия:
Полученные равновесные значения объемов выпуска желательны для обеих фирм, т.к. обеспечивают каждому дуополисту оптимальную прибыль в размере
при равновесной цене .
Представляет интерес
графическая интерпретация
Ее линии уровня – изопрофиты – задаются уравнениями вида ,
где К – произвольная постоянная.
Имеем:
(a−bq1−bq2)q1−cq1=К,
Для исследования формы кривой найдем производные q2 по q1:
Нетрудно видеть, что в
положительной полуплоскости
Рост параметра К характеризует
|
Рассмотрим ситуацию с точки зрения условно первого дуополиста. Зафиксируем некоторый объем выпуска конкурента . Соответствующую горизонтальную прямую пересекает бесконечное семейство изопрофит прибыли первого дуополиста. Наиболее выгодный при данных условиях объем выпуска будут задавать абсциссы точек изопрофиты, расположенной ниже других, но проходящей через прямую . Таким образом, наилучшим ответом дуополиста на выбранный уровень выпуска конкурента будет уровень выпуска такой, что точка является точкой касания прямой и некоторой изопрофиты. Совокупность таких точек касания, (соответствующих всевозможным значениям ) образует линию реакции первого дуополиста.
|
Наибольшую возможную прибыль первый дуополист получит при нулевом объеме выпуска конкурента, когда вершина соответствующей изопрофиты лежит на горизонтальной оси.
При монопольный объем выпуска первой фирмы будет
и при монопольной цене
величина ее прибыли будет равна
Заметим, что равновесный объем выпуска в дуополии Курно равен 2/3 монопольного равновесного объема - объема, который обеспечил бы фирме максимальную прибыль при условии ухода с рынка конкурента, а равновесная прибыль фирмы составляет 4/9 монопольной равновесной прибыли.
Список литературы:
1. Ефимова Е.Г. Экономическая
теория в схемах, таблицах, графиках
и формулах. - М.: "Флинта", 2003.
2. Николаева И.П. Экономическая теория.
- М.: "ЮНИТИ", 2002.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник
для вузов. - М.: "Норма", 2005.
4. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А., Курс экономической
теории. - Киров: "Аса", 2004.
5. Экономика: Учебник. - 3-е изд., перераб. и допл- / Под ред. А .С. Булатова – М.: Юристъ, 2010.
6.Нуреев Р.М. Курс
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика »