Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика »

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:36, контрольная работа

Описание работы

Институциональная экономика — это учебная дисциплина, которая стала неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Предлагаемое учебное пособие рассчитано на студентов экономических специальностей и должно дать им представление об основных понятиях институциональной экономики, показать возможности их применения для анализа институтов современной

Содержание работы

1: Монополистическая конкуренция. Стр. 4-6
2: Определение объема продукции в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Стр. 6-9
3: Олигополия стр. 9-10
4: Теория олигополистического ценообразования стр.10-11
5: Ломанная кривая спроса стр.11-15
6: Лидерство в ценах стр.16
7: Олигополия и картельные соглашения стр.17-18
8: Модель дуополии Курно. стр.18-22
9: Список литературы. Стр. 23

Файлы: 1 файл

Курсовая по Институциональной экономике (2).docx

— 252.27 Кб (Скачать файл)

 

7:Олигополия и  картельные соглашения

Сговор олигополистов  может быть оформлен в виде картельного соглашения. Картель регулирует уровень цен, объемы производства и распределение рынков. Картели, как правило, неустойчивы. Во-первых, рынки распределяются между участниками по капиталу, по силе. Следовательно, фирмы заинтересованы в увеличении капитала, чтобы потребовать нового распределения рынков в соответствии с изменениями экономической мощи. Во-вторых, фирмы с низкими издержками производства склонны к нарушению соглашения, так как и при более низких ценах они могут получать высокие прибыли. В-третьих, позиции картеля подрывают аутсайдеры, назначая более низкие цены на свои продукты. В-четвертых, картельные соглашения во многих странах считаются незаконными.

Покупатели могут страдать от единых цен, устанавливаемых олигополистами, В то же время продавцы могут назначать

разные цены для той  или иной группы покупателей, тем  самым осуществляя ценовую дискриминацию. Различают личную, групповую и  продуктовую дискриминацию.

Личная дискриминация  – цены назначаются в зависимости от уровня доходов покупателей. Более богатые могут заплатить более высокую цену, так как их спрос неэластичен. Продавец тайно делает скидку для покупателя, который может

уйти от него к конкуренту.

Групповая дискриминация  – цены систематически снижаются только на рынке, который обслуживается конкурентом («убей конкурента*); цена включает одинаковые транспортные издержки, независимо от местоположения покупателя.

Продуктовая дискриминация  – различия в цене превыша* ют различия в издержках иод предлогом  различия качества товара (книги в  твердой и мягкой обложках). Фирмы  распространяют физически однородные продукты под различными торговыми марками, назначая более высокие цены за хорошо известные торговые марки («заставь платить за этикетку*),

Американский экономист  К. Эдварде приводит яркий пример ценовой дискриминации. «Роом энд Хааз К » продавала пластик метилметалкрилат, который использовался дантистами для пломбирования зубов, по45долл, за фунт. Для промышленных фирм цена была назначена 0,85 долл. за фунт. Дантисты, узнав о разных уровнях цен, начали закупать пластик у промышленных фирм. Чтобы сохранить сегментирование рынка, фирма решила добавить яд в промышленный пластик. В конце концов компания не пошла на отравление своего продукта, но распустила слух, что индустриальный пластик не пригоден для лечения з-убов.

Теория олигополистического  ценообразования показывает, почему фирмы избегают ценовой конкуренции в борьбе за рынки. Повышая цену, производитель теряет часть рынка в пользу соперника; снижая цену, он вызывает контрдействия и опять ничего не выигрывает. Поэтому олигополист применяет тйкие методы, которые соперники не могут воспроизвести быстро и полно. Доля фирмы на рынке в значительной мере определяется неценовой конкуренцией. Это предполагает повышение качества товаров, их дифференциацию, использование рекламы, улучшение послепродажного обслуживания, предоставление кредитов. Модель конкуренции усложняется, а ее методы становятся все более разнообразными.

 

8:Модель дуополии Курно

одель Курно является одной  из основных моделей некооперированной  количественной олигополии. Она имеет важное методологическое значение, т.к. позволяет не только проанализировать различные возможности стратегического взаимодействия участников рынка, но и понять основные проблемы применения моделей.

Пусть на рынке конкурируют  две фирмы, производящие однородную продукцию и самостоятельно (без  сговора) принимающие решение относительно объема ее выпуска. В классической модели Курно каждый дуополист предполагает, что объем выпуска соперника постоянен и не зависит от изменения его собственного объема выпуска.

Предполагается, что рыночный спрос известен и задается убывающей  линейной функцией, выражающей зависимость рыночной цены Р от количества продукции Q:

(где  , а объем предложения Q равен сумме объемов предложения первой и второй фирм:

Q1= q+ q2

Таким образом,

.P=a-b(q+ q2)

Предположим также, что обе  фирмы имеют равные издержки производства:

ТС= ТС= сq= cq2.

Определим условия равновесия – такого состояния рынка, при  котором прибыли обеих фирм максимально  возможны.            

Прибыль каждой из фирм равна разности между выручкой и издержками:

П1= ТR− TC= Pq− cq1 ,

П1= (a − bq− bq2) q− cq1,

П2= ТR− TC= Pq− cq2 ,

П2= (a − bq− bq2) q− cq2.

Линии уровня функции прибыли  называют изопрофитами. Они представляют собой совокупность точек, в каждой из которых величина прибыли одного из олигополистов одинакова.

Необходимое условие экстремума функции прибыли имеет вид:

,

.

Отсюда найдем уравнения, выражающие оптимальный уровень  выпуска продукции дуополиста через  оптимум выпуска его конкурента:

                         (*)

Линии, заданные уравнениями (*) называют линиями реакции дуополистов Курно. (Линии реакции иначе называют кривыми реагирования или кривыми наилучшего ответа). В каждой точке линии реакции значение прибыли  i-го олигополиста максимально для соответствующего объема выпуска конкурента. Точка равновесия, если она существует, является точкой пересечения линий реакций всех участников рынка.

В точке равновесия  оба равенства (*) должны выполняться одновременно. Найдем ее координаты, решив соответствующую систему уравнений: 

.

Линии реакции дуополистов, заданные уравнениями (*), изображены прямыми (1) и (2):

 

 

Заметим, что достаточное  условие экстремума (отрицательные  вторые производные) подтверждает наличие  максимума прибыли дуополистов  в точке равновесия:

.

Полученные равновесные  значения объемов выпуска желательны для обеих фирм, т.к. обеспечивают каждому дуополисту оптимальную  прибыль в размере      

при равновесной цене          .

Представляет интерес  графическая интерпретация модели. Функция прибыли первого дуополиста является функцией двух переменных

= (a−bq1−bq2)q1−cq1.

Ее линии уровня – изопрофиты – задаются уравнениями вида  ,

где К – произвольная постоянная.

Имеем:

(a−bq1−bq2)q1−cq1=К,

.

Для исследования формы кривой найдем производные qпо q1:

.

Нетрудно видеть, что в  положительной полуплоскости изопрофита является выпуклой вверх кривой, имеющей  одну точку максимума

Рост параметра К характеризуется смещением точки максимума вправо и убыванием значения максимума, т.е. «верхушка» кривой с увеличением К скользит вправо вниз. Следовательно, чем ближе к оси  qрасположена изопрофита, тем более высокому уровню  прибыли она соответствует.

 
 





 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 Рассмотрим ситуацию с точки  зрения условно первого дуополиста. Зафиксируем некоторый объем  выпуска конкурента  . Соответствующую горизонтальную прямую пересекает бесконечное семейство изопрофит прибыли первого дуополиста. Наиболее выгодный при данных условиях объем выпуска будут задавать абсциссы точек изопрофиты, расположенной ниже других, но проходящей через прямую  . Таким образом, наилучшим ответом дуополиста на выбранный уровень выпуска конкурента   будет уровень выпуска   такой, что точка  является точкой касания прямой   и некоторой изопрофиты.   Совокупность таких точек касания, (соответствующих всевозможным значениям  ) образует линию реакции первого дуополиста.

 
 





 

  

 

 

  

 

 

  

 

Наибольшую возможную  прибыль первый дуополист получит  при нулевом  объеме выпуска конкурента, когда вершина соответствующей изопрофиты лежит на горизонтальной оси.

При   монопольный объем выпуска первой фирмы будет

,

и при монопольной цене  

 

величина ее прибыли  будет равна

Заметим, что равновесный  объем выпуска в дуополии Курно  равен 2/3 монопольного равновесного объема -  объема, который обеспечил бы фирме максимальную прибыль  при условии ухода с рынка конкурента, а равновесная прибыль  фирмы составляет 4/9 монопольной равновесной прибыли.

Список литературы:

1. Ефимова Е.Г. Экономическая  теория в схемах, таблицах, графиках  и формулах. - М.: "Флинта", 2003. 
2. Николаева И.П. Экономическая теория. - М.: "ЮНИТИ", 2002. 
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: "Норма", 2005. 
4. Чепурин М.Н., Кисилева Е.А., Курс экономической теории. - Киров: "Аса", 2004.

5. Экономика: Учебник. - 3-е  изд., перераб. и допл- / Под ред.  А .С. Булатова – М.: Юристъ, 2010.

6.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. - М.: "Норма", 2005.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика »