Контрольная работа по дисциплине "Микроэкономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Конкуренция в современной микроэкономической теории понимается как некое свойство рынка. Под ней имеют в виду не соперничество отдельных участников рынка, а степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Содержание работы

Введение............................................................................................3 3
Контрольный теоретический вопрос……………………………..4 4
Заключение........................................................................................8 9
Контрольные тестовые задания…………………………………..9
Задача...............................................................................................12
Список литературы ………………………………………………14 5

Файлы: 1 файл

Mikroekonomika Контрольныя.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Липецкий филиал

 

КАФЕДРА МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ


 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

Микроэкономика


 

 

Преподаватель:  к.э.н.,  Широкова О.В.

Студент Ефанов А.В.

Личное дело № 11.16\130011

Направление (специальность) Бакалавр Бизнес-Информатики

Курс 3




 

 

 

 

 

Работа принята

«___»_____________2013 года

______________О.В. Широкова

 

 

Липецк 2013

 

Оглавление

                                         

Введение............................................................................................3

3

Контрольный теоретический  вопрос……………………………..4

4

          Заключение........................................................................................8

9

Контрольные тестовые задания…………………………………..9

 

Задача...............................................................................................12

 

Список литературы ………………………………………………14

5


 

 

Введение

Конкуренция в современной  микроэкономической теории понимается как некое свойство рынка.  Под  ней имеют в виду не соперничество  отдельных участников рынка, а степень  зависимости общих рыночных условий  от поведения отдельных участников рынка.

Термин «конкуренция»  относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно – технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию производственных процессов, новые методы организации труда.

Конкуренция является своеобразным фактором «естественного отбора» в  рыночной среде. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, стимулированию внедрения инноваций  в производство.

Различают два вида конкуренции, рассматривающихся в качестве рыночных структур (условий, в которых протекает  конкуренция) – совершенная и  несовершенная.

Совершенная конкуренция  – это такой тип организации  рыночной структуры, при котором  исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и  между покупателями, и рыночное поведение  продавцов и покупателей заключается  в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

В реальности совершенная  конкуренция наблюдается очень  редко; она представляет собой научную  абстракцию, являясь идеализированным типом рыночной структуры. Структура  рынка в условиях совершенной  конкуренции часто рассматривается  экономистами как базовая и используется для сравнения с другими типами рыночных структур.

 

Контрольный теоретический  вопрос

 

1. Понятие и основные  признаки совершенной конкуренции.  Преимущества и недостатки рыночной  структуры совершенной конкуренции.

  1. Понятие и основные признаки совершенной конкуренции.

Термин «совершенная конкуренция» и «совершенный рынок» возникли  во второй половине XIX века. Основоположником основ теории совершенной конкуренции считается известный английский экономист

А. Маршалл.

Совершенная  конкуренция  или совершенный рынок, или рынок  совершенной конкуренции – это  такая форма рыночной структуры, которая характеризуется большим  числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену.

Основными признаками рынка  совершенной конкуренции являются:

  1. авторизация рынка, то есть наличие множества мелких фирм – продавцов (более 100), рыночная доля продаж которых настолько мала (менее 1%), что все субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут повлиять на цены;
  2. гомогенность товаров или стандартизация продукции – вся выпускаемая продукция является однородной и имеет множество аналогичных заменителей;
  3. прозрачность (транспарентность) рынка – информация о состоянии рынка и, прежде всего, о ценах в любой части рынка доступна и известна всем продавцам и покупателям;
  4. автономность поведения – продавцы и покупатели  действуют независимо друг от друга, и продавцы не вступают в сговор по поводу цен. Только рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей;
  5. свободный вход в отрасль и выход из нее – в отрасли отсутствуют  препятствия, которые могли бы помешать новым фирмам начать производить товары или услуги, а действующим – прекратить производство.

Наряду с вышеперечисленными условиями для совершенно конкурентных рынков также характерны и следующие признаки:

  1. мгновенная реакция спроса и предложения на рыночные сигналы; совершенная конкуренция должна обеспечить установление рыночного равновесия;
  2. существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
  3. отсутствие каких – либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и потребителями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
  4. исключение такого способа конкуренции, как снижение цен;
  5. отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера;
  6. социальные, экологические и другие издержки хозяйственного процесса во внимание не принимаются.

Таким образом, совершенная  конкуренция – тип конкуренции, при котором фирмы не обладают рыночной властью, то есть не могут  устанавливать рыночную цену, которая  формируется под воздействием спроса со стороны всех покупателей и  предложения всех продавцов. Характерной  особенностью совершенной конкуренции  является то, что фирмы – продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цен (иначе они  потеряют покупателей), и им приходится пользоваться единственным доступным  для них способом получения экономической  прибыли – снижением издержек производства.

  1. Преимущества и недостатки рыночной структуры совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции  имеет ряд преимуществ и недостатков  в сравнении с другими рыночными  структурами.

Преимущества рынка совершенной  конкуренции:

  1. Оптимальное ценообразование. На цену в условиях совершенной конкуренции могут повлиять только все фирмы, действуя независимо друг от друга и одновременно.

Равновесная цена устанавливается  на уровне, определяемом предельной полезностью  для потребителя дополнительной единицы блага и издержками производства дополнительной единицы блага для  производителя, то есть цена равна предельной полезности и равна предельным издержкам  производства;

  1. Оптимальное размещение ресурсов. Совершенная  конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, что они направляются в отрасли, где могут быть наиболее эффективно использованы для производства необходимых для общества товаров и услуг;
  2. Оптимальные затраты.  Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными издержками на единицу продукции, чтобы не быть вытесненными с рынка;
  3. Совершенная конкуренция создает условия:
    1. для оптимального использования научно – технических достижений в области создания новых товаров и услуг;
    2. для внедрения новой техники  и новых технологий;
    3. для разработки более совершенных методов организации и управления производством;
  4. Совершенная конкуренция обеспечивает свободу выбора действий потребителей и производителей;
  5. Совершенная конкуренция направляет производителей на удовлетворение разнообразных потребностей потребителей и на повышение качества товаров и услуг.

 

Недостатки рынка совершенной  конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция создает для фирм – продавцов равные возможности, не гарантируя равенства достигаемых результатов, а также не гарантируя права на труд, на доход и на отдых;
  2. Совершенная конкуренция учитывает лишь издержки, окупаемые фирмами, но не издержки, осуществляемые обществом, и издержки, связанные с производством общественных благ;
  3. Совершенная конкуренция, предполагая огромное число фирм, не всегда может обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей, развития фундаментальных исследований, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
  4. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация товаров и услуг;
  5. Совершенная конкуренция не обеспечивает  развитие производства общественных благ (дамбы, дороги, общественный транспорт);
  6. Совершенная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых  ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
  7. Совершенная конкуренция отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
  8. Совершенная конкуренция легко вытесняется несовершенной конкуренцией, монополиями, олигополиями.

 

Заключение

Итак, изложив сущность проблемы, можно сделать вывод, что совершенная  конкуренция представляет собой  скорее теоретическую модель рынка, нежели чем реальную обстановку на нем. Это происходит по нескольким причинам:

  1. условия совершенно конкурентного рынка на практике малоосуществимы, так как обычно рынки не являются атомизированными, а продукция фирм чаще всего дифференцирована;
  2. фирмы не приспосабливаются к рыночным условиям и ценам, а активно влияют на окружающую рыночную среду;
  3. неполная доступность информации, а именно ее асимметрия, является движущим мотивом конкуренции.

Однако встречаются рынки  с условиями, максимально приближенными  к условиям рынка совершенной  конкуренции. Это рынки зерна, ценных бумаг, валюты, драгоценных камней.

 

 

Контрольные тестовые задания

2. На эластичность предложения  оказывают влияние:


      1. уровень доходов потребителей;
      2. наличие на рынке товаров заменителей;
      3. фактор времени;

г) доля расходов в бюджете  на данный товар.

 

Обоснование ответа:

Правильный ответ: «в», т.к. чем продолжительнее время, которым  располагает производитель, для  того чтобы приспособиться к изменению  цены, тем больше изменится объем  производства и соответственно тем  выше будет эластичность предложения. 

 

3. Экономическая прибыль:


а) не может иметь место  на конкурентном рынке в долгосрочном периоде;


б) эквивалентна нормальной бухгалтерской прибыли;

в) имеет место всякий раз, когда общие издержки превышают  общий доход фирмы;


г) существует всегда, когда  предельный доход превышает предельные издержки.

 

Обоснование ответа:

Верным вариантом ответа на вопрос задания является вариант А - экономическая прибыль не может иметь место на конкурентном рынке в долгосрочном периоде.

В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство MR=MC=AC=P, что означает, что максимум прибыли достигается, когда предельный доход равен предельным издержкам равен средним общим издержкам и равен цене.

Конечно, в течение короткого  отрезка времени в условиях совершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей Это обеспечивается при условии, когда Р = МС Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция  заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Графически это означает, что  кривая средних издержек только касается  кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть  данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Микроэкономика"