Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 11:52, курсовая работа
Условия применения стратегии лидирующих позиций поддержкам торговыми компаниями на товарном рынке.
Портфельный анализ с использованием матрицы БКГ.
1. Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка.
2. Подходы к формированию стратегии развития организаций торговли.
3. Факторы, влияющие на формирование стратегии развития торговой организации.
4. Система показателей оценки эффективности стратегии развития.
Заключение.
Список литературы.
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
Кафедра «Экономики»
Контрольная работа
По дисциплине «Стратегическое планирование коммерческой деятельности»
Условия применения стратегии лидирующих позиций поддержкам торговыми компаниями на товарном рынке. Портфельный анализ с использованием матрицы БКГ.
Вариант № 1
Выполнил студент 4 курса
Направление: 080100 «Экономика» (бакалавриат)
Шифр: Эбз 020
Проверила: Глуховский С. И.
Калининград 2014
Содержание
Введение
Заключение.
Список литературы.
Введение
Успешные компании - это компании, которые концентрируют свои усилия на стратегических направлениях. Для удовлетворения потребностей клиентов предприятие должно следовать общей организационной стратегии. Хорошая стратегия помогает надолго сохранить и укрепить позицию на целевом рынке, последовательно удовлетворяя нужды потребителей лучше конкурентов.
Торговые организации, получив определенную экономическую независимость от центральных служб управления и очутившись в условиях рынка, оказались неспособными предпринять действия по адаптации к возникшей ситуации. Успех предприятия, которое ведет свою деятельность в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как в экономической системе, так и в сознании потребителей, во многом зависит от профессиональной подготовки лиц, ответственных за его управление. Многие факторы во внешнем окружении подвергаются непрерывным изменениям (например, курсы валют, цены на сырье, материалы и комплектующие, внезапные изменения политического курса или внедрение новых технологий) и трудно поддаются предвидению. Умение быстро замечать происходящие перемены и тенденции позволяет не только в достаточной степени распознать возникающие угрозы, возможные шансы и появившиеся благоприятные случаи, но и предпринять необходимые шаги и действия, направленные на приспосабливание к возникшей ситуации.
Для того чтобы воспринимать, описывать и анализировать существующие взаимозависимости между различными функциональными сферами торговой организации, а также ее связи с внешним окружением и динамику всевозможных событий, необходимо использовать соответствующие методы и приемы.
1. Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка.
Экономическая ситуация в стране ставит перед организациями торговли сложные проблемы, поиск решений которых требует профессионализма и компетенции менеджеров. Решения принимаются в агрессивной рыночной среде. Как выжить в этих условиях? Как сохранить свой бизнес? Эти вопросы волнуют любого руководителя вне зависимости от финансового положения и размера его предприятия. Поиск ответа следует искать в тщательном анализе внешней и внутренней среды организации, в прогнозировании будущих действий в зависимости от изменяющихся условий. Организуя повседневную работу, менеджер обязан думать о том, как сохранить конкурентоспособность на будущее. Инструментом решения этой задачи является планирование.
Любая разумная деятельность человека должна подчиняться заранее разработанному плану. Если речь идет об организации, требования к качеству планирования существенно возрастают. Небольшая торговая организация и крупная торговая компания нуждаются в научно обоснованном планировании. Исследования показывают, что качество планирования является важнейшим фактором успеха. Его недостатки снижают потенциал организации на 20-30%. Почему роль планирования в современном мире бизнеса так велика?
1. Грамотное
планирование позволяет
2. Планирование
дает возможность
3. Без плана
невозможно осуществление
Планирование в небольших торговых организациях часто носит неформальный характер. Крупные организации придерживаются формализованной схемы планирования. Однако, в любом случае, реализация этой функции основывается на знании современных моделей планирования. Попытка разобраться в специфике их реализации применительно к торговым организациям предпринята в данной работе. Но прежде необходимо сказать несколько слов о сути процесса планирования.
Планирование представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающий концентрацию усилий организации на наиболее перспективных направлениях деятельности. Процесс планирования позволяет ответить на три основных вопроса: «Где мы находимся?», «Куда мы хотим двигаться?», «Как этого достичь?» Другими словами, процесс планирования включает следующие этапы:
Анализ сложившихся условий функционирования организации.
Составление прогноза их развития на планируемый период.
3. Определение целевого состояния бизнеса (положения, которое следует занять организации в планируемом будущем).
4. Планирование путей его достижения.
Начиная с 70-х гг. минувшего века в странах с развитой рыночной экономикой происходят качественные преобразования в системе управления передовых компаний. Это связано с внедрением в практику новой концепции стратегического управления. Ее суть сводится к конструированию менеджмента организации с учетом видения будущих перспектив. В рамках этой концепции формируется новый взгляд на процесс планирования, получивший название стратегического планирования. В 1980-е гг. стратегическое планирование становится важнейшим элементом плановой работы многих компаний. Переход к новым формам планирования обусловлен сложностью рыночной ситуации. Возросшая конкуренция и снижение уровня стабильности внешней среды потребовало мобилизации адаптационных возможностей организации. Старые системы планирования оказались неспособными справиться с этой задачей.
Стратегическое планирование предполагает формулирование оптимальной стратегии организации, исходя из прогнозируемых изменений внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целевого состояния бизнеса и путей его достижения на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации. Внедрение концепции стратегического планирования в практику работы торговли требует перестройки бизнес-процессов организации. Их содержание должно опираться на современные информационные технологии. Министерство экономического развития и торговли рассматривает программы внедрения системы стратегического планирования в числе приоритетных направлений реформирования менеджмента организаций. Их информационная поддержка является важной составляющей комплекса преобразований.
Новый инструмент управления позволяет привести в соответствие потенциальные возможности торговой организации и требования, диктуемые внешней средой. Стратегическое планирование не следует отождествлять с долгосрочным планированием. Отличительным признаком его является не горизонт планирования, а содержание самого процесса. Принципиальное отличие заключается в изменении базы планирования. В традиционных схемах расчет плановых показателей строился на сложившихся тенденциях развития внешней и внутренней среды. Современный подход состоит в проектировании плановых решений с учетом модели состояния среды в будущем.
Стратегическое планирование предполагает разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных планов развития. В условиях динамичного изменения внешней среды к долгосрочному можно отнести планирование на период более 2 лет, среднесрочное охватывает временной горизонт от 1 до 2 лет, краткосрочные планы разрабатываются на период до года. Оперативное планирование предусматривает разработку текущих планов работы на несколько дней и недель. В условиях жесткой рыночной конкуренции внимание руководства должно быть направлено на поиск внутренних ресурсов. В перечне способов решения этой проблемы краткосрочное планирование занимает особое место. С одной стороны, краткосрочное планирование является важным элементом стратегического планирования. С другой стороны, оно является средством детализации задач и функций персонала с учетом возможных изменений ситуации.
Традиционно вопросами планирования работы торговой организации занимаются специализированные подразделения: плановые отделы, службы планирования. На небольших предприятиях в штатное расписание вводится должность экономиста. Сфера ответственности наиболее квалифицированной части специалистов экономических служб - стратегическое мышление организации. Остальные работники (их доля в структуре отдела составляет около 30%) выполняют технические функции по сбору и обработке информации, ведению документации и составлению отчетности. Из состава функций специалистов по планированию небольших предприятий также следует вывести техническую работу и поручить ее персоналу со средней квалификацией. В небольших организациях функции стратегического планирования часто совмещаются с другими видами профессиональной деятельности. Эту работу можно поручить бухгалтеру, маркетологу, ме-неджеру-аналитику.
Высшее звено управления принимает стратегические решения и контролирует выполнение планов подразделений. Информацию предоставляют специалисты организации. По требованию дирекции составляются аналитические записки. При традиционной схеме планирования среднее и нижнее звенья управления собирают необходимую информацию стратегического характера. На этом уровне ведется согласование проектов планов с вышестоящими подразделениями, осу-ществляется оперативное планирование работы структурной единицы. При определенных условиях для предприятий торговли достаточно перспективными являются децентрализованные схемы планирования. Их использование позволяет включить в сферу ответственности по выработке стратегии функциональных и операционных менеджеров. Схемы децентрализованного планирования разрабатываются с учетом специфики предприятия торговли. Один из вариантов - формирование из руководителей линейных и функциональных подразделений целевых групп планирования. Совместная работа специалистов по выработке планов улучшает координацию деятельности структурных единиц, что является чрезвычайно важным для конкурентоспособности организации.
Децентрализованное планирование при грамотной его организации позволяет:
- повысить адаптивность работы организации (сокращается время на выработку плановых решений);
- обеспечить
качество планирования, мобилизацию
потенциала подразделений - решения
принимают менеджеры, владеющие
наибольшей информацией о
- повысить исполнительскую дисциплину, так как отсутствует эффект противодействия «спущенным сверху» указаниям (решения принимают те, кто их исполняет);
- повысить профессионализм и мотивацию менеджеров среднего звена (самостоятельность и творчество).
Внедрение децентрализованного планирования обычно связывают с неизбежным увеличением объема работы руководителей структурных подразделений. Это мнение ошибочно. Новая модель управления среднего звена, основанная на применении новых компьютерных технологий, не только не увеличит, а, напротив, снизит нагрузку менеджеров за счет сокращения объема рутинной работы и более рациональной организации их труда. Современные технологии краткосрочного планирования направлены на вовлечение в этот процесс менеджеров низового звена и рядовых работников. В этом специфика современного подхода к организации плановой работы.
2. Подходы к формированию
стратегии развития
Корпоративная стратегия разрабатывается для обеспечения достижения общих (стратегических) целей будущего развития предприятия. Она включает структурирование стратегических действий, обеспечивающих достижение целей предприятия, по уровням управления и функциональным зонам его деятельности. Стратегия представляет комплекс управленческих решений и действий по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. В процессе разработки стратегии уточняются: рыночная позиция, которая обеспечит достижение общих целей развития предприятия, необходимые стратегии достижения и удержания этой позиции с учетом обеспечения конкурентных преимуществ и запланированной эффективности хозяйственной деятельности.
Цель определения стратегии - идентификация и систематическое отображение основных стратегических проблем развития предприятия и соответствующих программ конкретных действий по достижению желаемого результата в долгосрочном периоде.
Значимость таких проблем изменяется в зависимости от возможностей и угроз внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с его конкурентами. Поэтому для определения стратегии весьма важно выявлять именно критические проблемы, решение которых определяет достижение поставленных целей развития предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.