Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 11:52, курсовая работа
Условия применения стратегии лидирующих позиций поддержкам торговыми компаниями на товарном рынке.
Портфельный анализ с использованием матрицы БКГ.
1. Понятие, экономическое значение стратегии развития торговой организации в условиях рынка.
2. Подходы к формированию стратегии развития организаций торговли.
3. Факторы, влияющие на формирование стратегии развития торговой организации.
4. Система показателей оценки эффективности стратегии развития.
Заключение.
Список литературы.
2. Политические факторы. Действующая система законодательных актов и нормативных документов, определяющих политическую ситуацию в сфере бизнеса в отношении поддержки предпринимательской деятельности, и малого бизнеса в частности, социальной защищенности населения, охраны труда и здоровья трудящихся, защиты прав потребителей, экологии, це-нообразования, инвестиционной политики и пр.
3.Рыночные факторы. Факторы, формирующие спрос на рынке товаров и услуг: уровень дохода населения и его отдельных групп, демографические факторы, структура потребления товаров и услуг. Факторы, характеризующие отдельные сегменты целевых рынков. Факторы конкуренции: уровень конкуренции в отрасли и в выбранной сфере бизнеса, ее качественные характеристики.
4. Технологические факторы. Состояние технологий в области информации, производства, доставки и реализации товаров и услуг: тенденции и скорость изменения технологий в отдельных областях деятельности, изменение требований к потребительским свойствам товаров и услуг, нововведения, обусловленные научно-техническим прогрессом, состояние дел в области транспортировки, упаковки и хранения товаров и т. д. Факторы, влияющие на особенности взаимодействия с партнерами по бизнесу: поставщиками, посредниками, транспортными организациями и пр.
5. Международные факторы. Факторы, определяющие функционирование организации на международном уровне: политика государства в отношении защиты интересов национального бизнеса, специфика бизнеса отдельных стран по данному направлению. Законодательные и нормативные акты, регламентирующие работу организации на международных рынках; другие факторы, влияющие на характер взаимодействия с зарубежными партнерами.
6. Социокультурные факторы. Факторы социального поведения населения, его социальные установки, жизненные ценности, национальные традиции, изменения в стиле жизни. Перечень и характеристика общественных организаций, средств массовой информации, оказывающих влияние на формирование общественного мнения в области интересов организации.
Наиболее важной составляющей внешней среды является рынок. Определение понятия рынка в экономической теории отличается от его трактовки в прикладных экономических дисциплинах. В экономической теории рынок рассматривается как система экономических отношений. Ряд авторов включают в это понятие совокупность субъектов купли-продажи товара. Иногда к ним добавляют инфраструктуру рынка (совокупность экономических, правовых и административных институтов, регулирующих рынок и способствующих выполнению его функций). В маркетинге рынок определяют как совокупность потенциальных покупателей, готовых на определенных условиях приобрести товар для своих нужд. В зависимости от специфических особенностей товара различают: рынок ценных бумаг, рынок капитала, рынок товаров и услуг и пр. Удовлетворение потребностей рынка покупателей товаров и услуг - главное условие эффективного функционирования организации торговли. Потребители, покупатели товаров и услуг предприятий торговли, образуют важнейший элемент общего понятия рынка. Они могут объединяться между собой по тем или иным признакам. В качестве общего признака могут выступать географическое положение или специфические потребности, порождающие спрос. Рынок покупателей товаров и услуг предприятий торговли можно разделить на потребительский рынок, рынок продукции производственно-технического назначения (производителей), рынок посредников, рынок бюджетных и некоммерческих организаций. Потребительский рынок представляет собой совокупность людей, объединенных общностью потребительских предпочтений, согласных на определенных условиях приобретать товары и услуги, удовлетворяющие их спросу. На них ориентируют свою деятельность розничные торговые организации. Рынок продукции производственно-технического назначения представляет собой совокупность организаций и частных лиц, приобретающих товары и услуги, используемые в дальнейшем в процессе производства и оказания услуг. Рынок посредников состоит из организаций и частных лиц, приобретающих товары для их последующей перепродажи. Рынок бюджетных и других некоммерческих организаций приобретает товары и услуги, необходимые для поддержания их работоспособности.
Перечисленные факторы внешней среды тесно взаимосвязаны. Значение отдельных факторов и перечень наиболее значимых их характеристик определяются особенностями выбранной сферы бизнеса и спецификой деятельности конкретной организации. Задача руководителей - постоянно отслеживать их изменение и адаптировать к ним деятельность организации для обеспечения поставленных целей.
Функционирование организации определяется не только состоянием внешней среды. Не менее важным фактором является ее внутреннее состояние. Внутренняя среда представляет собой совокупность элементов организации, определяющих ее сильные и слабые стороны, рыночные возможности и ограничения. Внутреннюю среду образуют:
1. Административная система (управление). Применительно к данной классификации ее следует рассматривать как совокупность средств, обеспечивающих координацию перечисленных выше элементов деятельности организации. Сюда можно отнести описание принципов организации систем управления, построение организационной структуры, механизм управления.
2. Персонал. Человеческие ресурсы представляют собой основную составляющую деятельности любой организации. Индивидуальные особенности персонала, его способности, квалификация и мотивация - переменные, определяющие поведение людей в организации, а, следовательно, и результаты ее деятельности.
3. Материально-техническая база. Характеристика основных средств, принадлежащих предприятию и арендуемых материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
4. Технология. Это понятие включает совокупность способов и средств, обеспечивающих доведение товара и услуг до потребителя. Сюда включаются организация торгово-закупочной деятельности, транспортировка, организация торгово-технологических процессов.
5. Товары. Характеристика ассортимента реализуемых товаров, их качеств, потребительских свойств, с точки зрения покупательских предпочтений, слабые и сильные стороны.
6. Информация. Информационные технологии, обеспечивающие функционирование организации.
7. Маркетинг. В силу особой важности данный элемент деятельности организации следует выделить особо. В данном контексте его следует рассматривать, как комплекс средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие организации с рынком.
8. Финансовая система. Финансовые ресурсы организации, их распределение, система управления финансами.
9. Философия и внутренняя культура организации. Данный элемент представляет собой идеологическую базу функционирования организации. Его определяет система ценностей, приоритетов, которыми руководствуется персонал при выборе решений, модель организационного поведения как внутри организации (кадровая политика, отношение к качеству реализуемых товаров и услуг и т. д.), так и за ее пределами (имидж организации, отношение к покупателям, партнерам по бизнесу и пр.). Перечисленные элементы внутренней среды организации находятся в тесной взаимосвязи. Изменение каждого из них приводит к неизбежному изменению характера других элементов и внутренней среды организации в целом. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды.
4. Система показателей
оценки эффективности
Эффективность выбранной стратегии развития торговой организации определяется, прежде все, экономической эффективностью торговли.
Изучение системы показателей экономической эффективности торговли начинается с экономического эффекта.
Экономический эффект - результат торговой деятельности, который может выражаться в ряде показателей: розничном товарообороте, прибыли, доходе, чистой продукции.
Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров непосредственно населению для удовлетворения личных потребностей. Как экономическая категория розничный товарооборот выражает экономические отношения купли-продажи товаров народного потребления, возникающие между продавцом и покупателем на стадии перехода товаров из сферы обращения в сферу потребления.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных социально-экономических показателей. Он в определенной мере характеризует уровень жизни населения. Для этой цели на его основе рассчитывают объем товарооборота на душу обслуживаемого населения.
Для торговых организаций розничный товарооборот основной показатель, характеризующий как количественную, так и в определенной мере качественную сторону их деятельности; наряду с прибылью розничный товарооборот является целевым показателем хозяйственной деятельности торговой организации.
Показатели народнохозяйственной эффективности торговли. К ним относятся все показатели эффективности, исчисленные на основе народнохозяйственных категорий эффекта торговли: розничного то-варооборота, чистой продукции. Ресурсоотдача - это отношение розничного товарооборота к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу). Народнохозяйственная эффективность текущих затрат -определяется как отношение чистой продукции или розничного товарооборота к расходам, а также затратоемкость розничного товарооборота. В качестве народнохозяйственного показателя эффективности торговли можно считать фондоотдачу и производительность труда, исчисленные на основе розничного товарооборота.
Показатели хозрасчетной эффективности торговли. К ним относятся все показатели рентабельности, определяемые как отношение прибыли к совокупным экономическим ресурсам (экономическому потенциалу), к функционирующему капиталу, каждому виду экономических ресурсов, к расходам, к товарообороту, к фонду заработной платы.
Таким образом, складывается система показателей рентабельности торговли, в которой обобщающими следует считать ресурсорентабельность (рентабельность экономического потенциала), рентабельность функционирующего (авансированного) капитала и рентабельность текущих затрат.
С точки зрения хозрасчетных интересов особое значение имеют показатели рентабельности розничного товарооборота, рентабельности функционирующего капитала, рентабельности затрат и показатель прибыли в среднем на одного работника.
В розничных торговых организациях показатель рентабельности в процентах к розничному товарообороту применяется издавна и повсеместно. Другие показатели рентабельности торговли стали использоваться сравнительно недавно.
Показатели эффективности основных средств. Включают фондоотдачу, определяемую как отношение к основным средствам различных видов эффекта: розничного товарооборота, чистой продукции; фондо-рентабелъностъ - отношение прибыли к основным средствам; уровень текущих расходов по содержанию и эксплуатации основных средств.
Показатели эффективности оборотных средств в торговле. Основными из них являются: оборачиваемость оборотных средств, измеряемая числом оборотов; рентабельность - отношение прибыли к оборотным средствам; уровень расходов по статьям, связанным с использованием оборотных средств, например расходы по уплате процентов за кредиты банка, убыль товаров и т.д.
Показатели эффективности и производительности живого труда. Это все показатели производительности труда, уровень расходов на оплату труда, рентабельность - отношение прибыли к фонду заработной платы, прибыль на одного работника.
Показатели эффективности текущих затрат. К ним относятся: уровень расходов, характеризующий размер текущих затрат на рубль товарооборота (общий уровень расходов и уровни расходов по отдельным статьям); рентабельность расходов - отношение прибыли к расходам на реализацию товаров.
Показатели качества товаров народного потребления. Достоверная оценка эффективности торговой деятельности должна учитывать качество товаров народного потребления, их общественную потребительную стоимость. Экономическое содержание категории «качество товара» неотделимо от категории «общественная потребительская стоимость». Качество товара (продукта) - это совокупность свойств, обусловивших его пригодность удовлетворять определенные личные и производственные потребности в соответствии с его назначением. Для оценки качества выбираются именно те физико-химические, технические и другие характеристики, которые как раз раскрывают потребительские свойства, полезность отдельного товара и поддаются измерению.
В стандартах и других нормативных документах приводится полный перечень показателей качества по каждому виду товара.
Следовательно, качество всей совокупности разнородных товаров надо оценивать исходя из того, соответствует ли общественной потребности полезность, качество и объем каждого отдельного товара и ассортимент всей массы представленных к реализации товаров. Товары, произведенные сверх общественных потребностей, не пользующиеся спросом, бесполезны для общества; труд, затраченный на их производство и обращение, потерян. Повышение качества товаров и их сохранение при доведении до потребителя вызывает существенное снижение затрат общественного труда на единицу продукта. Товары более высокого качества, взятые в количественно меньшем объеме, чем товары худшего качества, способны удовлетворить количественно равнозначную общественную полезность. Дополнительные затраты на повышение и сохранение качества товаров, как правило, значительно меньше, чем на эквивалентное увеличение объемов их производства. Повышение качества товаров вызывает улучшение всех показателей эффективности производства и торговли. Интенсивному типу воспроизводства присуще возрастание роли улучшения качества продукции в удовлетворении личных и общественных потребностей.
Существующие оптовые и розничные цены дифференцированы в зависимости от качества продукции, поэтому в известной мере отражают уровень качества товаров. Влияние качества товаров на цену реализации опосредуется действием законов спроса и предложения при формировании равновесной цены.
Показатели
качества товаров содержащихся в стандартах,
технических условиях и других нормативных
документах, следует называть технико-экономическими. Оптовы
К числу показателей качества товаров относятся также абсолютные и относительные величины потерь товаров по количеству и в связи с ухудшением их качества, которые следует выявлять и измерять на всех стадиях движения товара от производства до конечного потребителя, включая сферу потребления.
Заключение.
На основании проведенных исследований в курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Стратегическое планирование предполагает формулирование оптимальной стратегии организации, исходя из прогнозируемых изменений внешней среды. Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целевого состояния бизнеса и путей его достижения на основе прогнозирования возможностей и ресурсов организации.
Стратегическое планирование предполагает разработку долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных и оперативных планов развития.
Цель определения стратегии -- идентификация и систематическое отображение основных стратегических проблем развития предприятия и соответствующих программ конкретных действий по достижению желаемого результата в долгосрочном периоде.
На выбор стратегии развития торговой организации оказывают влияние факторы внешней и внутренней среды.
Эффективность выбранной стратегии развития определяется на основании показателей экономической эффективности работы торговой организации.
Оценка эффективности выбранной стратегии развития позволяет сделать вывод, что сложившиеся на предприятии пропорции между уровнем доходов, расходов, товарооборота и фактической прибыли существенно выше пороговых показателей. Это свидетельствует, что выбранная стратегия эффективна.
Список литературы.
1 Бирюкова,
О. В рамках корпоративной
2 Герчикова, И.Н. Менеджмент: учеб пособие. М.: ЮНИТИ, 2002.