Контрольная работа по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Пьер Лепезан Буагильбер - родоначальник классической политической экономии во Франции.
Пьер Буагильбер родился в 1646 году в семье нормандского дворянина, юриста. В юности Буагильбер получил отличное для того периода образование. Он, следуя отцу, получил юридическое образование и вскоре поселился в Париже, где в основном занимался литературой. Он опубликовал несколько переводов с древних языков и в 1674 году издал написанную им историческую хронику о шотландской королеве Марии Стюарт.

Содержание работы

П. Буагильбер- родоначальник классической полиэкономии во Франции. Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.
Литература к 1 вопросу………………………………………………………...…1-4стр.
Экономическая теория Р.Оуэна и «социалистов-рикардианцев».
Литература ко 2 вопросу……………………………………………………...…..5-7стр.
Различие взглядов и программ неоконсерваторов и предствавителей экономического либерализма.
Литература к 3 вопросу………………………………………………………….8-11стр.
Особенности Российской экономической мысли начала XX века. Универсализм, погружение в социальную проблематику.
Литература к 4 вопосу………………………………………………………….12-14стр.

Файлы: 1 файл

История экономических учений КР.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра  экономики

 

 

 

 

 

 

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: История  экономических учений

 

 

 

 

 

Выполнил:

Петрова Ф. ЭУС 10-1

Проверил:

к.э.н., доцент

И.В. Антонова

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень  2011

Оглавление.

  1. П. Буагильбер- родоначальник классической полиэкономии во Франции.  Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.

Литература к 1 вопросу………………………………………………………...…1-4стр.

  1. Экономическая теория Р.Оуэна и «социалистов-рикардианцев».

Литература ко 2 вопросу……………………………………………………...…..5-7стр.

  1. Различие взглядов и программ неоконсерваторов и предствавителей экономического либерализма.

Литература к 3 вопросу………………………………………………………….8-11стр.

  1. Особенности Российской экономической мысли начала XX века. Универсализм, погружение в социальную проблематику.

Литература к 4 вопосу………………………………………………………….12-14стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. П. Буагильбер- родоначальник классической полиэкономии во Франции.  Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.

 

Биография Пьер Буагильбер (1646-1714).

Пьер Лепезан Буагильбер - родоначальник классической политической экономии во Франции.

Пьер  Буагильбер родился в 1646 году в семье нормандского дворянина, юриста. В юности Буагильбер получил отличное для того периода образование. Он, следуя отцу, получил юридическое образование и вскоре поселился в Париже, где в основном занимался литературой. Он опубликовал несколько переводов с древних языков и в 1674 году издал написанную им историческую хронику о шотландской королеве Марии Стюарт.

В 1677 году он получил административную должность судьи в Нормандии. В 1689 году Пьер Буагильбер занял доходную и влиятельную должность генерального лейтенанта судебного округа Руана. На посту главного судьи города, в функции которого в то время входило общемуниципальное управление, включая полицейское управление. Свои первые реформаторские соображения он опубликовал в возрасте 50 лет, анонимно издав в 1695 - 1696 годах книгу с весьма замысловатым заглавием «Подробное описание положения Франции, причины падения её благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц доставить королю все деньги, в которых он нуждается, и обогатить всё население». Первая книга Буагильбера осталась почти незамеченной, несмотря на содержащуюся в ней резкую критику экономической политики меркантилизма.

А 1707 году Пьер Буагильбер издает в двух томах свой труд «Обвинение Франции». За резкую критику в адрес правительства книга была запрещена, а самого автора ссылают в провинцию. Несмотря на это, Буагильбер трижды переиздал свой труд, изъяв из содержания выпады против правительства. Тем не менее ни признания, ни поддержки или понимания своих идей министрами правительства, на которые он рассчитывал до последних дней жизни, так и не получил.

Историко-экономический (хозяйственный) аспект.

Поиск путей преодоления негативных обстоятельств  в экономике остался главной  задачей и в последующих произведениях  П.Буагильбера, опубликованных в начале XVIII в. В них, как и прежде, он продолжал критику меркантилизма, обосновывал необходимость реформ, более всего, уделяя внимание проблемам развития сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста и богатства государства. Заметим, что аналогичный тенденциозный подход сохранился в экономической мысли Франции вплоть до начала второй половины XVIII столетия, когда здесь процветал физиократизм, пропагандировавший решающую роль в социально-экономическом развитии общества фермерского уклада сельскохозяйственного производства.

Историко-культурный и методологический аспект.

Важным достижением П. Буагильбера является обоснование трудовой теории стоимости, к пониманию которой он пришел, анализируя механизм менового отношения между товарами на рынке с учетом количества затраченного труда или рабочего времени. Несмотря на известное несовершенство такой концепции (в ее основе лежит затратный принцип), она для своего времени была, несомненно, прогрессивной, поскольку, в отличие от меркантилистской, не исходила из якобы естественной (природной) роли денег в ценообразовании.

Вместе с тем во многом справедливо осуждая меркантилизм, П. Буагильбер намеренно абсолютизировал роль сельского хозяйства в экономическом росте страны, недооценивая роль денег как товаров, отрицал реальное значение в приумножении имущественного богатства промышленности и торговли. Он явился единственным среди всех представителей классической политической экономии, кто считал возможным и необходимым упразднение денег, нарушающих, на его взгляд, обмен товаров по «истинной стоимости».

П. Буагильбер считал, что важнейшим условием экономического развития являются пропорциональные, т.е. нормальные, цены. Он различал рыночную цену и истинную, или справедливую, стоимость. Величина истинной стоимости определяется, по мнению П. Буагильбера, затраченным на производство товара трудом. Истинную стоимость данного товара представлял другой товар, на который потрачено столько же рабочего времени. Таким образом, П. Буагильбер высказал догадку о пропорции общественного производства, на базе которой происходит разделение труда между различными отраслями хозяйства. Складывается эта пропорция стихийно, на рынке, как результат свободной конкуренции.

Историко-идеологический аспект.

            Позиции Буагильбера были следующими: он осуждал одностороннее поощрение промышленности; выступал за защиту развития сельского хозяйства; требовал проведения реформы системы налогообложения и т.д. Источником богатства он считал не обмен, а производство. Истинное богатство он видел не в деньгах, с которыми вёл решительную борьбу, а в изобилии предметов потребления. Он хотел уничтожить деньги, сохранив товарное производство.

Выступал против однобокого поощрения промышленности, защищая  развитие сельскохозяйственного производства, в котором видел основу экономического роста Франции. В понятие богатство  включал не только деньги, но и все  многообразие благ и вещей. Пьер Буагильбер считал, что деньги мешают обмену товаров по истинной стоимости. В деньгах он усматривал основное зло и причину народных бедствий и полагал, что для искоренения власти денег необходимо свести их роль к простому орудию обращения.

Внутри научный  аспект.

Экономическими вопросами  П. Буагильбер начинает заниматься с конца 70-х годов. Живя среди сельского населения Нормандии и путешествуя по другим провинциям, он видит отчаянное положение крестьянства. Дворяне и король оставляют крестьянину лишь столько, чтобы он не умер с голоду. В свою очередь, страшная нищета крестьянства является главной причиной упадка промышленности, так как продукты последней не имеют сколько-нибудь широкого рынка сбыта. Эти идеи постепенно зреют в голове судьи. В 1691 г. он уже говорит о своей "системе". "Система" представляет собой серию реформ буржуазно-демократического характера. Она состояла из трех основных элементов:

1. Проведение большой  налоговой реформы:

Предложение Буагильбера было исключительно смелым для своего времени: ведь знать и церковь по существу, вовсе не платили налогов, а он хотел обложить их, по меньшей мере, в такой же пропорции, как и бедняков.

2. Освобождение внутренней  торговли от ограничений:

От этой меры он ждал расширения внутреннего рынка, роста разделения труда, усиления обращения товаров  и денег.

3. Введение свободного  рынка зерна и прекращение  сдерживания естественного повышения  цен на него.

 Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.

Не мешайте, не вмешивайтесь! (Предоставьте свободу действий!). До сих пор существует спор о том, кому принадлежит знаменитая фраза: ."Laissez faire, laissez passer", ставшая позже лозунгом свободы торговли и невмешательства государства в экономику и тем самым принципом классической школы в политической экономии. Фразу приписывают, полностью или по частям, то крупному купцу времени Людовика XIV Франсуа Лежандру, то маркизу д'Аржансону (30-е годы XVIII в.), то другу Тюрго интенданту торговли Венсану Гурнэ. Но если Буагильбер и не придумал это выражение, то он четко выразил заключающуюся в нем идею. Он писал: "Надо лишь предоставить действовать природе..."

Вклад П.Буагильбера в историю экономической мысли и формирование рыночных отношений во Франции трудно переоценить. Именно его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии. Он, безотносительно от У.Петти, также пришел к концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей.

Буагильбер был одним из самых неистовых, честных и бескорыстных экономических прожектеров. Уже современники, давая характеристику смелому руанцу, обращались за примерами подобных гражданских добродетелей к классической древности.

Литература к 1 вопросу

1. История экономических  учений / под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова/ : Юнити - Москва 2004

2. История экономических  учений /Я.С. Ядгаров / краткий курс 3-е издание учебник : Инфра-М - Москва 2001

3. История экономических  учений / Я.С. Ядгаров/ Москва : Экономика 1996

4. Петти У. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti – слово мудрым. Разное о деньгах. М.: Ось-89, 1997.

 

  1. Экономическая теория Р.Оуэна и «социалистов-рикардианцев».

 

Биография Роберт Оуэн (1771- 1858)

             Роберт Оуэн родился в 1771 году в маленьком городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. Оуэн, Роберт (1771 - 1858) - известный английский  социалист-утопист. Родился в семье шорника. В детстве служил приказчиком в Лондоне и др. городах. 20-ти лет получил место директора текстильной фабрики в Манчестере. Вскоре Оуэн приобрел в Нью-Ланарке (Шотландия)  фабрику, в которой стал  практически проводить свои социально- реформаторские взгляды. Он значительно сократил рабочий день, увеличил заработную плату, построил гигиенические помещения и т. д. Эти меры сильно подняли производительность труда рабочих. Успех Оуэна заставил его повести агитацию среди промышленников за издание фабричного законодательства в духе его реформ. Не ограничиваясь агитацией среди английской буржуазии, Оуэн совершает поездку во Францию, в Германию и др. страны и ведет переговоры с руководящими государственными людьми о своем плане разрешения рабочего вопроса. Не добившись в этом направлении никаких результатов, Оуэн уезжает в Америку, где создает так называемые "коммуны органических интересов", продолжая проводить в них свои опыты, не увенчавшиеся, однако, сколько-нибудь значительным успехом. К чартизму  Оуэн относился отрицательно. Он считал  неправильной идею  классовой  борьбы  пролетариата и верил в возможность  мирного  сотрудничества рабочего класса  и  буржуазии.

         Социалисты-рикардианцы.

В 20-х годах XIX в. в Англии выступила группа социалистов-утопистов, которые использовали для обоснования своего социалистического учения теорию Рикардо. Их принято поэтому называть социалистами-рикардианцами. Наиболее известными представителями этой группы были Годскин, Томпсон, Брэй. 
            Опираясь на теорию стоимости и теорию распределения Рикардо, социалисты-рикардианцы подвергли очень острой критике капитализм. Как указывает Энгельс, эта литература «использовала теорию стоимости и прибавочной стоимости Рикардо в интересах пролетариата против капиталистического производства и подбивала буржуазию ее собственным оружием». 
С точки зрения социалистов-рикардианцев, Рикардо определил условия справедливого обмена — по труду, но при капитализме закон обмена по труду нарушается, имеет место эксплуатация. Для ликвидации ее необходимо организовать справедливый обмен, тогда каждый будет получать «полный продукт своего труда».

 

Историко-экономический (хозяйственный) аспект.

Экономические взгляды Оуэна неразрывно связаны с его планом радикального преобразования общества, включая производственные отношения. Оказывается, справедливый обмен по трудовой стоимости требует ликвидации капиталистической системы! Лишь в будущем обществе без частной собственности рабочий будет отдавать свой труд «по полной стоимости». В таком случае отпадает и вопрос о капиталистах и землевладельцах. Они выиграют от переустройства общества не как капиталисты и землевладельцы, а как люди. Конечно, исторический характер товарного производства и закона стоимости для Оуэна совершенно неясен. Для него это столь же вечные и естественные явления, как для Рикардо. Но Рикардо делал отсюда вывод о вечности и естественности капитализма, а Оуэн – прямо противоположный вывод: о его «временности» и «противоестественности». Для Оуэна неприемлем и исторический пессимизм рикардианства, который он не без основания связывал с влиянием Мальтуса и его теории народонаселения. Оуэн выступал против этой теории. Приводя данные о фактическом и потенциальном росте производства, в частности сельскохозяйственного, он заявлял, что не природа виновата в бедности людей, а общественное устройство.

Историко-культурный аспект.

Оуэн не посягал в то время ни на частную собственность, ни на капиталистическую фабричную  систему. Но он поставил своей задачей  доказать и доказал, что чудовищное наемное рабство и угнетение  рабочих вовсе не являются необходимым  условием эффективного производства и  высокой рентабельности. Он только создал для рабочих элементарные человеческие условия труда и  жизни, и отдача, как в виде повышения  производительности труда, так и  в виде социального оздоровления, оказалась разительной.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономических учений"