Контрольная работа по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Пьер Лепезан Буагильбер - родоначальник классической политической экономии во Франции.
Пьер Буагильбер родился в 1646 году в семье нормандского дворянина, юриста. В юности Буагильбер получил отличное для того периода образование. Он, следуя отцу, получил юридическое образование и вскоре поселился в Париже, где в основном занимался литературой. Он опубликовал несколько переводов с древних языков и в 1674 году издал написанную им историческую хронику о шотландской королеве Марии Стюарт.

Содержание работы

П. Буагильбер- родоначальник классической полиэкономии во Франции. Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.
Литература к 1 вопросу………………………………………………………...…1-4стр.
Экономическая теория Р.Оуэна и «социалистов-рикардианцев».
Литература ко 2 вопросу……………………………………………………...…..5-7стр.
Различие взглядов и программ неоконсерваторов и предствавителей экономического либерализма.
Литература к 3 вопросу………………………………………………………….8-11стр.
Особенности Российской экономической мысли начала XX века. Универсализм, погружение в социальную проблематику.
Литература к 4 вопосу………………………………………………………….12-14стр.

Файлы: 1 файл

История экономических учений КР.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

Особенно много сделал Оуэн для детей, облегчив их труд на фабрике, создав школу, куда принимали  малышей с двухлетнего возраста. Эта школа явилась прообразом будущих детских садов. Такая  забота о детях соответствовала  главному принципу, который Оуэн взял у философов XVIII в.: человек таков, каким его делает среда; чтобы  сделать человека лучше, надо изменить среду, в которой он вырастает.

Историко-идеологический аспект.

Система Оуэна не только носит последовательно-социалистический характер, но и рисует вторую, высшую фазу коммунизма, где полностью ликвидирована частная собственность и даже всякие классовые различия, существует обязательность труда для всех и, на основе роста производительных сил, распределение по потребностям. Оуэнова утопия совершенно лишена религиозной и мистической окраски, ее отличает известный реализм, порой даже деловой практицизм. От этого система Оуэна не становится, конечно, менее утопичной. Как Сен-Симон и Фурье, он не видел действительных путей, которые ведут в коммунистическое общество.

Внутри научный  аспект.

В основе взглядов Оуэна  лежит трудовая теория стоимости  Рикардо: труд есть создатель и мерило стоимости; обмен товаров должен осуществляться по труду. Но в отличие от Рикардо он считает, что фактически при капитализме обмен не совершается по труду. По его мнению, обмен по труду предполагает, что рабочий получает полную стоимость произведенного им товара. В действительности этого нет и в помине.

Но для объяснения нарушения  «справедливого» закона стоимости  Оуэн обращается к идеям, которые  напоминают чуть ли не Буагильбера: во всем виноваты деньги, это искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное – труд.

Литература ко 2 вопросу

  1. М. 100 великих экономистов до Кейнса. / Пер. с англ. под ред. А.А. Фофонова. СПб.: Экономическая школа, 2005.
  2. История экономических учений/М. Г. Покидченко, И. Г. Чаплыгина: Инфра-М-9785-16-002123-х 2007г.
  3. А.В. Путь исканий: Социально-экономические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990.
  4. Оуэн Р. Избранные сочинения. В 2 т. М. Л.: Издат-во Акад. наук СССР, 1950.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Различие взглядов и программ неоконсерваторов и представителей экономического либерализма.

 

Неоконсерватизм и его черты.

Неоконсерватизм сложился ко второй половине 70-х годов 20 века. Традиционно  основателями неоконсерватизма принято  считать Д.Белла, З.Бжезинского, Н.Подгорца, Н.Кристала и других западных ученых и политиков.

В характерные черты политики неоконсерватизма входит следующее:

1) ограничение и минимализация государственного вмешательства в экономические процессы,

2) укрепление индивидуального  предпринимательства, 

3) усиление авторитета  власти,

4) развитие рыночных отношений, 

5) укрепление законности  и законопослушания.

Это все в основном сказывалось  на отношении к вечным ценностям  морали, права, религии, а не к политическим формам прежних организаций власти.

Необходимо подчеркнуть, что американский неоконсерватизм  отличается особым вниманием в выработке  представления о дальнейших путях  эволюции государственности и организации  власти в постиндустриальном обществе.

Характерными же чертами  западноевропейского консерватизма  выступают идеи сохранения социокультурной среды, усовершенствования нравственных традиций гражданского общества и норм стимулирования социальной активности человека.

В число остальных черт неоконсерватизма входит стремление возродить  такие социальные институты, как  семья, школа, церковь. Основными представителями  неоконсерватизма являются : Кальтенбрунер (ГДР), Шельски, Любке.

представители экономического либерализма.

У истоков возрождения  классического либерализма в  двадцатом веке стоял известный  экономист и философ Л. Мизес (1881-1973), австриец по происхождению, который, однако, значительную часть жизни провел в США, где вел курс экономической теории в Нью-Йоркском университете.

Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу  контракта. Девизом этой формы либерализма  является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании.

Историко-экономический  аспект.

Экономический или классический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу  контракта. Девизом этой формы либерализма  является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму  на основе принципа невмешательства  государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм.

Неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отношений между индивидом и обществом, гражданином и государством. В современных установках индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; — неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования;

Историко-культурный аспект.

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся  к сознанию и образу жизни, включая  такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства  в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная  цель, которая служит оправданием  для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, — это  самозащита. Проявлять власть над  членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью  предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени  возражает против государственного регулирования таких областей как  литература и искусство, а также  таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных  средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков.

В этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.

Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное  образование, в котором соседствуют  порой конфликтующие между собой  идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно “индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми”.

 

Историко-идеологический аспект.

Либеральные движения первыми сформулировали концепцию  прав личности на основе конституционализма и самоуправления посредством свободно выбранных представителей.

Идею, что свободные личности могут  стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении» (1690 г.) сформулировали два фундаментальных либеральных принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование собственностью и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность, которое явилось предтечей современных прав человека. Вступая в общество, граждане заключают общественный договор, согласно которому они отказываются от своих властных полномочий в пользу правительства, чтобы оно защищало их естественные права.

Исходя  из основополагающего убеждения  в несовершенстве человека и созданных им ин-тов, представители неоконсерватизма считают бедность, страдание, несправедливость неизбежным злом, которое можно смягчить, но не устранить. Согласнонеоконсерватизму, универсальных идеальных политических институтов не существует, хороши только те, которые соответствуют данному этапу развития общества. Принимая либеральные рыночные принципы, как и логику индивидуалистического выбора, неоконсерваторы не считают их единственным критерием формирования политики. Соответственно их отношение к государству двойственно - наряду с требованием ограничения его вмешательства в социально-экономическую сферу неоконсерваторы выступают за укрепление государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, поскольку несовершенное человеческое обществово легко может оказаться во власти анархии.

Внутри научный  аспект.

Современные авторитарные режимы, опирающиеся на популярного в  народе лидера, часто осуществляют пропаганду с целью дискредитации  либерализма среди населения. Либеральные  режимы обвиняют в недемократичности  в связи с тем, что избиратели делают выбор среди политических элит, а не выбирают представителей из народа (т. е., себе подобных). Политические элиты представляются марионетками в руках единственной закулисной группы, которая заодно держит контроль над экономикой. Злоупотребления  правами и свободами (демонстрации радикальных организаций, публикации оскорбительных материалов, лишённые почвы судебные иски и т. д.) преподносятся  как системные и спланированные враждебные акции. Либеральные режимы обвиняют в лицемерии: что они  выступают за ограничение вмешательства  государства в жизнь своей  страны, но при этом вмешиваются  во внутренние вопросы других стран (как правило, имеется в виду критика  за нарушения прав человека). Идеи либерализма  объявляются утопией, которую принципиально  невозможно реализовать, невыгодными  и надуманными правилами игры, которые страны Запада (в первую очередь, США), пытаются навязать всему  миру(например в Ираке или Сербии). В ответ либералы указывают, что именно реализуемость либеральной демократии и доступность её представлений для самых разных народов являются главными причинами беспокойства диктаторов.

На международном уровне либералов, находящихся у власти в развитых странах, критикуют за то, что они держат свои страны и  наднациональные организации (вроде  ЕС) закрытыми для людей из других регионов, ограничивая иммиграцию, и что странам третьего мира трудно пробиться на западные рынки. С точки  зрения либералов, при условии соблюдения определённых социальных и экономических  стандартов, свободный и честный  глобальный рынок может принести только благо всем его участникам. Это включает повышение эффективности  производства, свободную циркуляцию капитала, людей и информации. Негативные же побочные явления, на их взгляд, можно  ликвидировать путём некоторого регулирования.

Неоконсерватизм в тех или иных пропорциях интегрировал отдельные  элементы остальных вариантов консерватизма  и сводятся к следующему: вера в  естественный закон, не зависящий от воли людей,убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода 
“духовную корпорацию”, такую как церковь. Порядок, справедливость и свобода являются продуктами очень длительного периода человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности “общества-корпорации” первостепенное значение имеет сохранение “беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии”.[9] Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем.

 

Литература к 3 вопросу.

 

  1. Мочкин А.Н. Парадоксы неоконсерватизма. М., 1999.
  2. Афанасьев В. С. Буржуазная экономическая мысль 30—80х годов XX

века. : (Очерк теории). – 2-е изд. доп. и перераб. – М., : Экономика. 1986.

  1. О свободе. Антология мировой либеральной мысли. 1-ая половина XX века. М.: 2000г.
  2. Сайт www.libertarium.ru – Либерализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности Российской экономической мыслиначала XX века. Универсализм, погружение в социальную проблематику.

 

Особенности экономической  мысли в России.

1. Одной из особенностей  является органическая связь  теоретического анализа с актуальными,  как правило, весьма острыми  проблемами развития производительных  сил, реформирования социально-экономических  отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).

Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономических учений"