Контрольная работа по "Истории экономических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 09:41, контрольная работа

Описание работы

Пьер Лепезан Буагильбер - родоначальник классической политической экономии во Франции.
Пьер Буагильбер родился в 1646 году в семье нормандского дворянина, юриста. В юности Буагильбер получил отличное для того периода образование. Он, следуя отцу, получил юридическое образование и вскоре поселился в Париже, где в основном занимался литературой. Он опубликовал несколько переводов с древних языков и в 1674 году издал написанную им историческую хронику о шотландской королеве Марии Стюарт.

Содержание работы

П. Буагильбер- родоначальник классической полиэкономии во Франции. Лозунг «Laissez faire, laissez passer» Д. Аржансона.
Литература к 1 вопросу………………………………………………………...…1-4стр.
Экономическая теория Р.Оуэна и «социалистов-рикардианцев».
Литература ко 2 вопросу……………………………………………………...…..5-7стр.
Различие взглядов и программ неоконсерваторов и предствавителей экономического либерализма.
Литература к 3 вопросу………………………………………………………….8-11стр.
Особенности Российской экономической мысли начала XX века. Универсализм, погружение в социальную проблематику.
Литература к 4 вопосу………………………………………………………….12-14стр.

Файлы: 1 файл

История экономических учений КР.docx

— 91.46 Кб (Скачать файл)

2. На протяжении длительного  времени в центре внимания  российских экономистов оставался  крестьянский вопрос, проблема аграрных  преобразований. Дискуссии шли о  проблемах общинного землевладения,  о повышении эффективности сельскохозяйственного  труда, о путях вовлечения села  в систему рыночных отношений.  Вспомним различия в подходах  Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную  отмену крепостного права, и  Михаила Михайловича Сперанского  (1772-1839), предлагавшего лишь несколько  облегчить крепостную зависимость,  борьбу приверженцев западных  методов преобразований и поклонников  самобытного пути, споры сторонников  и противников аграрной реформы  Петра Аркадьевича Столыпина  (1862-1911).

3. В выдвижении и обосновании  оригинальных идей активно участвовали  не только профессиональные экономисты, но и представители других  сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы  выступали государственные деятели  и ученые. Сергей Юльевич Витте  (1849 - 1915) был не только министром  финансов, но и автором теоретических  трудов. Он инициатор и проводник  нововведений в экономической  политике, перевода рубля на "золотую"  основу, введения винной монополии.  О неизбежной необходимости и  полной естественности прошлых  и предстоящих постепенных, но  решительных перемен в промышленности  и сельском хозяйстве, в других  видах экономической жизни и  управления писал в "Заветных  мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев  (1834-1907). Не были профессионалами  в области экономики многие  революционные деятели, например  энциклопедист и исследователь  общественных отношений в деревне,  особенностей развития крестьянской  общины, первый российский марксист  Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).

4. Определенную роль в  формировании российской экономической  мысли играли представители исторической  школы, в том числе авторы  исследований и работ по истории  экономических учений - В. В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.

Историко-экономический  аспект.

А.В.Радищев (1749-1802), русский  гуманист и мыслитель, создавший  определенную систему экономических  взглядов. Безусловно, центральной  его идеей была идея о необходимости  уничтожения путем крестьянской революции феодального строя  в России. Радищев полагал, что в обществе, которое будет основано на господстве собственности мелких производителей на средства производства и личном труде, не будет экономических и классовых противоречий, утвердится имущественное равенство и станет возможным экономическое и политическое равноправие граждан. Стоит отметить, что призыв к насилию и революции опять-таки характерен для очень многих российских радикально мыслящих деятелей, в то время как для западноевропейских мыслителей было характерно обращение к разуму, справедливости и призыв к уяснению путем просвещения законов "естественного права" и реализации их норм методом реформ. Известный русский экономист М.И.Туган-Барановский. (1865- 1919) также большое внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. Этой проблеме посвящена его известная работа "Социализм как положительное учение" (1918). В отличие от представителей народничества Туган-Барановский считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что несет капитализм - гибель или "с ним загорается заря надежды". В традициях русской социально-экономической мысли он критикует капиталистическую систему хозяйства, отмечая, что при данном строе что огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения благосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает Туган-Барановский, устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости.

 

Историко-культурный аспект.

Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые  лучше помогут понять специфику  русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие  от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления  римское право собственности, опирающееся  на хорошо организованную базу юридических  уложений. Именно там многовековая культура частной собственности  развила такое качество экономической  личности, как хозяйственный индивидуализм  и экономический рационализм.

 В России же на  протяжении многих веков хозяйство  было основано не на частной  собственности, а на своеобразном  сочетании общинного пользования  землей и власти государства,  выступающего в роли высшего  собственника. Это оказало существенное  влияние на отношение к институту  частной собственности, наложив  на него соответствующий нравственно-этический  отпечаток. Русскому человеку  свойственно убеждение, что "человек  выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете  идею "естественного права", которая  является основой западноевропейской  цивилизации, заменяли идеалы  добродетели, справедливости и  правды. Это определяет русскую  социальную мораль и экономическое  поведение. И потому явление  "кающегося дворянства" - особенность  чисто русская.

Историко-идеологический аспект.

 Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.

Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению  людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются  в коллективных формах труда и  владения собственностью.

Что касается хозяйственных  российских традиций, то несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности. Централизованное регулирование и социальные гарантии - таковы наиболее важные формы их проявлений. Что касается традиций мелкого и среднего предпринимательства, то в дореволюционной России как общенародная традиция они только зарождалась. Зато крупное предпринимательство - существовало издревле и тяготело оно с самого начала к казне - княжеской, а затем и государственной.

Внутри научный  аспект.

             Что касается вклада Туган-Барановского в современную экономическую науку, то он в значительной мере сводится к созданию современной инвестиционной теории циклов. Его работа "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" оказали значительное влияние на развитие данного направления экономической науки. В этой работе, полемизируя с "народниками", Туган-Барановский доказывает, что капитализм в своем развитии сам себе создает рынок и в этом отношении не имеет ограничения для роста и развития. Хотя и отмечает, что существующая организация народного хозяйства, и прежде всего господство свободной конкуренции, чрезвычайно затрудняет процесс расширения производства и накопления национального богатства.

 

 

Литература к 4 вопросу

1. Абалкин Л.А Стратегия России : взгляд в завтрашний день / Л.А. Абалкин // Экономист. – 2003. – 24 октября. – № 7. – С. 3.

2. Белоусов А.Р. Развитие российской  экономики и ее перспективы  / А.Р. Белоусов // Проблемы прогнозирования.  – 2003. – 9. – № 6. – С.16.

3. Кравченко А.И. Экономика : учебник / А.И. Кравченко. – М. : Академический Проект, 2005. – 512 с.

4. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. Издание 4-е. Петроград, 1917.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Истории экономических учений"