Контрольная работа по "История экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:19, контрольная работа

Описание работы

Ни один из исторических процессов в древних цивилизациях не может сравниться по своей скорости и достигнутым результатам с развитием духовного мира человека. В этот период сформировался человек, достигший удивительных высот в искусстве, не только обладающий научными познаниями, но и умеющий передать их. Сформировались основные мировые религии (кроме мусульманства, которое сформировалось в УI веке). Результаты пути, которым прошло человечество в этот период в формировании духовной сферы, многократно превосходят достигнутые в последующие 1,5 тысячелетия, подобно тому, как в младенчестве, детстве и юности каждый человек осваивает основную массу необходимых ему на следующих этапах жизни сумму знаний и навыков.

Содержание работы

. Раннерабовладельческая и античная цивилизации………………………..3
2. Переходные к феодализму формы производственных отношений………6
3. Новый этап научно-технической революции и структурные сдвиги в экономике ведущих индустриальных стран (XX – начало XXI вв.)………..8
Список использованной литературы…………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Контрольная иэ.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский университет  потребительской кооперации

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: История экономики.

 

 

 

 

Студент: Кондратьева Е.В.

Шифр зачетной книжки: Э-10-054-Бд

Курс: 2 (заочное отделение)

 

 

 

Новосибирск

2012г

 

Содержание:

1. Раннерабовладельческая  и античная цивилизации………………………..3

2. Переходные к феодализму формы производственных отношений………6

3. Новый этап научно-технической  революции и структурные сдвиги  в экономике ведущих индустриальных стран (XX – начало XXI вв.)………..8

Список использованной литературы…………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раннерабовладельческая  и античная цивилизации.

Ни один из исторических процессов в древних цивилизациях не может сравниться по своей скорости и достигнутым результатам с  развитием духовного мира человека. В этот период сформировался человек, достигший удивительных высот в  искусстве, не только обладающий научными познаниями, но и умеющий передать их. Сформировались основные мировые  религии (кроме мусульманства, которое  сформировалось в УI веке). Результаты пути, которым прошло человечество в этот период в формировании духовной сферы, многократно превосходят достигнутые в последующие 1,5 тысячелетия, подобно тому, как в младенчестве, детстве и юности каждый человек осваивает основную массу необходимых ему на следующих этапах жизни сумму знаний и навыков.

Самым важным итогом развития культуры древнего мира является закладка основ научного познания.

Формирование любой науки  проходит три стадии: накопление фактов о развитии той или иной сферы, являющейся объектом познания; прикладные научные обобщения и их проверка на практике, отбор достоверного исходного  научного материала (идеографическая  описательная наука, непосредственно  выходящая из потребностей практической деятельности); теоретические выводы о закономерностях строения и  динамики исследуемой сферы, выдвижение и проверка научных гипотез и  теорий, формирование номографической (абстрактной) науки. Применительно к этим трем стадиям научного познания рассмотрим схему формирования «древа» наук в развитии культуры древнего мира.

Эмпирическая основа естественных и большинства технических наук была заложена в период неолита; можно  говорить и о зачатках прикладных наук. Осваивая земледелие и скотоводство, формируя разнообразные виды ремесел (изготовление орудий труда, глиняных сосудов, одежды, примитивных украшений), строя дома и поселения, врачуя раны и болезни, склонные к наблюдениям, обобщениям и изобретательству члены неолитических общин накапливали знания о движении небесных тел, солнечных и лунных циклах, смене времени года (что позволило создать первые календари), учились считать и измерять (зачатки математики), познавали свойства воды, огня, используемых материалов (основа для возникновения физики, механики, химии), знакомились с повадками живых существ, изучали собственный организм (биология, медицина). В процессе практической деятельности методом проб и ошибок формировалась исходная база для технических наук - материаловедения, сельскохозяйственной, строительной. О зачатках общественных наук в тот период говорить рано. Раннерабовладельческая цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай), многократно расширив сферу деятельности человека, дала толчок для формирования основ целой гаммы идеографических наук, выделения групп людей (преимущественно жрецов), которые профессионально занимались наблюдениями и обобщениями. Также раннерабовладельческая цивилизация дала толчок к зарождению общественных наук, накоплению их эмпирической основы: прикладной экономики и статистики (ведение царского хозяйства), политологии, географии, этнографии, языкознания. Изобретение письменности позволяло фиксировать события, положило начало истории.

В античную цивилизацию произошла  первая научная революция, содержание которой состояло в формировании системы научных взглядов. Была создана  первая система естественных наук, заложившая фундамент их современного здания, основы технических и общественных наук. Эпицентр научного прогресса  из Египта и Месопотамии переместился в Грецию. «Греки были единственным народом, который перенял, большей  частью почти и не признавая этого, массу знаний, сохранявшихся еще  после нескольких столетий разрушительных войн и относительного пренебрежения  к знанию в древних империях Египта и Вавилона. Но греки пошли гораздо  дальше. Они восприняли эти знания и благодаря своему собственному глубокому интересу и разуму превратили в нечто и более простое, и  более рациональное. Со времен древних  греков и до наших дней эта нить знания уже больше не прерывалась». (См. Яковец Ю.В. История цивилизаций. С.167-169.)

Древняя Греция дала науке  плеяду величайших исследователей и  мыслителей, среди которых Сократ, Платон и Аристотель. В этот же период были созданы первые учебно-научные  учреждения: Академия Платона (387г. до н.э.,просуществовала более 900 лет) и лицей Аристотеля (347г. до н.э.), соединивший обучение молодежи с разносторонними исследованиями.

Продолжением и развитием  научного прорыва в Древней Греции стала эллинистическая наука. Наиболее знаменательным событием того периода  было создание Александрийского мусейона, который был первым государственным исследовательским институтом; его можно рассматривать как египетский филиал лицея, продолжавший и развивавший исследования, начатые Аристотелем в самых различных областях знания.

Немалый вклад в формирование и развитие научного познания внесли локальные цивилизации Востока, и прежде всего Китая и Индии. Следует отметить философское и этическое учение Конфуция, который жил раньше Сократа, школы «странствующих ученых», которые периодически встречались в академии Цзися - столице царства Ци; учение Мо-Цзы о «всеобщей любви» и основанном на нем идеальном государстве; даосизм с его возвеличиванием пустоты и хаоса и представления об идеальном государе, который правит путем «недеяния», не мешая естественному ходу событий. Развивалась школа легистов или законников; наиболее известный из них Шан Ян провозглашал закон единым и обязательным для всех подданных государства: однако правитель стоит над законом.

В более поздний период отмечены успехи астрономии, медицины, технических наук.

Наряду с наукой в древнем  мире развивалось и искусство. Новые  возможности для становления  культуры как самостоятельного вида деятельности в системе разделения труда открылись в бронзовом  веке. Эти возможности в полной мере были использованы в железном веке. Это был подлинный взлет  культуры, оставивший многочисленные памятники на всех материках, но особенно в Месопотамии, Египте, Греции, Риме, Индии, Китае - древнейших очагах культуры.

Городская революция начала бронзового века открыла дорогу для  сооружения архитектурных памятников - храмов, дворцов, усыпальниц, а затем  и театров, общественных зданий. Так, в Шумере в 3тыс. до н.э. сооружались  храмы на высокой платформе, обнесенные стеной.

В отличие от монументального, подавляющего своим величием, восхваляющего  богов, фараонов, царей искусства  Древнего Египта или Месопотамии, греческое  искусство возвышает и радует человека буйством юной силы и энергии, совершенством форм, разнообразием  красок. Оно оптимистично, радостно по своей природе, преследует цель выразить совершенство прекрасного, придавая богам  красоту человеческих тел. Кризис позднего античного искусства вел к  помпезности, потере идеальной гармонии.

Огромный рост знаний, навыков  и культурного наследия, которые  нужно было освоить и развивать  каждому последующему поколению, потребовали  радикальных перемен в процессе воспитания и обучения. С переходом  к рабовладельческому обществу произошло  отделение умственного труда  от физического, раздвоение образования. Для работников физического труда - как рабов, так и свободных- процесс обучения был по-прежнему был неотделим от производства. В то же время для подготовки работников умственного труда потребовалось создание школы философов, писцов и жрецов. Появились люди, профессионально занимавшиеся обучением подрастающего поколения. Возникли первые учебные заведения. Это было первой революцией в образовании, огромным шагом вперед в развитии человечества, создало предпосылки для рождения науки как системы знаний, для дальнейшего совершенствования техники, а также для других видов деятельности, связанных с овладением профессиями скульпторов, архитекторов и т.д.

Отделению процесса обучения способствовало создание письменности. Для обучения грамоте требовались  напряженные занятия, учителя, владевшие  навыками передачи знаний, учебные  пособия. Уже в шумерском обществе в середине 3 тыс. до н.э. возникла как  первое учреждение, школа Э-дуба, готовившая писцов и землемеров.

Таким образом, первая революция  в образовании способствовала дальнейшему  развитию общественного и профессионального  разделения труда, была его составной  частью, привела к формированию специализированного  вида деятельности, помогавшего подрастающему  поколению овладевать основами грамотности, науки, культуры, управления, воинского  дела. Однако эта система охватывала лишь узкий круг молодых людей, занятых  различными видами умственного труда, действовала в течение небольшого периода жизни человека и отличалась чрезвычайной пестротой в разных странах. Для подавляющего большинства  населения основной формой овладения  необходимым минимумом знаний и  практических навыков оставались семья  и участие в трудовой деятельности. Школа жизни преобладала над  обособленной образовательной школой.

 

Переходные к  феодализму формы производственных отношений.

В 4 - 5 веках н.э. кризис рабовладельческого способа производства стал особенно острым. Приходили в упадок города, сокращалось товарное производство и торговля, постоянно усиливалась  натурализация экономики, что привело  к перемещению центра экономической  жизни из городов в деревню  – необъятные латифундии, которые  превращались в центры не только сельского  хозяйства, но ремесла и торговли.

В этот период ведущей фигурой  сельскохозяйственного производства становятся колоны, наибольшее распространение  получают отношения колоната. Колонами римские юристы называли любых арендаторов  и тех, кто получал землю и  инвентарь по договору или сидел  на земле из поколения в поколение, и тех крупных арендаторов, которые  обрабатывали землю с помощью  своих рабов или сдавали землю  небольшими участками субарендаторов.

В начале 2 в. н.э. колоны, находясь на положении свободных экономически и юридически арендаторов, вносили  фиксированную арендную плату, обусловленную количеством и качеством используемой земли, а уже к концу века наиболее распространенной стала форма, фактически тождественная денежному оброку.

В конце 2 - начале 3 в. в африканских  провинциях возникла барщина, окончательно утвердившаяся в 4 - 5 вв.

К положению колонов из свободных граждан (ставших ими  через систему клиентелы) постепенно приблизилось положение рабов (квазиколонов).

Так происходила трансформация  рабства в новые, хотя еще и  не оформленные юридически, отношения. Колонами могли становиться и  свободные арендаторы, и вернувшиеся  из города плебеи. Сначала в Риме проводилась четкая грань между  квази - колонами (рабами – колонами) и попавшими в зависимость через систему клиентелы свободными. Но постепенно эта грань стирается. Колонат превращался в основную форму эксплуатации земледельцев, близкую к феодальной. Фактически крепостничество колонов было оформлено конституцией Константина (332) «О беглых колонах», где предписывалось возвращать колонов в приписанные имения, а в наказание заставлять их работать закованными.

В то же время необходимо отметить промежуточный характер отношений  колоната между рабовладением и  феодализмом. Колон, хотя он и вел  самостоятельное хозяйство, не пользовался  никакой имущественной правоспособностью  и не имел собственности на орудия производства. Это и было существенной чертой, которая отличала колона от феодального крестьянина. Отношения  к орудиям производства и те формы  распределения продуктов производства (оброки и повинности колонов), которые  господствовали в позднеримской империи, в значительной степени сближали колона и раба в смысле их малой заинтересованности в результатах собственного труда.

В период кризиса империи  возникает и новая организационная  форма – сальтус – крупное земельное владение. Они имели ряд черт, которые сближали их с феодальным поместьем. Но главной отличительной чертой было отсутствие в сальтусе собственности колона на орудия производства. Наиболее характерной и определяющей чертой феодального поместья следует считать то, что в нем наряду с феодальной собственностью на землю существует единоличная собственность крестьянина на орудия производства и на свое частное хозяйство, основанное на личном труде. Имущественная неправоспособность колона, приближавшаяся в этом смысле к рабу, исключала подобную возможность.

Новый этап научно-технической  революции и структурные сдвиги в экономике ведущих индустриальных стран (XX – начало XXI вв.).

 

Научно-техническая революция - это коренные преобразования в системе научного знания и в технике, совокупность взаимосвязанных переворотов в различных отраслях материального производства, основанных на переходе на новые научно-технические принципы.

Термин «научно-техническая  революция» ввел Дж. Бернал в своей  работе «Мир без войны».

Научно-техническая революция  проходит три этапа в соответствии с изменениями, совершающимися в материальном производстве. Такие изменения касаются не только эффективности производства, включая производительность труда, но и факторов, обусловливающих ее рост. Принято определять следующие этапы развития научно-технической революции:

- научный, подготовительный;

- современный (перестройка технической и отраслевой структуры национального хозяйства);

- крупного автоматизированного машинного производства.

На третьем этапе НТР  возникло крупное автоматизированное машинное производство. Последние десятилетия отмечены выпуском множества разнообразных автоматических станков и автоматических станочных линий, созданием участков, цехов и даже отдельных заводов.

Говоря о третьем этапе  развития НТР, надо отметить, что создаются  предпосылки для последующего перехода к крупному автоматизированному производству и в области предметов труда и технологии: новые технологические методы вызывают к жизни новые предметы труда и наоборот. Новые технологические методы (вместе с автоматическими орудиями производства) как бы открыли новые потребительные (с точки зрения потребностей материального производства) стоимости у «старых» предметов труда.

Научно-технический прогресс нельзя представить как простую сумму составляющих его элементов или форм их проявления. Они находятся в тесном органическом единстве, взаимно обусловливая и дополняя друг друга. Это непрерывный процесс возникновения научных и технических идей и открытий, их реализации в производстве, морального старения техники и замены ее новой, более производительной.

Информация о работе Контрольная работа по "История экономики"