Контрольная работа по "Экономической безопасности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Во все времена наличие развитой экономики обеспечивало национальную безопасность. На сегодняшний день развитие военных технологий привело к нецелесообразности ведения военных действий и основным оружием стали экономические методы.
Практически все страны столкнулись с проблемой обеспечения экономической безопасности страны. Особенно актуальна эта проблема для современной России.

Содержание работы

Введение..………………………………….…………………………………..….. -3-
Вариант 8. Денежно-кредитная политика и перспективы развития
банковской системы Российской федерации с учетом обеспечения
экономической безопасности……………………………………………….……..-4-
1. Влияние деформации банковской системы России
на экономическую безопасность………………………………………………….-4-
2. Укрепление позиций рубля как один из основных факторов
обеспечения финансовой безопасности…………………………………………..-6-
3. Условия формирования эффективного механизма денежного
обращения, обеспечивающего устойчивый экономический рост………………-9-
Тема 18. Региональные аспекты экономической безопасности……….....……-13-
1. Региональный аспект национальной безопасности…………………………-13-
2. Факторы и ограничения, оказывающие влияние
на ситуацию в регионах......…………….……….………………...……………….-15-
3. Основные направления региональной политики государства…………..…-18-
Заключение……………………………………………………………………......-21-
Список литературы……………………………………………………………….-22-

Файлы: 1 файл

КР-Экономическая безопасность.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

3. Условия формирования эффективного механизма денежного обращения, обеспечивающего устойчивый экономический рост

Оценка трансформации  платежно-расчетных отношений страны с позиции угроз национальным интересам основывается на понимании  наиболее характерных для 1990-х гг. моментов, в частности: а) осуществление реформ наряду с введением радикальных изменений инициировало усиление угроз национальной безопасности в этой сфере экономики; б) отсутствие целостного подхода к формированию платежно-расчетной системы, адекватной развитым рыночным отношениям и преобразованиям в российской экономике, определило эклектичный характер ее преобразований. Коммерциализация банковской среды в сочетании с явной неготовностью институциональной основы открытости финансового и денежного рынков привела к дезорганизации платежного оборота. Введение современных технологий и инструментов в соответствии с требованиями мирового финансового сообщества трудно сочеталось с необходимостью принятия антикризисных мер.

В этой связи необходима выработка государственной политики управления платежным оборотом и регулирования его как национальной (целостной) системы в рамках финансовых и денежно-кредитных отношений страны, органично взаимодействующей с другими системами мирового финансового сообщества.

Национальные интересы в  платежной сфере состоят в  основном в обеспечении бесперебойности и стабильности движения финансово-денежных потоков в рамках целенаправленного их воздействия на развитие экономики по всем ее секторам и сферам. В формировании платежно-расчетной системы, адекватной трансформационному периоду российской экономики, принципиальным является обеспечение ряда условий: 1) сопряженности ее развития со структурными изменениями финансовой и денежно-кредитной сферами; 2) становления современной банковской системы на мировом уровне расчетов и платежных отношений в рамках создания соответствующей институциональной базы; 3) насыщения платежного оборота необходимым числом платежных средств и развития современного инструментария платежно-расчетных отношений и др.; 4) формирования сбалансированного по структурным элементам денежного оборота, составляющего среду функционирования платежной системы и движения финансовых и денежных потоков.

Отсутствие стратегии и политики становления платежной и расчетной систем и в целом управления денежным оборотом страны породило ряд проблем, решение которых необходимо для достижения устойчивости и высокой продуктивности функционирования национальной платежной системы.

Первая проблема состоит  в фактическом выведении денежного  оборота во всем многообразии и сложности  его структурных связей из сферы  государственного регулирования, надзора и контроля. Это нашло отражение в резкой дезинтеграции органично взаимосвязанных процессов единого денежного оборота и различиях в уровнях управления и регулирования каждого из них.

Вторая проблема связана  со сложившимися структурными перекосами внутреннего денежного оборота - высоким в отличие от западных стран уровнем наличного оборота, что резко снижает способность управления и выводит существенную часть из сферы организованного денежного оборота. При этом рост наличности в денежной массе представляет серьезную угрозу дестабилизации денежного обращения и в целом платежно-расчетных отношений.

Третья проблема связана с неразвитостью национальной банковской системы.

Четвертая проблема состоит  в непрозрачности информации о состоянии  платежно-расчетных отношений по всем составляющим их структурным элементам и характеристикам. Более того, угрозу национальным интересам в этой сфере представляет искажение информации.

Цель преобразования платежно-расчетной системы - создание механизма, обеспечивающего непрерывность товарных и финансово-денежных потоков, потоков доходов и расходов, сбережений и инвестиций. Выбор стратегии должен основываться на: 1) многосторонности платежно-расчетной системы, ее системно-образующем характере; 2) тесной зависимости платежно-расчетной системы от внешних факторов; 3) своевременности платежей; 4) регулировании размера денежной массы в обращении и уровня совокупного платежного спроса; 5) современных инструментариях, механизмах и технологиях расчетов.

Стратегия послекризисного восстановления платежно-расчетной системы и ее дальнейшего развития предполагает преодоление сложившихся деформаций в денежно-кредитной политике, в использовании ее инструментария и создание адекватной потребностям эффективного рыночного хозяйства институциональной базы платежно-расчетной системы.

В данных условиях к первоочередным мерам, обеспечивающим надежное функционирование платежно-расчетной системы, следует отнести повышение кредитоспособности предприятий, улучшение структуры их баланса. Это позволит постепенно преодолеть сложившуюся практику нарушения хозяйствующими субъектами своих денежных обязательств, остановить нарастание, а затем и сократить объем просроченной задолженности, перейти к безусловному выполнению обязательств под государственным и банковским контролем при использовании правовых средств восстановления нарушенных прав кредитора.

В этом направлении целесообразны: а) централизованные операции по взаимозачету долгов хозяйствующих субъектов  между собой и с бюджетами  всех уровней; б) четкое разграничение при этом централизованной системы учета и погашения просроченной задолженности и коммерческих операций финансовых посредников.

Комплекс институциональных  преобразований платежно-расчетной  системы включает законодательное определение пределов деятельности субъектов расчетов, включая операторов, пределов использования расчетного инструментария и критериев нарушений и применения санкций, что будет способствовать формированию правильных обычаев делового оборота в расчетных отношениях.

В области договорных обязательств необходимо установить режим жесткой правовой ответственности за их нарушение, в том числе персональную ответственность как руководителей негосударственных предприятий, так и должностных лиц государственного аппарата. Уровень ответственности органов государственной власти должен быть повышенным.

В законе «О банках и банковской деятельности» следует  четко определить основные (обеспечение безналичного платежного оборота и сохранности вкладов) и производные функции коммерческих банков и соответственно их основные и производные обязанности. Выполнение таких функций порождает основную обязанность банков: поддержание структуры активов, соответствующей по сумме, надежности, ликвидности и доходности структуре пассивов. Действия в данном направлении уже предприняты.

В области регулятивного  воздействия денежно-кредитной политики на обеспечение стабильности платежно-расчетных  отношений к основным направлениям следует отнести регулирование: а) денежной массы в обращении при установлении процентной ставки, соответствующей реальному спросу предприятий на заемные ресурсы и формированию необходимого уровня оборотных активов; б) совокупного платежеспособного спроса, определяющего уровень текущих расходов на конечное потребление посредством финансирования инвестиционных проектов и долгосрочного кредитования капитальных затрат на модернизацию и переоснащение предприятий.

В области расчетов с использованием неденежных инструментов - векселей, чеков, варрантов и других подобных, необходимо соблюдать принцип надежности функционирования платежно-расчетной системы, использовать весь набора расчетных инструментов для эффективного регулирования денежных потоков, не допуская формирования просроченной задолженности.

Обеспечение институциональных основ управления платежной системой России как целостной структурой - основа стабильности и предотвращения угроз национальной безопасности в сфере платежно-расчетных отношений российской экономики.

 

Тема 18. Региональные аспекты экономической безопасности

Вступление экономики  России в новый этап развития и  реформирования обусловил прогресс в решении одной из самых главных  проблем российского государства, общества и экономики, касающейся обеспечения  национальных интересов в сфере  регионального развития, а также субнациональных интересов, причем в первую очередь это относится к трансформационным процессам развития институтов регионально-национального устройства государства и механизмов экономического регулирования его основных субъектов - регионов.

  1. Региональный аспект национальной безопасности

Обеспечение субнациональных  интересов страны связано, прежде всего, с возможностями государства адекватно реагировать на процессы регионального развития в условиях дестабилизирующего воздействия негативных социально-экономических, техногенных, информационных, политических и других факторов при целенаправленном реагировании на ликвидацию угроз и опасностей национальным интересам страны в регионах. Региональный аспект национальной безопасности необходимо рассматривать в плане реализации целей и задач государственной региональной политики, в которой должны быть отражены роль и место отдельных регионов в обеспечении общенациональных интересов. Практически речь идет о реализации субнациональных интересов страны в отдельных субъектах Федерации, учитывая, что региональные особенности предопределяют всю совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность как определенного региона, так и страны в целом.

Практически эффективная  государственная региональная политика в современных условиях - основа и гарантированный проводник позитивного влияния государства на регионы для обеспечения национальных интересов в области экономики.

В условиях усиливающейся  глобализации в экономических отношениях взаимопроникновение форм и условий существования людей в разных регионах отражается в стремлении социально-экономической системы придать своей среде и ее регионам характер социально-технологической однородности и уравновешенности, что практически является защитной реакцией общества и содержит в себе функции жизнеобеспечения, устойчивости и безопасности. Национальным интересам страны в области экономического развития ее регионов отвечает стремление относительно изолированных региональных систем к равновесному состоянию.

Критерий уравновешенности - уровень социально-экономического развития регионов, разрывы в котором не позволяют достичь оптимального обеспечения национальных интересов страны и обусловливают возможность обострения угроз безопасности развития общества и экономики. Стабильность и устойчивость региональных экономических систем обеспечивается при обязательном сокращении государственного воздействия из центра и развитии способности экономики регионов к саморазвитию и социально-экономическому прогрессу.

Анализируя субнациональные  аспекты обеспечения безопасности в области экономики, необходимо обратиться к категории «надежность» в аспекте обеспечения национальных интересов в экономике регионов страны. Только при системном соответствии всех (или большинства) регионов страны критериям цивилизованного экономического развития можно будет говорить о надежности обеспечения национальной безопасности в сфере экономики.

В региональном сегменте экономики страны достижение равновесия с использованием преимущественно рыночных механизмов, длительно решаемая и сложная проблема, не говоря уже о таких аспектах развития, как обеспечение экономической безопасности регионов, особенно депрессивных, задержка с ассимиляцией которых в цивилизованное рыночное пространство страны таит в себе угрозу нарушения нормальной жизнедеятельности России при сохранении диспаритетов в развитии отдельных регионов.

Процесс реформирования страны продолжается, и один из ключевых моментов его - поиск новых форм взаимодействия в схеме «центр - регионы», определение тенденций и перспектив регионализации, особенно в экономической сфере. Проблема регионализации, по большому счету, - это обеспечение целостности экономического пространства России. Основные причины неэффективности реформ, как правило, фокусируются на региональном уровне, и поэтому необходим анализ важнейших из них с учетом проблем, возникающих в ходе развития новых экономических отношений. Все возникающие в ходе экономической реформы проблемы требуют разрешения как на федеральном, так и на региональном уровне в качестве взаимосвязанных, формирующих новую систему.

Одна из основных причин неудовлетворительных темпов и результатов  реформы - недоучет роли субъектов Федерации  и становления рыночной экономики. В настоящее время у регионов нет достаточных прав и возможностей для активного участия в проводимых реформах для развития рыночной инфраструктуры. В результате их роль при переходе к рынку иногда пассивна, а в ряде случаев и негативна.

Негативные тенденции  в развитии экономики страны, связанные  как с наследством, доставшимся от административно-командной системы, так и со сложностями реформационного процесса экономики, привели к возникновению ряда общих и институциональных деформаций в развитии экономики, проявившихся в различного рода диспропорциях, ограничениях развития, дезинтеграционных процессах, критическое обострение которых трансформировалось в угрозы национальным интересам страны в области экономики.

2. Факторы и ограничения, оказывающие влияние на ситуацию в регионах

Повышение эффективности  управления региональными финансово-товарными потоками позволяет, во-первых, обеспечить целенаправленную поддержку центром процессов жизнеобеспечения регионов и реализации ими политики экономического подъема, во-вторых, эффективнее использовать ресурсы, имеющиеся в распоряжении регионов.

Эффективность управления финансово-товарными потоками должна оцениваться по критериям распределения ресурсов между экономическими субъектами региона в соответствии со следующими приоритетами направления ресурсов: рентабельность, социальный эффект, бюджетная эффективность для субъекта Федерации, сопутствующие эффекты.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической безопасности"