Контрольная работа по "Экономической безопасности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Во все времена наличие развитой экономики обеспечивало национальную безопасность. На сегодняшний день развитие военных технологий привело к нецелесообразности ведения военных действий и основным оружием стали экономические методы.
Практически все страны столкнулись с проблемой обеспечения экономической безопасности страны. Особенно актуальна эта проблема для современной России.

Содержание работы

Введение..………………………………….…………………………………..….. -3-
Вариант 8. Денежно-кредитная политика и перспективы развития
банковской системы Российской федерации с учетом обеспечения
экономической безопасности……………………………………………….……..-4-
1. Влияние деформации банковской системы России
на экономическую безопасность………………………………………………….-4-
2. Укрепление позиций рубля как один из основных факторов
обеспечения финансовой безопасности…………………………………………..-6-
3. Условия формирования эффективного механизма денежного
обращения, обеспечивающего устойчивый экономический рост………………-9-
Тема 18. Региональные аспекты экономической безопасности……….....……-13-
1. Региональный аспект национальной безопасности…………………………-13-
2. Факторы и ограничения, оказывающие влияние
на ситуацию в регионах......…………….……….………………...……………….-15-
3. Основные направления региональной политики государства…………..…-18-
Заключение……………………………………………………………………......-21-
Список литературы……………………………………………………………….-22-

Файлы: 1 файл

КР-Экономическая безопасность.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Ограничения развития производства могут трансформироваться в угрозы реальному сектору регионов. Анализ возможных угроз безопасности регионов должен на первом этапе касаться ограничений  развития российской промышленности, препятствующих ее активному росту.

К общим ограничениям относятся:

  • ресурсные;
  • инфраструктурные;
  • ценовые;
  • связанные с состоянием производственного аппарата;
  • внешнеэкономические;
  • инновационно-технологического порядка;
  • связанные с институциональным развитием.

Систематизация ограничений  требует серьезной аналитической  проработки каждого из них, учитывая структурно-функциональную сложность их влияния на активизацию экономического подъема.

Ограничения развития экономики  влияют на появление диспропорций, угрожающих национальным интересам в этой области. К системным ограничениям можно отнести возможный дефицит или чрезмерную дороговизну природных ресурсов, являющихся источниками сырья и энергии для фирм и предприятий, а также географические и климатические особенности функционирования российской экономики.

К современным угрозам  и вызовам необходимо отнести  прежде всего неравные условия развития и конкуренции отдельных регионов России Неравные условия конкуренции во многом обусловливаются стремлением региональных органов власти решить социальные проблемы, а также коррупцией.

Кроме основных причин нестабильности, обусловливающих неравенство конкуренции, можно выделить и второстепенные причины 

  • проблемы в области корпоративного управления (борьба за передел собственности);
  • ограничения мобильности рабочей силы;
  • недоверие к финансовым институтам;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры;
  • коррупция региональных органов власти.

Практически региональные аспекты усиления неравных условий  конкуренции лежат в основе обострения многих угроз безопасности экономики регионов и оказывают значительное влияние на общефедеральные тенденции обеспечения национальных интересов в области экономики.

Основными объективными факторами, оказывающими влияние на социально-экономическую ситуацию в регионах России, можно считать:

  • экономико-географическое положение;
  • природно-климатические условия;
  • природно-ресурсный потенциал;
  • демографический потенциал и структуру населения;
  • структуру и специализацию хозяйства;
  • финансовую обеспеченность;
  • обеспеченность высокопрофессиональными кадрами в сфере регионального менеджмента, особенно в финансово-банковской сфере;
  • тип (уровень) социально-экономического развития региона.

Многим из этих факторов в процессе выработки концепции  реформирования не было придано необходимого значения, что явилось одной из причин перекосов и провалов в реформационном процессе в рамках единого экономико-политического пространства России2.

Сложившаяся к началу реформ специализация и структура  хозяйства - ключевой фактор, определяющий состояние экономики региона. Оптимальность воспроизводственных пропорций региона определяется прежде всего возможностью эффективного использования его природных условий и производственно-экономического потенциала для повышения уровня жизни населения данного региона.

Межрегиональная интеграция национального территориально-экономического пространства требует сведения к  минимуму дезинтегрирующих национальную экономику межрегиональных социально-экономических диспропорций на основе развития устойчивых воспроизводственных комплексов.

Безопасность в общем  плане есть жизнеобеспеченность  региона, а точнее, обеспечение его  жизнеспособности. Главная задача безопасности региона состоит в стремлении обеспечить обоснованную оценку ресурсных возможностей, определении ожидаемых результатов и прогнозировании последствий. Каждый регион должен обладать собственной целостной и законченной системой жизнеспособности, в частности, возможностью постановки самостоятельной цели развития, относительной обособленностью управления, наличием автономных систем ресурсонакопления и ресурсопотребления.

Обеспечение безопасности экономики региона призвано расширять  его созидательные возможности и предотвращать обострение кризисных ситуаций.

3. Основные направления региональной политики государства

В настоящее время  можно констатировать наличие ряда положительных тенденций в стабилизации региональных отношений. Выработалась достаточно четкая в правовом и политическом плане система распределения полномочий между центром и субъектами, хотя ряд проблем и остается нерешенными.

Ситуация складывается таким образом, что руководители практически всех субъектов Федерации  стоят в настоящее время перед  выбором своей экономической стратегии, причем этот выбор требует учета ситуации в экономике, несущей угрозы социально-экономической стабильности и безопасности. Ключевой «элемент» выбора - разрешение перераспределенческих конфликтов в использовании ресурсов и собственности, в определении приоритетов поддержки местных производителей, в смягчении напряженности в результате радикальных реформационных мер. Практически речь идет о преодолении финансовых ограничений в обеспечении отдельных экономических субъектов динамичным и эффективным капиталом.

К основным мерам в области региональной политики для обеспечения взаимных интересов федерального центра и субъектов Федерации можно отнести:

  • проведение региональной политики для выравнивания социально-экономического развития регионов;
  • завершение разделения полномочий федеральных и региональных органов власти;
  • совершенствование технологии согласования с регионами решений федеральных органов на стадии их выработки;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов, создание единого экономического пространства на принципах федерализма;
  • ускорение реформы местного самоуправления, обеспечение правовых и экономических основ местного самоуправления, завершение построения целостной системы государственной власти;
  • совершенствование межбюджетных отношений, создание современной системы формирования бюджетов, направленной на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов.

Стратегия развития регионов должна быть направлена на защиту национальных интересов России в сфере экономики, обеспечения безопасности. Реализация стратегических мер по развитию экономики страны должна гарантироваться системой мер по обеспечению экономической безопасности региона, особенно со стороны центра.

Суперцелью федерального центра по отношению к регионам должно быть содействие формированию единого  рыночного пространства России, где каждый рынок имел бы свою нишу.

Необходимо отметить чрезвычайно важную роль федерального центра в решении региональных проблем  обеспечения экономической безопасности. Специфика федеративного устройства связана с необходимостью общефедеральной защиты экономики региона от угроз в финансово-экономической сфере, и значение этой защиты в условиях переходного периода многократно возрастает. По мере стабилизации экономической ситуации в стране возможности регионов в самозащите повысятся.

Проблема повышения устойчивости и безопасности регионов страны становится все более актуальной. В этой связи анализ возможных угроз безопасности регионов должен прежде всего касаться выявления ограничений развития производства, препятствующих его активному росту. К общим ограничениям относятся: ресурсные, инфраструктурные, ценовые, внешнеэкономические, инновационно-технологические и др.

Эффективная интеграция национального территориально-экономического пространства требует сведения к  минимуму дезинтегрирующих экономику  межрегиональных социально-экономических диспропорций. Каждый регион должен обладать собственной целостной и законченной системой жизнеобеспечения, системами ресурсонакопления и ресурсопотребления. Обеспечение безопасности экономики региона должно расширять его возможности и предотвращать обострение кризисных ситуаций типа негативной демографической динамики, роста техногенной нагрузки территории, увеличения числа безработных, низкой обеспеченности ресурсами, снижения жизненного уровня населения и др.

Глубокий спад в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, а также в основных экспортных отраслях; высокий уровень безработицы; резкое снижение уровня жизни большинства населения и его значительная дифференциация; высокий уровень преступности; обострение бюджетной и финансовой неустойчивости региональной экономики; развитие кризисных процессов в сфере научных исследований; сохранение высокого уровня загрязнения природной среды; обострение негативных демографических процессов, прежде всего депопуляции населения приводят к возникновению и развитию региональных кризисных ситуаций, угрожавших национальной безопасности России.3 Методика оценки региональных кризисных ситуаций позволяет определить степень остроты каждого вида кризисной ситуации, их территориальную локализацию, выявить наиболее кризисные регионы.

Существо региональной политики заключается в том, чтобы  максимально использовать в интересах  всего общества благоприятные территориальные  предпосылки и факторы, обеспечить предотвращение (ликвидацию) региональных кризисных ситуаций и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение отдельных регионов.

 

Заключение

Чтобы создать  национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и  место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к опыту других стран и пользоваться им с учетом российской специфики экономического положения.

Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе  национальной безопасности России и  реформаторская политика, будет руководствоваться концепцией национальной безопасности, понимания особенностей и специфики федеративного, многонационального и светского государства, осознания тонкой и острой зависимости каждого аспекта функционирования государства с необходимостью обеспечения безопасности как всей страны, так и каждого её гражданина.

 

Список литературы

  1. .Герасимов И. А. Региональный аспект обеспечения национальной безопасности РФ. - http://www.jurnal.org/articles/2008/polit29.html
  2. Ершов М.В. Актуальные направления экономической политики // Вопросы экономики. 2003, с. 32.
  3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки / Под ред. В.К. Сенчагова – М.: ЗАО «Финстат информ», 1998, - 621 с.
  4. Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2006.
  5. Юрченко И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (апология методологического плюрализма) // Полис. 2007. № 6.

1 Ершов М.В. Актуальные направления экономической политики // Вопросы экономики. 2003, с. 32.

2 Фролов А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения. Дис. … канд. полит. наук: 23.00.02. Ростов н/Д, 2006.

3 Юрченко И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (апология методологического плюрализма) // Полис. 2007. № 6.




Информация о работе Контрольная работа по "Экономической безопасности"