Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 09:31, контрольная работа
Немецкий исследователь, профессор Германской Высшей Школы государственного управления в г. Шпайер Карл Бёрет (C. Bцhret) доказывает, что именно ОРВ служит для повышения качества разрабатываемых законопроектов посредством их изучения, сравнения и проведения предшествующей оценки возможностей законодательного регулирования, а также сопровождающего и ретроспективного оценивания фактически вступивших силу законов и наступивших последствий.
Введение……………………..2
Основная часть
1.Подходы к проведению оценки регулирующего воздействия…3
2. Оценка регулирующего воздействия как оценка………….........3
3.Методология оценки регулирующего воздействия……………..5
4.Методы ОРВ……………….6
5.Результаты ОРВ: преимущества и ограничения……………7
6.Виды оценки воздействия…………………………………….8
7.Специализированная ОРВ: оценка воздействия на конкуренцию..10
8.Специализированная ОРВ: оценка воздействия на окружающую среду..12
9.Перспективы внедрения ОРВ в России…………………………..14
Заключение……………………16
Информационные источники…26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Контрольная работа
По дисциплине: «Экономика права»
Пермь 2015
Оглавление.
Введение……………………..2
Основная часть
1.Подходы к проведению оценки регулирующего воздействия…3
2. Оценка регулирующего воздействия как оценка………….........3
3.Методология
оценки регулирующего
4.Методы ОРВ……………….6
5.Результаты ОРВ: преимущества и ограничения……………7
6.Виды оценки воздействия…………………………………….8
7.Специализированная ОРВ: оценка воздействия на конкуренцию..10
8.Специализированная
ОРВ: оценка воздействия на
9.Перспективы внедрения ОРВ в России…………………………..14
Заключение……………………16
Приложения……………………19
Информационные источники…26
Введение
Под влиянием концепции Нового государственного управления возникла идея оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) как инструмента, призванного повысить качество управленческих решений. В целом, ОРВ – это продукт последних десятилетий и коллективных усилий юристов, экономистов по разработке комплексного подхода к оценке влияния законодательства на различные сферы общественной жизни: экономику, предпринимательство, социальную сферу, уровень бедности, окружающую природную среду и проч.
Немецкий исследователь, профессор Германской Высшей Школы государственного управления в г. Шпайер Карл Бёрет (C. Bцhret) доказывает, что именно ОРВ служит для повышения качества разрабатываемых законопроектов посредством их изучения, сравнения и проведения предшествующей оценки возможностей законодательного регулирования, а также сопровождающего и ретроспективного оценивания фактически вступивших силу законов и наступивших последствий.
Несмотря на то что существует несколько определений ОРВ и подходов к нему, все они указывают на то, что ОРВ – это оценка, позволяющая определить результаты какого-либо закона, законопроекта или инициативы.
Основная часть:
Можно выделить два основных сложившихся подхода к ОРВ:
Основная часть:
2. ОРВ как оценка.
Широкое распространение и применение этого подхода во многих странах объясняется тем, что ОРВ исторически возникла именно как оценка, поддерживающая разработку законодательных актов. В соответствии с концепцией оценки ОРВ должна предшествовать внедрению законодательного акта, государственной программы или политики и обычно включает следующие этапы:
Проведение предварительной ОРВ, которая принимает разнообразные формы: от полноценной оценки законопроекта или инициативы, учитывающей экономические и социальные эффекты с помощью специально разработанных методик, до подсчёта наиболее очевидных бюджетных расходов, – необходимый элемент управления.
Очевидно, что основная задача ОРВ в государственном и муниципальном управлении состоит в систематизации и улучшении законодательного процесса и принимаемых управленческих решений, например, при помощи оценки соответствия поставленных целей существующим социальным проблемам и потребностям. По сути, ОРВ позволяет проводить как относительно небольшие по масштабу и несложные оценки, так и длительные, охватывающие все стадии законодательного процесса. Однако проведение ОРВ не должно становиться самоцелью, то есть процедурные вопросы принятия нормативных актов не могут подменять суть государственного и муниципального управления, заключающуюся в принятии регулирующих актов. Таким образом, ОРВ выступает в качестве вспомогательного механизма в процессе принятия управленческих и политических решений.
3.Методология оценки регулирующего воздействия
Оценивание нормативно-правовых актов далее (НПА) в странах с устоявшейся традицией оценивания государственных программ и политик занимает важное место как среди способов принятия политических решений, так и в единой процедуре разработки и принятия регулирующих актов.
В настоящее время можно выделить следующие способы принятия решений в политическом процессе:
• экспертные: решение принимается экспертами, «которым доверяют»;
• консенсуальные: решение принимается группой «стейкхолдеров» путем достижения общего баланса интересов;
• политические: решения принимаются политическими авторами (деятелями), основаны на едином взаимном понимании тематики и целей политического процесса;
• на основе бенчмаркинга или сравнительного анализа результатов или процессов: решение основано на импорте готовых моделей и результатов, в том числе международных модельных нормативных актов и «лучшей практики» решения рассматриваемого вопроса;
• эмпирические: решение основано на изучении фактов и анализе, направленном на изучении эффектов государственного воздействия и вмешательства в соответствии с заложенными критериями.
Оценивание регулирующих актов является эмпирическим подходом к принятию решений. Проведение оценочного исследования дает возможность повысить качество и объективность анализа предложенного регулирующего акта за счет преодоления (предвзятого) экспертного знания путем сбора данных непосредственно среди заинтересованных групп, затрагиваемых действием регулирующего акта.
4.Методы ОРВ
На сегодняшний день существует относительно устоявшийся набор методов, применяемых в мировой практике для оценивания регулирующих актов в рамках ОРВ.
К основным методам относится:
• анализ издержек-выгод;
• анализ издержек-эффективности;
• анализ рисков.
Анализ издержек-выгод подразумевает выявление и перевод в денежную форму максимального количества издержек и выгод всех участников (монетизация), возникновение которых связано с действием регулирующего акта. В рамках этого подхода сравнению подлежат все издержки и выгоды. В случае выявления положительного баланса издержек и выгод предлагаемый регулирующий акт одобряется. Основное обоснование использования метода состоит в том, что в условиях ограничения ресурсов последние должны распределяться с учетом максимизации чистой общественной выгоды. Решения, которые принимаются по вопросам регулирования, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, и проведение анализа издержек-выгод обеспечивает учет агрегированных общественных интересов.
Анализ издержки-эффективность при оценивании регулирования подразумевает расчет индекса прогнозируемых издержек достижения необходимого социального эффекта. Этот подход позволяет выбирать решения, минимизирующие издержки по устранению конкретных рисков.
Анализ рисков включает количественный анализ величины всех рисков, которые предлагаемый регулирующий акт призван сократить. Данный подход сфокусирован на аспекте сокращения рисков и никак не связан ни с оценкой издержек, неизбежно возникающих в процессе этого сокращения, ни с общественными интересами. Проведение анализа случаев, в которых возрастают или снижаются конкретные риски в установленный временной период, проводится с использованием как качественных, так и количественных данных.
Кроме того, все вышеописанные методы зачастую применяются комбинированно. К примеру, в рамках исследования, проведенного в западной Австралии с целью оценки экономических влияний реформы электроэнергетики, был применен анализ издержек-выгод и анализ рисков. Результаты исследования показали, что реформа скорее повысит выгоды, нежели увеличит дополнительные административные издержки и издержки реализации, а розничные цены для потребителей электроэнергии будут снижены на 5-8,5 %.
5. Результаты ОРВ: преимущества и ограничения
Для более глубокого понимания необходимости использования в практике государственного управления такого инструмента, как ОРВ, следует показать, каковы практические результаты данной оценки.
Целью проведения ОРВ является прогнозирование либо анализ фактических эффектов и выгод от действия регулирующего акта. Кроме того, нельзя не упомянуть достижение максимального общественного эффекта и благосостояния при минимизации издержек всех заинтересованных лиц.
Российские исследователи Беляев А.Н. и Маршаков В.А. приводят целый список преимуществ ОРВ, среди которых:
• более глубокое понимание механизма воздействия решений в области регулирования;
• стимулирование политиков и чиновников принимать более обдуманные и обоснованные решения, что, в конечном счёте, должно привести к изменению культуры принятия управленческих решений;
• интеграция, последовательность и согласованность различных частей государственной политики и её целей;
• обеспечение открытости и прозрачности законотворческих процессов, создание доступного для всех заинтересованных групп информационного поля;
• создание эффективной формы взаимодействия бизнеса и власти на основе ОРВ в рамках консультаций и обсуждений.
Несмотря на большое количество преимуществ, нельзя забывать, что процедура оценки законодательства содержит в себе целый ряд препятствий и противоречий, которые, в конечном счёте, ограничивают возможные сферы применения ОРВ. Так, сам процесс проведения ОРВ является длительным, а время при принятии решений, как известно, – важный ресурс, тем не менее, оценка может занять несколько лет и даже десятилетий (до 15 лет, по опыту США). В таком случае проведение ОРВ едва ли будет разумным и оправданным.
Кроме значительных расходов на ОРВ (время, деньги, персонал), существуют практические и технологические проблемы проведения оценки законов. Так, оценщики могут столкнуться с банальным недостатком информации и сведений, сложностью методик оценивания и количественной оценки результатов, невозможностью монетизировать неэкономические выгоды и оценить побочные и долгосрочные эффекты. Помимо этого, в процесс оценки могут вмешиваться различные заинтересованные группы (лоббисты, чиновники), а бюрократические процедуры тормозить проведение ОРВ. И наконец, традиционными ограничениями оценки нормативных актов являются низкая подготовка и квалификация оценщиков и недостаточный контроль качества со стороны государства.
В последнее время получили наибольшее развитие два других вида оценки воздействия. Это – оценка воздействия на конкуренцию и оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) , на описании которых мы остановимся подробнее. В Таблице 1.4.2 представлены также другие направления и методы оценивания, применяемые в соответствии с видами ОРВ.