Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 15:37, контрольная работа
Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия, её виды. Пути повышения рентабельности.
Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
БОУ СПО ОО Омский сельскохозяйственный техникум
Контрольная работа
по дисциплине
«Экономика сельского хозяйства»
Специальность: Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
080114
Студентки 41 бух Власовой Светланы Александровны
Омск 2014 г.
Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия, её виды. Пути повышения рентабельности.
Рентабельность (от нем. rentabel - доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль
В других источниках: рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Без анализа уровня рентабельности продукции нельзя правильно решить вопросы структуры промышленного производства, его специализации, размещения по территории страны, определить эффективность производства той или иной продукции. На основе уровня рентабельности продукции государство устанавливает уровень закупочных цен на продукцию.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.
Рентабельность имеет множество модифицированных форм, в зависимости от того какая прибыль и ресурсы (расходы) используют в расчетах. Поэтому рассмотрим несколько классификаций указанных в разных источниках.
В основном различают пять видов рентабельности:
рентабельность собственного капитала (отражает долю прибыли собственном капитале)
рентабельность активов (имущества)( показывает, какую прибыль получает предприятие с 1 руб.вложенной в активы).
рентабельность производственных фондов( показывает, насколько эффективна отдача фондов)
рентабельность продаж (показывает размер прибыли на 1 гривну реализованной продукции)
рентабельность продукции ( характеризует выход прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятий)
Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.
В связи с этим различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе финансовой прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.
При расчете рентабельности на ее показатель могут оказывать влияние различные факторы. Они делятся на:
1) внешние, которые связаны с воздействием на деятельность предприятия, рынка или государства;
2) внутренние, т.е. те, которые предприятие может изменять и регулировать в зависимости от поставленных целей и задач. Внутренние факторы в свою очередь делятся на производственные (непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия) и непроизводственные (непосредственно не связаны с производством продукции).
Среди производственных факторов выделяют такие, как использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Они являются важными факторами увеличения прибыли предприятия и, соответственно, его рентабельности.
Производственные факторы могут влиять на результаты деятельности предприятия с двух позиций - экстенсивной (количественное изменение параметров элементов производства) и интенсивной (повышение качества использования производственных факторов).
Для предприятия важными являются показатели основного и оборотного капитала. На их основе рассчитывается коэффициент оборачиваемости, который показывает, что, чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше необходимо его для выпуска определенного объема продукции.
Изучая рентабельность капитала, необходимо отметить ее связь с рентабельностью продаж, ресурсоотдачи. Впервые эту связь выделили в фирме Дюпон: специалисты данной фирмы впервые свели вместе показатели рентабельности продаж и рентабельности активов и показали их связь в виде треугольной схемы. Схема этой модели выглядит следующим образом:
Пути повышения рентабельности
Рентабельность - это сложная категория. Она показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, и, следовательно, чем выше показатели рентабельности, тем эффективнее деятельность. Поэтому предприятию необходимо находить новые пути повышения рентабельности с целью обеспечения более высоких показателей.
Альтернативность поиска путей повышения рентабельности определяется многообразием ее показателей. Следует учесть также, что при анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. К внешнему фактору относится расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Внутренние факторы являются более важными, чем внешние. К ним относятся: увеличение объемов производства, снижение себестоимости продукции, повышение отдачи основных средств и т.д.
Не менее важным фактором, влияющим на рентабельность, является наличие у предприятия долгов и задолженностей. Наиболее оптимальной является ситуация, когда предприятие прибегает к помощи дополнительных займов с целью обновления оборудования или ассортимента.
Источником роста показателя рентабельности может являться внедрение инноваций, позволяющих производить новый вид товаров с лучшим качеством, осваивать новые рынки сбыта продукции, вводить организационно-управленческие новшества и т.д.
Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность:
1)ускорением
2)уменьшением массы издержек;
3)увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.
Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность:
1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями;
2) освоение нового рынка;
3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров;
4) организационно-управленческие новшества.
Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий:
1) снижение цены при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж, которое увеличит массу рентабельности;
2) не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода.
В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.
Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка.
На протяжении всей истории человечества земля играла, играет и будет играть ни с чем не сравнимую роль в развитии производства. Земля является непременным условием существования человеческого общества. Рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение в экономике сельского хозяйства и страны в целом. В сельском хозяйстве получение продукции связано именно с качественным состоянием земли, с характером и условиями ее использования. Она является важной производительной силой, без которой немыслим процесс сельскохозяйственного производства.
Земля в сельском хозяйстве функционирует в качестве предмета труда, когда человек воздействует на ее верхний горизонт - почву и создаёт необходимые условия для роста и развития сельскохозяйственных культур. В то же время земля является и орудием труда при возделывании растений используются механические, физические и биологические свойства почвы для получения сельскохозяйственной продукции. Следовательно, земля становится активным средством производства в сельском хозяйстве. Она выступает как необходимая материальная предпосылка процесса труда, одним из важных вещественных факторов производства. Земля относится к невоспроизводимым средствам производства в сельском хозяйстве. Она является особым, единственным, оригинальным и незаменимым средством производства.
Земельные ресурсы в сельском хозяйстве обладают рядом специфических особенностей, которые существенно отличают их от других средств производства и оказывают большое влияние на экономику сельскохозяйственного производства.
Первая особенность заключается в том, что земля является продуктом природы, тогда как другие средства - результат труда человека. Она возникла намного раньше самого человека и не может быть продуктом его труда. Лишь плодородие верхнего слоя земли (почвы) зависит от результатов труда. Другими словами, земля искусственно не воспроизводима.
Вторая особенность земли - ее территориальная ограниченность. В экономическом смысле это означает не столько ограниченность поверхности суши, сколько недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, благоприятных для сельскохозяйственного производства. В качестве условий, территориально ограничивающих хозяйственную деятельность человека, выступают также естественные препятствия для обработки почвы.
Третья особенность заключается в том, что земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.
Четвертая особенность - то, что земля неоднородна по качеству; при равных вложениях на единицу площади получают неодинаковое количество продукции и доходов.
Пятая особенность - зависимость результатов сельскохозяйственного производства от местоположения, размеров и рельефа участков.
Шестая особенность состоит в том, что земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что вызывает широкое применение в сельском хозяйстве мобильных машин.
Седьмая особенность - многоплановый характер использования земли в сельскохозяйственном производстве. На ней возделывается большое количество различных видов сельскохозяйственных культур: зерновых, технических, кормовых, плодовых.
Восьмая особенность заключается в том, что земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства физически изнашиваются, устаревают морально и постепенно заменяются новыми. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством - плодородием почвы.
Все отмеченные особенности земли как средства производства лежат в основе теории и практики рационального земледелия. Человек может активно воздействовать на плодородие почвы. Уровень этого воздействия определяется состоянием развития производительных сил, степенью их технологического применения в сельском хозяйстве (использование достижений науки и техники, прогрессивных технологий производства, передовой практики).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся:
а) сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги);
б) несельскохозяйственные угодья (хозяйственные дороги и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме тех, которые отнесены к землям лесного фонда, земли под хозяйственными постройками и дворами, земли временного консервирования и т. п.).
Сельскохозяйственные угодья систематически используются для получения сельскохозяйственной продукции; они включают пашню, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.
Информация о работе Контрольная работа по «Экономика сельского хозяйства»