Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:56, контрольная работа
1.Предмет и метод экономической теории.
Предмет экономической теории — это воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических явлений и процессов, а именно:
1) исследование различных видов деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2)изучение хозяйственной деятельности общества, способов извлечения людьми необходимых для жизнедеятельности средств и последующего их использования;
Введение в экономику
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономическая система
3. Становление и сущность товарного производства
4. Рыночная система
Микроэкономика
1.Формы предпринимательской деятельности
2.Спрос и предложение в рыночной системе
3.Выбор потребителя
4.Выбор производителя
5.Издержки производства и прибыли
6.Предпринимательство в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
7.Рынок труда
8.Рынок капитала и земли
Макроэкономика
1.Национальная экономика (результаты и их измерения)
2.Экономический рост
3.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение
4.Макроэкономическая нестабильность
5.Инфляция
6.Государственное регулирование экономики
7.Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет.
8.Кредитно-денежная политика государства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Калужский филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ : «Экономика»
ВАРИАНТ №
КАЛУГА
2008
Содержание
Введение в экономику
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономическая система
3. Становление и сущность товарного производства
4. Рыночная система
Микроэкономика
1.Формы предпринимательской деятельности
2.Спрос и предложение в рыночной системе
3.Выбор потребителя
4.Выбор производителя
5.Издержки производства и прибыли
6.Предпринимательство в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
7.Рынок труда
8.Рынок капитала и земли
Макроэкономика
1.Национальная экономика (результаты и их измерения)
2.Экономический рост
3.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение
4.Макроэкономическая нестабильность
5.Инфляция
6.Государственное регулирование экономики
7.Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет.
8.Кредитно-денежная политика государства
Введение в экономику
1.Предмет и метод экономической теории.
Предмет экономической теории — это воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических явлений и процессов, а именно:
1) исследование различных видов деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2)изучение хозяйственной
3) выявление закономерностей в поведении отдельных индивидуумов и социальных групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ;
4) исследование путей достижения обществом поставленных целей, связанных с потреблением, а, следовательно, и производством благ;
5) изучение природы богатства;
6) выявление общих законов,
определяющих развитие
7) исследование истоков
8) глубокое и всестороннее
Экономическая теория как наука использует следующие методы: исторический метод, логический метод, метод сравнительного анализа, метод графических изображений.
Исторический метод - это способ научного познания, предполагающий исследование экономических явлений и процессов в присущей им последовательности исторического развития,
Логический метод - это способ научного познания предполагающей всестороннее и углубленное исследование причинно-следственных связей, сложившихся между изучаемыми явлениями.
Метод сравнительного анализа - это способ научного познания, предполагающий сопоставление исследуемых явлений с явлениями, изученными ранее, с целью выявления общих или различных черт между ними.
Метод графических изображений - это способ научного познания, предполагающий построение графиков, т.е. масштабных изображений критериев и показателей исследуемых явлений с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур.
2.Экономическая система.
Экономическая система — это совокупность различных элементов и хозяйственных процессов, характерных для данной экономики.
Экономическая система включает следующие обязательные элементы:
1) типы и формы собственности;
2) принципы распределения и
3) механизм ценообразования.
Экономическая система может быть централизованной, рыночной.
Централизованная
Характерными чертами
1) государственная собственность на средства производства;
2) государственное планирование всей экономики;
3) административные методы
4) отсутствие стимулов к
Преимущества централизованной экономической системы – это устойчивость экономики, отсутствие экономических кризисов, отсутствие проблем трудоустройства, отсутствие неравенства в обществе, гарантированность минимума жизнеобеспечения, уверенность в будущем.
Главными недостатками централизованного хозяйства является:
1) неэффективность экономики;
2) преобладание предложения над спросом;
3) дефицит товаров;
4) отсутствие мотивации к повышению производительности труда;
5) низкий уровень жизни
3.Становление и сущность товарного производства.
Товарное производство – это организация общественного хозяйства, при которой продукты производятся отдельными производителями, при этом каждый специализируется на выработке одного какого-либо продукта. Поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа товаров на рынке.
Главный
принцип организации товарного
производства – сопоставление
каждым производителем затрат
и результатов собственной
Отличительными чертами товарного производства являются:
-обособленность производителей (наличие частной собственности на средства производства и результат труда);
-специализация производителей на выпуск определенного вида продукта (наличие развитого общественного разделения труда и закрепление за определенными группами производителей права на создание конкретных благ).
Характерные черты товарного производства:
-производство для удовлетворения потребностей членов общества;
-продукт труда выступает в роли одной из форм товара;
-высокий уровень специализации и развития разделения труда;
-использование новейших средств производства;
-возможность производить наиболее качественную продукцию.
4.Рыночная система.
Рыночная экономическая
Характерными особенностями рыночной экономической системы являются:
1) частная собственность на средства производства;
2) свобода предпринимательства;
3) свобода выбора экономических контрагентов;
4) прямая мотивация участников экономических процессов;
5) саморегулирование экономики рыночными факторами;
6) ограничение вмешательства государства в экономику.
Преимуществами рыночной экономической системы являются:
1) высокий уровень мотивации предприимчивости и эффективности хозяйствования;
2) самоликвидация
3) господство спроса над
Главные недостатки рыночного типа хозяйствования:
1) высокая зависимость явлений и процессов всех отраслей от общерыночной конъюнктуры;
2) ярко выраженное социально-
3) преобладание личных интересов над интересами природы и общества.
Микроэкономика.
1.Формы предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность – деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей подлежащих последующей реализации потребителям.
Юридическим лицом называют предприятие, учреждение, организацию или любую иную структуру, имеющую свое имущество, отдельное от имущества других юридических лиц, право приобретения, использования и распоряжения собственностью от своего имени, право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, самостоятельную имущественную ответственность, свои счета в банках, самостоятельный баланс, печати со своим названием, свой товарный знак.
Индивидуальное предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда.
Семейное предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе.
Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы.
Коллективное предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации.
Совместное предприятие - предприятие, основанное на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей совместного предприятия могут быть юридические лица и граждане других государств.
В соответствии с объемами хозяйственного
оборота предприятия и
в промышленности и строительстве - с численностью работников до 200 лиц;
в иных отраслях производственной сферы - до 50 лиц;
в науке и научном обслуживании - до 100 лиц;
в отраслях непроизводственной сферы - до 25 лиц;
в розничной торговле - до 15 лиц.
Хозяйственными обществами, признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на основании договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
К хозяйственным обществам
акционерные общества;
общества с ограниченной ответственностью;
общества с дополнительной ответственностью;
полные общества;
коммандитные общества.
Акционерным обществом (АО) называется общество, уставный фонд которого поделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое отвечает по своим обязательствам только имуществом общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух видов: открытое (акции которого могут распространяться методом открытой подписки и купли-продажи на биржах) и закрытое (акции которого распределяются между учредителями и не могут распространяться путем подписки, покупаться и продаваться на бирже).
Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется общество, уставный фонд которого поделен на части, размер которых определяется учредительными документами. Участники общества несут ответственность в пределах их вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью называется общество, уставный фонд которого (аналогично обществу с ограниченной ответственностью) поделен на части, размер которых определен учредительными документами. Однако участники такого общества отвечают по его долгам не только своим взносом в уставный фонд, а (в случае необходимости) и принадлежащим им имуществом (в равном для всех участников кратном размере к взносу каждого участника).
Полным обществом называется такое
общество, все участники которого
занимаются общей предпринимательской
деятельностью и несут
Коммандитным обществом называется общество, включающее как участников, отвечающих по обязательствам общества всем своим имуществом, так и участников, ответственность которых ограничивается вкладом в имуществе общества (вкладчиков). Если в коммандитном обществе участвуют двое или больше участников с полной ответственностью, они несут солидарную ответственность по долгам общества.
2. Спрос и предложение в
Спрос - одна из важнейших категорий рыночной экономики, выражающая платежеспособную потребность в благах (товарах, услугах), представленных на рынке, т.е. количество товаров и услуг, которые потребители согласны купить по определенным ценам в определенный период времени. На рынке действует закон спроса - чем выше цена, тем меньшее количество благ согласны приобрести потребители, и наоборот. Помимо цены, спрос зависит от так называемых неценовых потребительских вкусов или предпочтений, числа покупателей на рынке, денежных доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий относительно будущих цен и доходов. Для социально-экономических прогнозов поведения покупателей важное значение имеет эластичность спроса на тот или иной товар, выражающая степень изменения количества покупаемого товара при изменении его цены - степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Различают спрос индивидуальный, рыночный на отдельные блага, а также спрос совокупный как агрегированный спрос в рамках страны в целом. Объем и структура спроса зависят от совокупности экономических, социально-политических, демографических, культурно-исторических, природно-климатических факторов.
Важным элементом рыночного механизма является предложение – это количество произведенных и доставленных на рынок товаров и услуг для их реализации, по данным ценам и в данное время. Предложение характеризует рынок со стороны продавцов. На рынок свои продукты поставляют многие производители, каждый из них создает разное количество товаров и в разных условиях, а значит с неодинаковыми затратами, издержками. Но все они стремятся полнее реализовать свой экономический интерес; продать товар подороже, чтобы получить больше дохода. Естественно, что как только цены на данные товары начинают расти, производители стараются больше их выбросить на рынок. Устанавливается определенная зависимость между ценой и количеством предлагаемых для продажи товаров.