Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:56, контрольная работа
1.Предмет и метод экономической теории.
Предмет экономической теории — это воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических явлений и процессов, а именно:
1) исследование различных видов деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2)изучение хозяйственной деятельности общества, способов извлечения людьми необходимых для жизнедеятельности средств и последующего их использования;
Введение в экономику
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономическая система
3. Становление и сущность товарного производства
4. Рыночная система
Микроэкономика
1.Формы предпринимательской деятельности
2.Спрос и предложение в рыночной системе
3.Выбор потребителя
4.Выбор производителя
5.Издержки производства и прибыли
6.Предпринимательство в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
7.Рынок труда
8.Рынок капитала и земли
Макроэкономика
1.Национальная экономика (результаты и их измерения)
2.Экономический рост
3.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение
4.Макроэкономическая нестабильность
5.Инфляция
6.Государственное регулирование экономики
7.Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет.
8.Кредитно-денежная политика государства
Капитал как запас — это накопленные блага производственного предназначения на обусловленный период времени.
Инвестиции представляют собой поток, благодаря которому совершается увеличение имеющегося запаса капитальных благ (производственного оборудования, станков, машин и т.п.) за определенный период времени. Инвестиции на рынке факторов производства являются капиталовложениями, которые приумножают запас физического капитала.
При рассмотрении рынка капитала необходимо различать капитал и услуги капитала.
Капитал представлен как запас, а его услуги — как поток.
Важно различать цену капитальных благ (цену станков, машин, зданий и т.п.) и цену услуг капитала (денежных единиц за количество машино-часов), называемую арендной платой.
На рынке капитальных благ покупаются и продаются производственные фонды; на рынке услуг капитала эти фонды могут быть сданы в аренду за определенную плату. Для покупки и продажи, капитальных благ субъектам требуются денежные средства — рынок заемных средств.
Виды капитала.
1. Основной капитал представляет собой часть капитальных средств, участвующую в производстве в течение многих циклов. Этот капитал представлен зданиями, машинами, сооружениями, т.е. капитальными благами долговременного пользования, которые утрачивают свою ценность по мере износа в нескольких производственных циклах.
2. Оборотный капитал участвует и полностью расходуется в течение одного производственного цикла и представлен сырьем, материалами, запасами готовой продукции и т.п.
3. Денежный капитал — денежные средства, с помощью которых приобретается физический капитал.
Спрос на капитал или капитальные товары следует из склонности инвестировать, т.е. прирастить капитал. Инвестиционный проект будет предпринят, если предельные издержки по его осуществлению не превысят предельного дохода от полученного в результате продукта.
Макроэкономика
1.Национальная экономика (результаты и их измерения)
Под национальной экономикой принято
считать народное хозяйство страны.
Это совокупность всех отраслей и регионов,
соединенных в единый организм многосторонними
экономическими связями. В национальной
экономике в неразрывном комплексе выступают
производство, распределение, обмен и
потребление материальных благ, услуг
и духовных ценностей. Она есть продукт
исторического развития данного общества,
и имеет свое лицо: частное, смешанное,
государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный
организм характеризуется следующими
признаками:
1. Общее экономическое пространство с
единым законодательством, единой денежной
единицей, общей кредитно-денежной и финансовой
системой.
2. Наличие тесных экономических связей
между хозяйственными субъектами с общим
воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим
экономическим центром, который выполняет
регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект,
будь то хозяйство, фирма, регион или государство,
включаясь в экономическое пространство,
преследует свой интерес. Согласование
же интересов направляется объективными
экономическими законами: каждый индивид,
имея свой собственный интерес, одновременно
способствует достижению наибольшего
блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности,
эффективности, справедливости через
обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема
производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего
баланса.
Названные цели достигаются через применение
определенных инструментов макроэкономического
регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование государственным
бюджетом через налоговую систему и расходы
государства);
- денежно-кредитная политика (контроль
за денежным предложением через ставку
процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до
декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая
политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования
национальной экономики являются приращение
национального богатства, объемов прибыльных
и нужных обществу товаров и услуг, наиболее
эффективное использование ограниченных
людских и материальных ресурсов.
2. Экономический рост
Экономический рост - объемная, количественная сторона развития экономической системы, характеризующаяся расширением ее масштабов. Не единственная, но наиболее распространенная мера экономического роста - темпы изменения ВНП (или ВВП) в расчете на душу населения (с учетом изменения цен). На протяжении истории человечества темпы экономического роста отдельных стран и в целом мирового хозяйства варьировались в широких пределах, возрастая или снижаясь в зависимости от социально-экономического устройства, международных отношений стран (война или мир), темпов научно-технического прогресса, демографических процессов и других обстоятельств. Экономический рост в современных условиях—это такой рост, при котором долгосрочные темпы роста производства устойчиво превышают темпы роста населения, тогда как на протяжении многих столетий темпы роста производства примерно совпадали с темпами роста населения, при стабильно низких среднедушевых доходах. Однако у каждого общественного устройства (феодализм, капитализм и т.д.) есть свой предел экономического роста. В частности, достижение экономикой бывшего СССР уровня, предельного для социалистического роста, привело к длительному застою, а затем, на переломе 1980-90-х гг. - к крушению социальной системы. На долговременные поступательные тенденции экономического роста в условиях рыночной экономики неизбежно накладываются колебания, в т.ч. разного рода экономические циклы, образующие последовательность подъемов и спадов производства.
Выделяют несколько типов экономического роста: устойчивый, длительный рост; нулевой рост; равновесный сбалансированный рост. В условиях экономического роста требуется выделение части обществ, ресурсов в ущерб потреблению. Темпы экономического роста определяются при прочих равных условиях объемом накопления и экономической эффективностью их инвестирования в производство. Качество экономического роста, в конечном счете, определяется ценой, которую общество вынуждено платить за этот рост. Теория экономического роста - экономико-математическая дисциплина, в центре которой исследование макроэкономических моделей, характеризующих основные взаимосвязи общих показателей развития народного хозяйства, таких как национальный доход, конечный продукт, норма накопления, объем капиталовложений и др.
3.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение
Макроэкономическое равновесие — состояние экономической системы, характеризуемое наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов. Равновесие спроса и предложения, производства и потребления, доходов и расходов.
Это равновесие может быть неустойчивым, кратковременным и устойчивым, длительным.
Общее макроэкономическое равновесие означает, что в национальной экономике достигнуты сбалансированность и пропорциональность экономических процессов — производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Различаются идеальное и реальное равновесие.
Идеальное равновесие наблюдается в экономическом поведении индивидов при совершенном оптимальном осуществлении их интересов во всех структурных подразделениях, секторах, сферах народного хозяйства.
Достижение такого равновесия предполагает соблюдение условий воспроизводства, как:
1) все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;
2) все предприниматели должны найти на рынке факторы производства;
3) весь продукт прошлого года должен быть реализован.
Идеальное равновесие вытекает из предпосылок совершенной конкуренции и отсутствия побочных эффектов.
В реальной экономике происходят различные нарушения этих требований,
Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах влияния на рынок.
Макроэкономический анализ равновесия исполняется при помощи агрегирования, или создания совокупных показателей, называемых агрегатами.
Важнейшими агрегатами являются:
1) реальный объем национального производства, объединяющий равновесие количества товаров и услуг;
2) уровень цен (агрегатные цены) всей совокупности товаров и услуг.
4. Макроэкономическая нестабильность
Периодические отклонения от макроэкономического равновесия приводят к макроэкономической нестабильности, что свидетельствует о «болезнях» в системе рыночной экономики, основные из которых — цикличность, безработица и инфляция.
5. Инфляция
Инфляция - обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота, что сопровождается ростом цен на товары и падением реальной заработной платы. Кредитная инфляция - чрезмерное расширение кредита банками. Индуцированная инфляция - инфляция, обусловленная какими-либо экономическими факторами. Административная инфляция - инфляция, порождаемая административными (управляемыми) ценами. Социальная инфляция - рост цен под влиянием роста издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды и т.п. Термин инфляция часто употребляется, если речь идет о чрезмерном повышении цен. Государственная политика, направленная на урегулирование денежного обращения, сжатие массы денег, прекращение неумеренного роста цен называется антиинфляционной политикой, которая может предупреждать раскручивание маховика инфляция (упреждающая антиинфляционная политика) и проводиться на фоне уже прогрессирующей инфляционной ситуации. В этом случае осуществляется разновидность антиинфляционной политики - дефляционная политика.
Дефляция - изъятие из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции, сопровождаемое общим снижением уровня цен в стране.
Реализуется путем повышения учетных банковских ставок, увеличения налогов, расширенной продажи государственных ценных бумаг и с помощью других мер.
6.государственное
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.
Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например, в сфере экологии).
Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов.
7. Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет.
Современный мир - это мир всесторонних
и всемогущих товарно-денежных отношений.
Ими пронизана внутренняя жизнь
любого государства и его деятельность
на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных
уровнях, начиная с предприятия и кончая
национальной экономикой в целом, образуются
и используются фонды денежных средств.
При этом не имеет значение, в какой форме
выступают деньги: в виде наличных бумажных
знаков, то ли в форме кредитных карточек,
или на значащихся, на банковских счетах
сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования
фондов денежных ресурсов, участвующих
в обеспечении процесса воспроизводства
и составляет финансы общества. А совокупность
экономических отношений, возникающих
между государством, предприятиями и организациями,
отраслями, территориями и отдельными
гражданами в связи с движением денежных
фондов, образует финансовые отношения.
Они сложны, разнообразны и напоминают
кровеносную систему живого организма,
через которую осуществляется движение
товаров и услуг, своеобразный обмен веществ
между экономическими клеточками общественного
организма. На периферии этого организма
финансовые отношения прекращаются. Здесь
деньги уже выступают в своих естественных
функциях как средства обращения или платежа.
Но прежде чем дойти до этого конечного
звена, они формируются и обслуживают
всю совокупность хозяйственных связей
и экономических отношений.
Финансовая система включает три основных
звена: государственные финансы, финансы
населения и финансы предприятия. Из этих
трех звеньев главным являются финансы
предприятий, ибо первые два звена формируются
на их базе.
Государственные финансы состоят из двух
основных элементов: государственного
бюджета и внебюджетных фондов. Государственный
бюджет - это годовой план доходов и расходов
государства, это деньги, которые позволяют
государству выполнять экономические
и социальные функции (а в последнее время
и политические). Государственный бюджет
состоит из бюджета правительства и местных
бюджетов (области, города, района, поселкового
совета). Поэтому утверждение государственных
бюджетов на очередной год всегда носит
бурный характер. Правительства пытаются
ущемить права регионов, а последние стремятся
оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой
те денежные средства, которые аккумулируются
вне системы государственного бюджета
и имеют строго целевое назначение: пенсионный
фонд, фонд социального страхования и
др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной
и расходной. В странах с развитой рыночной
экономикой доходная часть бюджета на
80-90% формируется за счет налогов с предприятий
и населения.
Остальная часть поступает от использования
государственной собственности, внешнеэкономической
деятельности. Структура расходной части
бюджета включает в себя расходы на социально-культурные
нужды (здравоохранение, просвещение,
социальные пособия и др.), расходы на развитие
народного хозяйства, на оборону, государственное
управление.
В условиях социально-ориентированной
экономики налогообложение строится на
принципах обязательности уплаты, социальной
справедливости и связей с получением
блага.