Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:56, контрольная работа
1.Предмет и метод экономической теории.
Предмет экономической теории — это воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических явлений и процессов, а именно:
1) исследование различных видов деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
2)изучение хозяйственной деятельности общества, способов извлечения людьми необходимых для жизнедеятельности средств и последующего их использования;
Введение в экономику
1. Предмет и метод экономической теории
2. Экономическая система
3. Становление и сущность товарного производства
4. Рыночная система
Микроэкономика
1.Формы предпринимательской деятельности
2.Спрос и предложение в рыночной системе
3.Выбор потребителя
4.Выбор производителя
5.Издержки производства и прибыли
6.Предпринимательство в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
7.Рынок труда
8.Рынок капитала и земли
Макроэкономика
1.Национальная экономика (результаты и их измерения)
2.Экономический рост
3.Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и предложение
4.Макроэкономическая нестабильность
5.Инфляция
6.Государственное регулирование экономики
7.Финансы. Фискальная политика правительства. Государственный бюджет.
8.Кредитно-денежная политика государства
3.ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров.
Потребность - нужда в чём-либо,
чувство неудовлетворённости,
Потребность - ощущение нужды и связанное с ним стремление удовлетворить её.
Выделяют потребности первичные и вторичные.
первичные - потребность в питании и т.п.
вторичные - потребности в удовлетворении духовных запросов человека(кино, театр)
Потребности делятся на эластичные и неэластичные(жёсткие).
эластичные - потребности, от удовлетворения которых можно временно воздержаться или отменить
неэластичные - потребности, которые существуют постоянно, но быстро снимаются, если их удовлетворить
Первичные потребности являются жёсткими, а вторичные тяготеют к эластичным.
Потребности человека изменяются постоянно.
Между производством и потребностями существует тесная взаимосвязь. Потребности - исходный пункт производства, а производство влияет на изменение наших потребностей.
4.ВЫБОР ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены, определяется голосованием посредством денег покупателя. О спросе на товар "Н" свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар.
КАК ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага, определяется конкуренцией между товаропроизводителями. Чтобы "выжить" и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. Для этого надо постоянно находить более эффективные методы ведения хозяйства. Не последнее место в этом соперничестве занимает и качество производимой продукции или услуги. Как видим, в рыночном механизме выгода личная оборачивается в выгоду для всего общества.
ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ — это проблема, решающая кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель, разрешается соотношением спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы. Производитель устанавливает свои цены на товары и услуги на основе издержек производства, а также перемещает свои капиталы из одних отраслей в другие в зависимости от получаемого дохода.
5.Издержки производства и прибыли
Издержки производства (ИП) — это то, во что обходится изготовление товара предприятию.
Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными. Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги).
ЯВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ - это издержки, которые
принимают форму прямых платежей поставщикам
факторов производства и промежуточных
изделий. Они выражаются в денежной форме.
В число таких издержек входят: - заработная
плата наемных рабочих; - выплаты поставщикам
ресурсов; - выплаты банкам; - оплата транспортных
услуг, энергии.
6.Предпринимательство в
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.
Признаки:
а) на рынке действует такое
б) экономические агенты принимают решения о покупке или продаже независимо друг от друга,
в) отсутствуют барьеры для входа и выхода из отрасли (абсолютная мобильность ресурсов, свобода выбора),
г) полная информация о состоянии рынка, о ценах, о количестве и о спросе (т.е. отсутствует неопределенность),
д) продукт однороден. На рынке отсутствуют рекламы и торговые марки.
е) каждая из фирм использует сходные технологии (нет технологического преимущества).
Преимущества: рынок совершенной конкуренции обеспечивает 2-й социальный эффект:
1) спрос абсолютно эластичен, следовательно, покупатель – король рынка,
2) состояние, когда при
3) когда богатство растет у всех, но не за счет одних членов общества, а за счет и других.
В условиях нормальной
Недостатки:
1) учитывает лишь те издержки, которые окупаются,
2) не предусматривает производств
3) не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП,
4) способствует унификации и стандартизации продукции.
Несовершенная конкуренция – такое состояние экономической системы, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Несовершенная конкуренция бывает:
а) олигополия,
б) чистая монополия,
в) монополистическая конкуренция.
В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.
монополия, для которой характерны:
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
Отсутствие близких продуктов-
Диктуемая цена (чистая монополия
диктует цены или осуществляет значительный
контроль над ценой); вступление в
отрасль конкурентов
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
7.Рынок труда.
Рынок труда — механизм взаимодействия покупателей и продавцов, совокупность отношений спроса и предложения, где в качестве объекта купли-продажи выступают трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы — доля населения, которое по возрастному признаку и по состоянию здоровья участвует или может участвовать в деятельности региона или отрасли.
В состав трудовых ресурсов:
1) экономически активное
2) экономически неактивное
Экономически активное население включает занятых и безработных.
Занятые — лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в анализируемом периоде выполняли работу:
1) по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего дня;
2) без оплаты труда на семейном предприятии;
3) лица различного возраста, которые временно отсутствовали на работе по причине болезни или травмы, ухода за больными и близкими либо были в ежегодном оплачиваемом отпуске, в учебном отпуске, на выходных и т. д. Безработные — лица от 16 лет и старше, которые на протяжении анализируемого периода:
1) не имели работы;
2) занимались поисками работы и были готовы приступить к работе в любое время.
Экономически неактивное население — это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста;
1) учащиеся и студенты дневной формы обучения, и курсанты, посещающие дневные учебные заведения;
2) лица, получающие пенсии по
старости и по льготным
3) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за малолетними детьми;
4) отчаявшиеся найти работу;
5) другие лица, у которых отсутствует необходимость работы, независимо от источников их доходов.
Так, труд является одним из факторов производства, он имеет определенную цену. Ценой труда является заработная плата.
Заработная плата — это выплаты работнику за его труд, затраченный на изготовление продукции, выполнение работ, а также оказание услуг.
Различают следующие виды заработной платы:
1) номинальная заработная плата — сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд;
2) реальная заработная плата — количество общественных благ, которые может приобрести работник за полученную сумму денег;
3) основная заработная плата — оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;
4) дополнительная заработная плата — выплаты за непроработанное время, предусмотренные законодательством.
8.Рынок капитала и земли.
Рынок земли.
Землевладение — признание права данного физического (или юридического) лица на какой-либо участок земли на исторически определившихся основаниях. Это право собственности на землю. Землевладение осуществляют собственники земли.
Землепользование — пользование землей в определенном законом порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником.
Землевладелец может экономически реализовать свою собственность, продав участок земли и выручив его продажную цену. С другой стороны, ведение хозяйства на земле может давать регулярный доход. Можно сдавать землю в аренду и получать регулярный доход в виде ренты.
Обладание землей сопряжено с известными выгодами и затратами, соизмерение которых и обусловит целесообразность сохранения собственности или ее продажи. Владея землей, собственник не применяет другие вероятные вариации приобретения прибыли. Предельный доход землевладения связан с получаемой рентой, а предельные (вмененные) издержки — с рыночной ставкой ссудного процента. Сопоставление этих величин дает представление о продажной цене участка земли.
Цена земли — капитализированная земельная рента, показывающая, какую сумму денег необходимо положить в банк, чтобы при действующей рыночной ставке процента получать доход, равный данной земельной ренте.
Величина земельной ренты
Особенность рынка земли заключается в том, что в масштабах национальной экономики предложение земли и природных ресурсов совершенно неэластично, потому что объем ресурсов в данной стране в данный период времени есть величина фиксированная. В долгосрочном периоде количество земли и других природных ресурсов возможно поменяется. Для краткосрочного периода принято считать предложение земли в рамках национальной экономики неэластичным. Спрос на землю представляет собой долю земли, которую арендаторы намерены взять в аренду при всевозможных уровнях платы за нее.
Дифференциальная рента — доход, полученный в результате употребления ресурсов с неэластичным предложением и более высокой производительностью в условиях разграничения этих ресурсов. В рыночной экономике земля покупается и продается как капитальный актив. Если земельный участок анализировать как капитальное благо, дающее поток доходов, то становится понятно, что цена земли зависит от двух величин:
1) размеров земельной ренты, которую можно получать, став собственником данного участка;
2) ставки ссудного процента.
Рынок капитала
В широком смысле капитал — это все, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг. В узком смысле — это вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства.
Под капиталом на рынке факторов производства понимают физический капитал, или производственные фонды (капитальные блага): жилые здания; производственные сооружения, машины, оборудование, инфраструктура; товарно-материальные запасы.
Все перечисленные блага приносят поток доходов в различных формах: в виде арендной платы, выплат процентов по депозитам, дивидендов по ценным бумагам, земельной ренты и т.д. При изучении рынка капитала важно провести различие между категориями запаса и потока.