Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки.

Файлы: 1 файл

экзамен П и П.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

1. Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

   Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

   Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

   В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

   Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

   Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

   Эффективность. Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость. Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность. Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

   Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

   В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы, предельные лимиты и т.д. - это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

2.    Методы подразделяются:

   на прямые (или дирижистские);

    косвенные (или экономические).

    Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).

    Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

    Указанные методы взаимосвязаны.

3. Индикативное планирование является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднено.  

   Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

    В качестве индикаторов социально-экономического развития предполагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

    Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

   Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

17. Программно-целевой метод - это способ формирования системы плановых решений крупных народнохозяйственных проблем. Его сущность – в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства. Он предполагает разработку плановых документов с предварительной оценкой конечных общественных потребностей, исходя из народнохозяйственных целей при дальнейшем определении эффективных путей, средств и организационных мероприятий по их достижению и ресурсному обеспечению.

   Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы. Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что в них предусматриваются все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.

   Целевая  комплексная программа - документ, в котором отражаются цель  и комплекс производственных, научно-исследовательских, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народно-хозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

6. Социально-экономическое прогнозирование является одним из важнейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-экономических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

  Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики; вариантное пред¬видение предстоящего развития общественного воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управляющих решений.

   По масштабу прогнозирования выделяют:

- макроэкономические (народнохозяйственные), межрегиональные и межотраслевые прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.);

- прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального производства и непроизводственной сферы);

- региональные (национально-государственных и  административно-территориальных образований в составе Российской Федерации), первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и организаций), а также отдельных производств и продуктов.

   По времени упреждения прогнозы подразделяются:

- на оперативные  (период упреждения до одного месяца);

- краткосрочные  (период упреждения от одного  месяца до го-да);

- среднесрочные  (период упреждения от года  до 5 лет);

- долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет);

- дальнесрочные  (период упреждения свыше 20 лет).

   В зависимости от характера исследуемых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, при¬родных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития.         

 

7. Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности, целенаправленности.

   Принцип системности прогнозирования предполагает исследование количественных и качественных закономерностей в экономических системах, построение такой логической цепочки исследования, согласно которой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в нее подсистем.

   Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономических прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научного инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и зарубежного опыта формирования прогнозов.

   Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

   Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звеньев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных со¬отношениях.

   Принцип целенаправленности предопределяет активный характер прогнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к предвидению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

 

 

 

8. Основными функциями прогнозирования являются:

- научный анализ  экономических, социальных, научно-технических  процессов и тенденций;

- исследование  объективных связей социально-экономических  явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде;

- оценка объекта  прогнозирования;

- выявление  объективных альтернатив экономического  и социального развития;

- накопление  научного материала для обоснованного  выбора определенных решений.

 

9. Классификация методов прогнозирования осуществляется по трем основным признакам: 1) по степени формализации методов; 2) по общему принципу действия; 3) по способу получения прогнозной информации

   По степени формализации методы прогнозирования делятся на формализованные и интуитивные.

   Формализованные методы используются в том случае, когда информация об объекте прогнозирования носит в основном количественный характер, а влияние различных факторов можно описать с помощью математических формул.

   Интуитивные методы применяются тогда, когда информация количественного характера об объекте прогнозирования отсутствует или носит в основном качественный характер и влияние факторов невозможно описать математически.

  В свою очередь эти две группы можно разделить по общему принципу деятельности и способу получения прогнозной информации. Формализованные методы подразделяются на методы экстраполяции и методы моделирования.

   К методам экстраполяции относятся метод скользящей средней, метод экспоненциального сглаживания, метод наименьших квадратов, а к методам моделирования – методы информационного моделирования (патентный и публикационный), статистического моделирования, логического моделирования (прогнозной аналогии, «дерево целей»).

   Интуитивные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Причем индивидуальные экспертные оценки основаны на обобщении мнений отдельных экспертов, выраженных независимо друг от друга. К ним относятся: метод интервью, метод анкетного опроса, аналитический метод, метод написания сценария. Коллективные экспертные оценки базируются на получении объединенной оценки от всей группы специалистов-экспертов, выработанной при непосредственном контакте. К таким методам относятся метод Дельфи, метод «мозговой атаки», метод экспертных комиссий.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"