Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Анализируя государственное устройство Российской Федерации, прежде всего следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство как средство прогрессивного развития страны, осуществления эффективного управления государством. При всей важности национального вопроса он все больше выступает как форма демократизации управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.

Содержание работы

Подобрать и дать анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.........................................................................................................................3
Привести примеры и дать анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешне-политической линии РФ. .........................................................................................9
Список литературы.................................................................................................19

Файлы: 1 файл

Юлия-Ахматова.doc

— 3.25 Мб (Скачать файл)

Титульник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Подобрать и дать анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.........................................................................................................................3
  2. Привести примеры и дать анализ текстов договоров России со странами СНГ и вновь образованными государствами с целью определения внешне-политической линии РФ. .........................................................................................9
  3. Список литературы.................................................................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 1 Подобрать и дать анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социально-экономического и политического курса с государственными традициями России.

Анализируя  государственное устройство Российской Федерации, прежде всего следует  иметь в виду, что российское государство  и российское общество, утверждая  федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство как средство прогрессивного развития страны, осуществления эффективного управления государством. При всей важности национального вопроса он все больше выступает как форма демократизации управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.

В условиях, в  которых пребывала система власти в России в конце XX века, России нужна  была не политика совершенствования  власти, а ее модернизация. «Сегодня мы прежде всего ставим задачу наведения порядка в органах власти, — говорил в своем первом Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве Президента Российской Федерации В.В. Путин (2000 г.). — Но это — не конечная цель, а лишь первый этап государственной модернизации»1

    В  качестве промежуточного итога  этой политики Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал в своем Послании Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г., что период «расползания» государственности позади, дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем Послании, остановлена. 2

    Образованные  в соответствии с Указом Президента  Российской Федерации от 13 мая  2000 г. №849 «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации  в федеральном округе» 3федеральные округа стали продолжением давно наметившейся линии развития нашей страны. В ее основе — борьба двух тенденций, обе из которых имеют свои исторические корни, свои предпосылки в экономическом и этническом облике регионов: тенденции федерализма и тенденции унитаризма. Рассмотрим карту административно - территориального деления РФ

Рис 1. Административно  – территориальное деление РФ

Любые изменения  во внутригосударственной организации  управления территориями обладают значительной социально-политической и правовой инерцией: принятые в одну историческую эпоху, они продолжают свое действие и сохраняют свой административный потенциал длительное историческое время.

    Несовпадение  регионального деления России  с административно-территориальным  объективно и в условиях не реформированного государственного устройства страны заключает в себе одну из особенностей современной Российской государственности.

    Встраивание  в структуру административно-территориального  деления Российской Федерации  крупных территориальных политических  и экономических регионов — федеральных округов— характеризуется помимо политических, экономических целым рядом конституционно-правовых аспектов. Речь идет о вертикальном структурировании государственного управления, в котором округа выступают в качестве государственно-правовых регионов Российской Федерации.

Рис 2. Карта  регионов

    Федеральные  округа, не являясь элементами  конституционно закрепленного административно-территориального  деления страны, стали тем не  менее новой значимой реалией  государственного управления, в рамках которой решаются — в настоящее время прежде всего через механизмы президентской власти — стратегические задачи развития страны.

        Нарезка федеральных округов  производилась без учета экономического  районирования страны и экономического потенциала регионов. Это  потребовало уточнения количества и состава федеральных округов. Поэтому, при условии развития округов как центров управления территориальным социально-экономическим развитием, долгосрочной задачей является изменение принципов их образования и организации, в частности проведение иной нарезки округов, с учетом экономического потенциала территорий. Это позволило привести систему федеральных округов в соответствие с объективными критериями экономического, социального зонирования территории страны, особенностями организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуры. В долгосрочном плане реформа, связанная с созданием и развитием системы округов, может рассматриваться и как первый шаг в проведении административно-территориальной реформы.

 

Рис 3 Экономическое районирование  РФ

    Нельзя  не признать существования «правового  вакуума» регулирования их деятельности. Для изменения сложившегося положения  дел требуется уточнение посредством  внесения поправок в действующую Конституцию Российской Федерации. Укрупнение регионов — это сложная политическая и еще более трудная правовая проблема. Требуется юридическая база для изменения количества субъектов Российской Федерации. Она может быть создана только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Между тем в современных условиях правовых предпосылок для подобных новаций нет.

    Сегодня  федеральные округа рассматриваются  как важнейшая составляющая организационной  деятельности государства в системе  управления федеративными отношениями. Дискутируется вопрос о том, каковы перспективы развития округов в системе управления федеративными отношениями и их влияние на трансформацию российского федерализма. Сторонники одной точки зрения, ссылаясь на тенденции регионализации, развертывающейся в мировом масштабе и уже заявившей о себе— нередко в хаотичной форме — в Российской Федерации, предложили рассматривать федеральные округа в качестве прообраза перспективного реформирования административно-территориального деления страны. При этом отмечалось, что данный подход позволяет фиксировать главное — возможности преодоления асимметрии, существенного выравнивания этнополитического пространства страны и оптимизации этноконфессионального фактора.

    В  связи с необходимостью законодательного закрепления и формирования правовых основ региональной управленческой стратегии необходимо принять ряд законов, которые станут фундаментом реформы государственного устройства и регионального управления:

  • об общих основах государственной стратегии регионального развития и регионального управления,
  • о региональной политике субъектов Российской Федерации,
  • о социально-экономическом районировании Российской Федерации, об административно-территориальном устройстве Российской Федерации.

    Понимание несовершенства территориальной организации страны, потребность в реформировании территориального деления Российской Федерации были осознаны уже в середине XX века. Однако до настоящего времени все размышления по развитию государственного устройства России носили неофициальный характер. Органы государственной власти, признавая всю сложность подобного реформирования, не приступали к нему. Так, после 1957 года в Российской Федерации не было изменений в административно-территориальном устройстве на региональном (областном) уровне, не образовано и не ликвидировано ни одной области, края и республики, не считая преобразования в 1992 году четырех автономных областей (Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесия, Хакасия) в республики, выделения Ингушетии в самостоятельную республику из состава Чечено-Ингушской республики в 1991 году и выхода Чукотского автономного округа из Магаданской области

Анализируя  сложившуюся к началу ХХ1 ситуацию, С.Н. Бабурин отмечал, что нельзя быть абсолютно уверенным, что современная картография разделения России сохранится после истечения срока моратория. Срок моратория на изменение границ истек. В связи с чем приобретает особую актуальность проблема совершенствования государственного устройства страны, изменения границ между субъектами федерации (порядок государственно-территориального разграничения) и разрешение территориальных противоречий.

    Конституция  Российской Федерации не исключает  возможности укрупнения субъектов  федерации, однако принципы и  процедура данного процесса не  детализированы. В то же время модификация территориальной организации Российской Федерации без изменения (пока еще) самой Конституции необходима прежде всего для того, чтобы восстановить управляемость на всей территории страны.

    Укрупнение  регионов — это сложная политическая и еще более трудная правовая проблема. Решение этой проблемы ученые и политики видят в следующем:

    а)  «губернизация» или «республиканизация»  субъектов Российской Федерации,  то есть преобразование субъектов  Российской Федерации в однотипные губернии, республики или земли;

    б)  сокращение количества субъектов  до 8–10;

    в)  экономическое районирование как  основа территориального устройства  России;

    г)  административно-территориальная реформа  или изменение границ между  субъектами Российской Федерации, унаследованных от советского периода.

Рис 4. Укрупнение регионов

    Среди  наиболее часто обсуждаемых концепций  развития Российской Федерации  — идея губернизации и предложение  об укрупнении регионов. Если  концепция губернизации исходит из сохранения современной картографии России, но с  отказом от национально-территориального деления Российской Федерации, то концепция укрупнения регионов предусматривает и сокращение числа субъектов РФ в целях выравнивания их потенциалов, оптимальной организации экономического и политического пространства.

    Для  изменения количества субъектов  Российской Федерации требуется  солидная юридическая база, которая  может быть создана только  путем пересмотра Конституции  Российской Федерации. Все вышеперечисленные варианты фактически означают деэтнизацию государственности республик— субъектов Российской Федерации и могут быть реализованы только после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, что в свою очередь повлечет изменение структуры Российской Федерации и территорий ее субъектов.

    При  условии развития федеральных  округов как центров управления  территориальным социально-экономическим  развитием долгосрочной задачей  может стать изменение принципов  образования и организации округов.  По итогам нескольких лет работы полномочные представители должны представить Президенту РФ конкретные предложения по уточнению (оптимизации) количества и структуры федеральных округов. Оптимизация нарезки федеральных округов представляется неизбежной— для улучшения условий управляемости. Количество и состав округов должны учитывать как масштабы и характер субъектов Федерации, включаемых в состав округа, так и сложившееся экономическое зонирование страны, особенности организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуры. В основу сложившейся окружной структуры федерального управления целесообразно заложить систему экономического районирования страны с учетом возможностей ее дальнейшего совершенствования и критериев административной управляемости экономическими и политическими процессами.

Последствия всех рассмотренных мер будут иметь  преимущественно политический характер. В то время как укрупнение субъектов  Федерации содержит экономический  потенциал, способный позитивно  повлиять на социальное положение депрессивных регионов, население именно этих регионов получит наибольший выигрыш и при правильной разъяснительной работе может стать основной «группой поддержки».

    Конституционное  право Российской Федерации предусматривает  возможность изменения границ между субъектами в следующих случаях:

    1) уточнение  границ между субъектами;

    2) передача  территории или обмен территориями;

    3) объединение  существующих субъектов Российской  Федерации. Образование на территориях  двух или нескольких субъектов нового субъекта (слияние территорий двух или более субъектов Федерации и образование нового государственно-территориального образования с упразднением бывших государственно-территориальных образований);

    4) выход  субъекта из состава другого  субъекта (Чукотский автономный округ и Магаданская область);

    5) разделение  субъекта на два субъекта Российской  Федерации (Чечено-Ингушская Республика);

    6) выделение  из субъектов Российской Федерации  части их территории с образованием  нового субъекта;

    7) изменение статуса субъекта Российской Федерации (преобразование автономных областей в автономные республики).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"