Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Расширение производства и отдача от масштаба. Производственная функция и технический прогресс.
Сущность рыночной власти. Показатели доминирования фирмы. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Коэффициенты Бэйна, Лернера, Тобина.

Файлы: 1 файл

экономика-1.docx

— 181.57 Кб (Скачать файл)

Изложенная здесь точка  зрения на то, как изменения производственной функции отражают технический прогресс, получила широкое распространение  и развитие. На ее основе разработаны  показатели интенсивности технического прогресса; изменение наклона изоквант при их сдвиге позволяет классифицировать виды технического прогресса, различая трудосберегающее, капиталосберегающее, природосберегающее направления. Однако при этом возникает вопрос: почему определенная комбинация ресурсов "до прогресса" позволяла получить максимум 100 единиц продукта, а "после прогресса" та же самая комбинация тех же самых ресурсов позволяет получить, скажем, 120 единиц продукта? Если мы учли все используемые ресурсы и ничего не упустили, какая же сила породила дополнительные 20 единиц продукта?

На этот вопрос можно дать такой ответ: количество ресурсов осталось тем же самым, но изменилось их качество, так что "после прогресса" использованы не совсем те же самые ресурсы, которые  были "до". Однако такое объяснение плохо согласуется с теми допущениями  о производственной функции, которые  были введены в разделе 1: одно из них сводилось к тому, что каждый аргумент производственной функции  соответствует абсолютно однородному  ресурсу и что, следовательно, ресурс иного качества - это иной ресурс.

Здесь мы должны вернуться  к тому обстоятельству, которое вскользь было упомянуто в разделе 1: термином "производственная функция" обозначают функции по крайней мере двух разных типов. Один тип охватывает функции, которые были предметом обсуждения в двух первых разделах. Будем называть их теоретическими. Они являются удобным средством развития теории, но не годятся для расчетов: однородных ресурсов не просто много, практически невозможно даже составить их полный список. Например, некоторое изменение свойств какого-нибудь материала делает уже "этот" ресурс "иным".

К другому типу относятся  производственные функции, которые  можно условно назвать расчетными. Их можно реально построить по наблюдаемым данным и затем использовать для плановых, прогнозных и других расчетов. Каждый аргумент расчетной производственной функции соответствует не однородному, а агрегированному ресурсу. Степень, агрегирования может быть различной - и очень укрупненной ("труд", "капитал"), и более детальной ("основные рабочие", "специалисты", "здания", "станки" и т. д.) - в зависимости от целей расчета и его обеспеченности статистической информацией.

Заметим, что сказанное  относится не только к производственным функциям, но и к другим моделям, используемым в экономике: каждая из них может иметь различные  варианты, соответствующие различным  уровням абстракции. Теоретические (или, как их еще называют, концептуальные) модели обычно слишком громоздки для численной реализации и к тому же требуют практически недоступного объема числовых данных. Расчетные модели предполагают укрупненное описание явлений и небезупречны с точки зрения требований строгой теории.

Все, что говорилось выше о техническом прогрессе и  его представлении на языке производственных функций, относилось к функциям агрегированных факторов. Только в таких случаях  можно говорить об увеличении продуктивности фактора вследствие изменения его  качества.

В теоретической модели изменение  качества ресурса - это появление нового вида ресурса. Если исходная производственная функция имела своими аргументами объемы потребления ресурсов п видов, т. е. была функцией га переменных, то появление нового вида ресурса требует использования новой производственной функции, зависящей уже от n + 1 аргумента. Таким образом, для теоретической производственной функции технический прогресс означает увеличение размерности области определения. Исходная производственная функция F(х1, х2, ..., хn) не отражает новую ситуацию; новая производственная функция F*(х1, х2, ..., хn, хn+1) отражает исходную ситуацию, если положить хn+1 = 0. Связь между производственными функциями описывается равенством

F(х1, х2, ..., хn) = F*(х1, х2, ..., хn, 0).

 

Ситуация иллюстрируется рис. 18. Пусть в исходном состоянии фирма использовала только первый вид ресурса, и производственная функция имела вид F(х1); ее изокванты - отмеченные точки на оси х1. Технический прогресс привел к появлению второго ресурса. Теперь производственная функция имеет вид F*(х1, х2), а ее изокванты - кривые на плоскости х1 х2.

 
Рис. 18. Карты изоквант: на оси х1 (до появления второго ресурса) и на плоскости х1 х2 (после его появления)

Заметим, что такое представление  технического прогресса аналогично описанию короткого и длительного  периодов с помощью производственных функций. Новый вид ресурса при  этом аналогичен фактору, фиксированному в коротком периоде; единственная особенность  состоит в том, что он фиксирован на нулевом уровне (ср. рис. 18 с рис. 12). Поэтому поведение фирмы в условиях технического прогресса иногда называется поведением в сверхдлительном периоде.

Появление нового вида ресурса  само по себе еще не означает, что  фирма будет его использовать. Если его цена будет слишком высока (изокоста С1 на рис. 19), то задача выбора ресурсов будет иметь угловое решение (точка А1) и фирма откажется от использования нового вида ресурса. При снижении цены фирма начнет его применять наряду с традиционным видом (изокоста С2 и точка А2). Если традиционный вид может быть полностью замещен новым и цена на новый вид ресурса достаточно низка, то задача выбора будет иметь противоположное угловое решение (изокоста С3 и точка А3) - традиционный вид ресурса будет полностью вытеснен новым.

 

 
Рис. 19. Изменение выбора ресурсов при снижении цены нового ресурса: отказ от нового (А1), использование нового вместе с традиционным (А2) и вытеснение традиционного новым (А3).



 

16. Сущность рыночной  власти. Показатели доминирования  фирмы. Индекс Херфиндаля-Хиршмана. Коэффициенты Бэйна, Лернера, Тобина

Сущность рыночной власти

1.1 Показатели доминирования фирмы

Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке, проще говоря - это дань, которой они облагают других предпринимателей и население. Чтобы получить сверх прибыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении. [12.c.118]

Так, монополистические  объединения стремятся сосредоточить  у себя значительную часть всех товаров  отрасли. Это позволяет устанавливать  монопольно высокую цену, превышающую  общественно необходимые затраты  труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая  выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. В данном случае, монопольный доход  представляет собой разницу между  монопольно высокой ценой и стоимостью товара (или равновесной ценой). Естественно, что покупатели теряют часть своего нормального дохода в пользу монополий. Обогащение монополий за счет повышенных цен - одна из решающих причин инфляции.

Фирма-монополист стремится также быть единственным покупателем определенного продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь того, чтобы предложение товаров со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену, уровень которой не достигает общественно - необходимых затрат труда. В данном случае монопольный доход - это разница между стоимостью товара (или равновесной ценой) и монопольно низкой ценой. Он является вычетом из нормального дохода продавцов.

Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью  контролирует объем предложения  товара. Это позволяет ему устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной  власти в установлении цены будет  зависеть от наличия близких заменителей  товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число  продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. [4.c.46]

Фирма - монополист обычно имеет высокую прибыль  и это привлекает в отрасль  других производителей.

1.2 Барьеры входа в отрасль

Естественно, что  высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет  на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует  наличия условий, которые предотвращают  конкуренцию новых продавцов  с монополистом. Барьер для входа в отрасль (Barrier entry) - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными. [19.c.243]

Можно выделить несколько  основных типов барьеров для входа  в отрасль:

Исключительные права, полученные от государства. Иногда, правительство сознательно идет на то, чтобы предоставить отдельной фирме статус монополиста в данной отрасли или в определенном секторе национального рынка. Часто в качестве такого монополиста может выступать само государство.

Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etс исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.

Собственность на все предложение  производственного ресурса. Монополия также может поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного ресурса, необходимого для производства монополизированного товара.

Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. В частности и обладание технологией производства пива - это секрет. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монополизацией рынка, Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы на рынке было бы большее количество продавцов. Это может способствовать монополизации рынка, так как монополист имеет возможность устанавливать низкие цены, соответствующие его издержкам, что сделает недоступным данный рынок для потенциальных продавцов, так как они не смогут получать прибыль при данной цене. Так, если фирмы могут последовательно снижать средние издержки и при этом получать прибыль путем расширения производства, удовлетворяя долгосрочный рыночный спрос, то в итоге на рынке останется только одна фирма - монополист. При появлении доминирующей фирмы новые фирмы не могут войти на рынок, так как они изначально слишком малы, чтобы достичь таких средних издержек, которыми обладает фирма - монополист. Последняя может использовать контроль над ценой, чтобы устранять конкурентов со своих рынков сбыта. Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой - либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы такое же количество товара, называется естественной монополией (natural monopoly). Преимущества низких издержек производства естественной монополии показаны на графике. [6.c.79]

У естественной монополии LRAC снижается вдоль всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше LRAC. Естественная монополия может произвести количество Q1 c более низкими долгосрочными средними издержками, чем это могут сделать две меньшие фирмы, каждая из которых выпускает Q1/2. Q1=2Q1/2.

цена 

LRAC2

P1 =LRAC1

D

Q1/2 Q1 выпуск 

1.3 Оценка объемов рынка и  показатели монополизации фирмы

Источник рыночной власти фирмы, как правило, заключен в захвате ею существенной доли рынка.

Именно на рынке  взаимодействуют фирмы, параметры  рыночного равновесия и возможности  его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка  непросто.

Выявив емкость  рынка, необходимо определить фирмы, производящие и или реализующие товар на этом рынке. Исследование концентрации продавцов на рынке приведет к  качественным результатам в том  случае, если показатель специализации  и показатель охвата достаточно велики. Далее следует оценить положение  каждого участника рынка на предмет  его доминирования.

Согласно Методическим рекомендациям по определению доминирующего  положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке (утв. приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. №67) антимонопольные  органы признают (квалифицируют) положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 65%, как доминирующее, за исключением  тех случаев, когда хозяйствующий  субъект докажет, что несмотря на превышение этой величины его положение  на рынке не является доминирующим. (ГКАП России может установить иную предельную величину доли хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара для квалификации доминирующего положения).

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"