Контрольная работа по "Кооперациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы*(89). Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.

Содержание работы

1. Особенности функционирования потребительского снабженческого кооператива.______________________________________________________3
2. Восстановление многообразия форм кооперативной деятельности в СССР в конце 80-х годов XX века._________________________________________6
3. Особенности взаимоотношения государства и кооперации в XIX – начале XX века._________________________________________________________12
4. Подъем кооперации в СССР в годы новой экономической политики.____20
5. Список используемой литературы_________________________________24

Файлы: 1 файл

Кооперация.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Особенности  функционирования потребительского снабженческого кооператива.______________________________________________________3

2. Восстановление многообразия форм кооперативной деятельности в СССР в конце 80-х годов XX века._________________________________________6

3. Особенности взаимоотношения государства и кооперации в XIX – начале XX века._________________________________________________________12

4. Подъем кооперации в СССР в годы новой экономической политики.____20

5. Список используемой литературы_________________________________24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности  функционирования потребительского снабженческого кооператива.

 

Потребительские кооперативы  создаются на основе членства в целях  удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы*(89). Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.

 В отличие от  производственных кооперативов, создаваемых  для осуществления производственной  деятельности личным трудом членов  кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива*(90). Поэтому одно и то же лицо может являться членом (пайщиком) нескольких потребительских кооперативов.

 Потребительский кооператив  основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону о потребительской кооперации потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).

 Лица, принимающие  участие в создании кооператива,  а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.

 Деятельность потребительского  кооператива направлена на удовлетворение  потребностей его участников, а  не на извлечение прибыли. Однако  при реализации своих уставных  целей кооператив несет определенные затраты. Поэтому члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива (п. 4 ст. 116 ГК). Невнесение в полном объеме дополнительного взноса создает возможность привлечения пайщика к солидарной ответственности по обязательствам кооператива в размере неуплаченной части взноса.

 В кооперативе могут  образовываться и иные (кроме  паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. Например, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива. В кредитном потребительском кооперативе образуется фонд финансовой взаимопомощи, который является источником займов, предоставляемых членам кооператива (п. 1 ст. 16 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан).

 Если потребительский  кооператив в ходе своей уставной  деятельности получает прибыль,  она может быть распределена  между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает  потребительский кооператив от  иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.

 Паевой взнос (пай)  предоставляет участнику кооператива  право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива,  право преимущественного получения  товаров и услуг в организациях потребительского общества, право гарантированного сбыта своей продукции через эти организации, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.

 Принадлежащий члену  кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие (кооперативные) выплаты, предусмотренные уставом.

 Система органов  управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков, которое наряду с вопросами, отнесенными законом и уставом к его исключительной компетенции, вправе принять к своему рассмотрению любой другой вопрос. Деятельность кооператива возглавляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.

 При ликвидации  потребительского кооператива его  имущество, оставшееся после удовлетворения  требований кредиторов, за исключением  неделимого фонда, распределяется  между членами кооператива. Имущество,  входящее в неделимый фонд, по решению общего собрания передается другим потребительским кооперативам (обществам) (пп. 4, 5 ст. 30 Закона о потребительской кооперации, п. 3 ст. 44 Закона о сельскохозяйственной кооперации).

Снабженческие кооперативы  образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их своим членам; закупки и поставки необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других)

 

2. Восстановление многообразия форм кооперативной деятельности в СССР в конце 80-х годов XX века.

 

При советской власти потребительская кооперация занимала монопольное положение в сельской торговле. Основными видами ее деятельности являлись розничная и оптовая торговля, общественное питание, закупка и переработка сырья и сельхозпродукции, производство продовольственных и непродовольственных товаров, строительство и автомобильное хозяйство. Тогда всего лишь за один процент Коопу давали, кредиты. Около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя государство. Промышленные предприятия сами выходили на кооператоров, предлагая свою продукцию. При этом не было натурального обмена - все проводилось через банки и облагалось положенными налогами. Потребкооперация в советской экономике являла собой могучий Ватикан - государство в государстве, и обоим это было только на пользу.

Теперь всего этого  нет. Когда наступили рыночные времена, на всем постсоветском пространстве неистово стали демонополизировать потребительскую кооперацию на селе. С этой целью были созданы многочисленные коммерческие структуры, затрачена уйма денег, в основном, бюджетных. Однако искусственно созданные, эти коммерческие структуры стали быстро исчезать из сельских мест, ибо большую выгоду искать сегодня в сельской местности - занятие бесперспективное.

В середине 80-х годов XX века в бытовой сфере, в службе быта, сложилась парадоксальная ситуация: существенно возросла потребность в бытовых услугах, но при этом снизился спрос на них. Возник обоюдный страх потребителей и работников сферы услуг. Потребители, зная «цену» обслуживания, исходя из своего прежнего опыта, стали реже прибегать к его помощи, производители же, понимая, что полностью удовлетворить требования заказчиков не имеют возможности, неохотно шли на контакт с потребителями. Такая парадоксальная ситуация объяснялась прежде всего нехваткой материалов, несовершенством уровня технического обслуживания на предприятиях службы быта и рядом других объективных причин. Стало очевидным, что если не повысить качество работ и не улучшить культуру обслуживания, то многие бытовые услуги не будут пользоваться спросом у населения. Людям уже не нужна просто услуга. Они хотят, чтобы служба быта была высокого качества, чтобы она действительно сберегала их время и приносила им удовлетворение. И кооперативы оказались первыми в решении проблем перестройки системы бытового обслуживания.

Население проявило повышенный интерес к кооперативам и к отдельным мелким предпринимателям, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, поскольку здесь заказчики были окружены большим вниманием и заботой, нежели на государственных предприятиях службы быта, хотя качество работ и услуг было почти одинаковым.

 Внедрение кооперативной  формы обслуживания населения  предполагало решение следующих  задач:

- значительное расширение  производства товаров и услуг  без существенных капиталовложений;

- широкое использование небольших местных источников сырья и отходов крупного производства;

- выравнивание уровней  обслуживания в разных регионах  и населенных пунктах;

- вовлечение в трудовую  деятельность пенсионеров, учащихся, домохозяек, инвалидов, а также  всех желающих «подработать» в свободное время.

Наконец, кооперативы  помогли создать дополнительные рабочие места для высвободившихся  работников государственного сектора  производства.

В кооперативной организации, по сути, преодолеваются наемные отношения, устраняется наемный труд, а вместе с ним и отчуждение работника от конечного, им же созданного продукта. Тем самым в кооперативных организациях исчезает и политэкономическая категория зарплаты, сопутствующая наемному труду. Для кооперативного предприятия характерны самоокупаемость и самофинансирование, т. е. расширенное воспроизводство за счет собственных средств. Естественны и демократические принципы управления: кооперативные решения о планах производства, распределении дохода, выборы руководящих органов. На этой основе формировался и новый тип работника и непосредственного руководителя: неравнодушного к делу, инициативного, предприимчивого и заинтересованного в конечном результате производства, настоящего работника-хозяина Дейнека А.В., Абызова Е.В., Першакова Т.В. Реструктуризация систем обеспечения товарно-материальными запасами (СОЗ) как основное условие устойчивого развития организаций потребительской кооперации.

У государственных предприятий  появились соперники, конкуренты, что  оказано положительное влияние  на сферу услуг в условиях рыночной экономики, поскольку подобная состязательность стимулирует развитие сервиса, способствует расширению ассортимента услуг, повышению их качества. При этом нельзя не отметить тот факт, что конкурентные способности государственных бытовых предприятий и кооперативов были отнюдь не одинаковы. Частно - кооперативные предприятия могли выбирать вид деятельности, оперативно менять ассортимент в зависимости от спроса, приобретать материалы за наличный расчет, повышать или снижать цены и т. д. В то же время подобные государственные предприятия были лишены таких свободных прав.

С другой стороны, у государственных  предприятий были и свои преимущества. Если кооперативные предприятия  сами оснащали оборудованием свои производственные площади и осваивали новые технологии, то государственные предприятия финансировались в соответствии с планом. В первые годы свободного рынка государственные предприятия снабжались оборудованием и сырьем в соответствии с существующими договорными обязательствами, в то время как предприятия кооперативные могли получить оборудование по принципу «на тебе, боже, что нам не тоже». В такой ситуации кооперативы, чтобы наладить производство, вынуждены были пополнять или обновлять производственный парк своими силами.

Кооперативное предприятие располагало примитивным оборудованием и выполняло заказы с большими трудностями, а рядом с ним государственное предприятие, например, по ремонту обуви, оснащенное по последнему слову техники, простаивало по причине отсутствия заказчика -- потребителя услуг. Заработная плата в кооперативах была гораздо выше, чем на предприятиях государственного сектора, что, естественно, создавало постоянную текучку кадров на госпредприятиях.

Кроме того, существующая правовая система того времени позволяла  самим кооперативам находить всякого рода лазейки для получения дохода без особых усилий. Поскольку оказывать услуги индивидуальным заказчикам -- дело хлопотное, некоторые кооперативы заключали договора на обслуживание предприятий. В результате кооперативы получили возможность при низком качестве работы получать валовую прибыль от предприятий.

Кооперативы оказались  расторопнее госпредприятий. Не случайно сроки обслуживания в кооперативах оказались главной притягательной силой для населения. Заказчик экономил свое время, а значит и деньги, дважды: во-первых, не занимаясь бытовым «самообслуживанием», во-вторых, не выстаивая очереди и не томясь в ожидании выполнения заказа на госпредприятии.

Кооперативы заполняли  пустые «ниши» спроса на разнообразные  услуги в соответствии с индивидуальным заказом. В результате удовлетворялись потребности в бытовом обслуживании (социальная функция) и увеличивался фонд личного потребления, участия в создании совокупного общественного продукта, частичного оздоровления рынка (экономическая функция).

К положительным факторам деятельности кооперативов того времени  можно отнести и широкий спектр новых услуг. Ряд кооперативов ввели  в перечень услуг для населения  фотоуслуги в цирке, фотосъемки в  стиле ретро, прогулки и экскурсии  на старинных автомобилях, реставрационные работы и др. Шатаев И.М. Основы организации бытового обслуживания населения.

Информация о работе Контрольная работа по "Кооперациям"