Контрольная работа по "Кооперациям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:55, контрольная работа

Описание работы

Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы*(89). Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.

Содержание работы

1. Особенности функционирования потребительского снабженческого кооператива.______________________________________________________3
2. Восстановление многообразия форм кооперативной деятельности в СССР в конце 80-х годов XX века._________________________________________6
3. Особенности взаимоотношения государства и кооперации в XIX – начале XX века._________________________________________________________12
4. Подъем кооперации в СССР в годы новой экономической политики.____20
5. Список используемой литературы_________________________________24

Файлы: 1 файл

Кооперация.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Причины низкого уровня культуры и качества обслуживания заключались  в самой структуре кооперативов. Помимо действительных недостатков  и внутренних проблем развитие кооперативного движения тормозилось недоверчивым отношением как со стороны потребителей (человеку свойственно считать чужие деньги), так и со стороны работников различных ведомств и управлений. Причем, если в первом случае недоверие можно было объяснить традициями, сложившимися в обществе, то во втором -- бюрократической системой управления. Кооперативная форма собственности существенно отличается от государственной большей степенью экономической свободы. Бюрократическая государственная машина воспринимала это как попрание основ своей власти, как недопустимое зло. Однако, как бы ни был велик соблазн отдельных чиновников прибегнуть к запретам, кооперация сыграла свою роль в развитии сферы услуги на заре советской власти и на ее закате.

Потребительская кооперация представляет собой весьма ёмкое социально-экономическое явление с явно выраженным гражданским содержанием, о чем можно судить по одному из последних определений потребкооперации, приведенном в экономической литературе. «Потребительское общество - это социальное, экономическое, техническое и ориентированное на сохранение окружающей среды единица, которая выполняет задачи по удовлетворению спроса населения, его социально - экономической поддержки на основе самостоятельных решений и ответственности за риск».

Во-первых, потребительская  кооперация есть многофункциональное  образование, с доминированием в  нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных  решений и ответственности за риск.

Во-вторых, потребительская  кооперация-это организация со своей организационной культурой, функциями и методами управления, обеспечивающими ей статус равноправного участника системы рыночных отношений.

И, в-третьих, потребительская  кооперация - это наиболее демократичная  самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.

Кооператив - это предприятие, находящееся в собственности  своих членов, действующее для  их блага и их собственными силами на неприбыльной хозрасчетной основе. Члены кооператива объединяют вместе свои средства для того, чтобы способствовать улучшению своего социального и экономического благосостояния, полностью контролируют его деятельность и несут за нее полную ответственность, деля между собой радости успеха и горечь неудач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности взаимоотношения государства и кооперации в XIX – начале XX века.

 

Современное кооперативное  движение началось в Европе. Это  произошло не потому, что европейцам присуща способность к объединению, но потому, что европейцы были первыми, кто ощутил влияние промышленной революции. Если существует сходство между экономическим ростом в Европе в 19 веке и положением развивающихся стран в 20 веке, в таком случае опыт развития европейского кооперативного движения, место кооперативных магазинов в национальных экономиках европейских стран позволит дать уроки другим движениям для того чтобы помочь им избежать ошибок в своем развитии.

В 50-е годы потребительская кооперация Великобритании была одна из самых  мощных кооперативных движений в мире. Кооперативная сеть имела 90% от всех магазинов самообслуживания и 20 из 50 супермаркетов.

Но кооперативный сектор, включавший более чем 1000 кооперативов с различными по размеру магазинами, чье распределение  не долго соответствовало изменившейся модели торговли, столкнулся с резко возросшей конкуренцией предпринимателей. Вследствие этого его доля к 1964 г. снизилась до 22%. Этому послужили четыре основные причины:

Более 30 тыс. кооперативных магазинов  были исторически сосредоточены на старых промышленных территориях со сравнительно низким покупательным спросом населения.

Низкий уровень управления. Среди  руководителей кооперативов практически  не было людей не только с высшим, но даже со специальным образованием.

Ослабление роли центрального союза кооперативов, что нарушило координацию действий отдельных кооперативов. Кооперативное движение стало неуправляемым.

Из-за конкуренции мелкие кооперативы  стали разорятся и сливаться  в более крупные, но так же экономически слабые (к середине 90-х годов количество обществ снизилось с 1000 до 50). Нестойкие обязательства кооперативов перед пайщиками привели к ослаблению их заинтересованности в деятельности кооперативов, снизило доверие к руководству. К середине 90-х годов на долю кооперативного сектора осталось лишь 4% розничного товарооборота.

Сегодня появляются признаки возрождения  кооперации, для чего британские кооператоры  предприняли следующее:

- продав мощности по производству  товаров, союзы кооперативов вновь  превратилось в розничные объединения;

- найдена торговая ниша - удобные  для населения средние и мелкие  размеры магазинов и супермаркетов,  преобразована торговая сеть, установлены  прямые связи с поставщиками  товаров;

- кооперативные страховые общества  и кооперативный банк стали  самой сильной частью деятельности;

- обновлена нравственная политика, кооперативы вернулись к первоначальным  ценностям и принципам деятельности. К пайщикам начала возвращаться  вера в кооперативы, наметился  рост числа пайщиков;

- повысились требования  к профессиональной подготовке  управленческого персонала.

После крушения корпоративной  экономической системы в Германии была полностью реконструирована система  потребительской кооперации. Это  позволило уже к 1953 г. вдвое увеличить  кооперативных товарооборот, число членов возросло до 2 млн. человек.

Отличием германской потребительской кооперации от потребительской  кооперации Великобритании явилось  то, что законодатели Германии снизили  максимальные выплаты бонуса кооператорам до 3%, отдав таким образом предпочтение развитию розничного товарооборота предпринимателей. Поэтому основой кооперативной торговли Германии стал оптовый товарооборот. Но результат развития этих потребительских коопераций похож: к 1965 г. германские кооператоры контролировали 8,5% рынка страны, 19,5% магазинов и 31% оптовых магазинов.

Попытки организовать мощные национальные кооперативные объединения  были ограничены слабой центральной  властью союзов кооперативов и сопротивлением руководителей автономных кооперативов. В середине 70-х годов положение кооперации резко ухудшилось. Формально был создан единый кооперативный союз, но он не получил достаточной власти от низовых обществ и существенного влияния на улучшение обстановки в национальном кооперативном движении не оказал. Созданная им система региональных оптовых магазинов оказалась убыточной. Тем временем, управляющие потребительских обществ, пользуясь отсутствием открытости, смогли получить лично для себя большинство акций своих обществ и стали преобразовывать их в акционерные компании. Основой этому послужила многолетняя закрытость информации для пайщиков.

Кооперативное движение Германии раскололось: реорганизованные кооперативы образовали свой союз, который стал второй по величине торговой группой в Германии. В связи с преобразованием кооперативов в фактически акционерные общества к 90-м годам в Германии осталось лишь 37 обычных потребительских обществ, объединяющих 650 тыс. человек.

Парадоксально, но объединения  кооператоров, которые не перешли  в руки предпринимателей и остались верны кооперативным принципам стали сильнее. Например, кооператив "Дортмунд" сегодня имеет 480 тыс. членов (каждая вторая семья) и контролирует свыше 14% торговли в своем регионе.

В Финляндии существует два национальных объединения кооперативов: социал-демократическое (Е-движение) и нейтральное (CОK). Оба движение начали развивать сеть супермаркетов, но позднее, чем их конкуренты. CОK расширилось и стало одним из самых крупных собственников гостиниц и универмагов. Е-движение стало крупнейшим оптовым продавцом. Как и в других странах, созданию единого национального центра препятствовали амбиции руководителей отдельных кооперативов, но в Финляндии дополнительным препятствием явилось политизация одного из объединений и наличие антагонистичного друг другу шведскоговорящего и финоязычного населения.

И все-таки экономические  причины вынудили к слиянию ОТК (основного оптового продавца Е-движения) и CОK, которые создали единый союз ЕКА, ставший крупнейшим кооперативным  объединением Финляндии.

Следует отметить разумность этого процесса: через раздробление, которое сочетает преимущества унифицированной цепи с децентрализацией принятия решений, появилось окончательное признание самим движение того, что коммерческая жизнеспособность преобладает над общественным менталитетом. Группа СОК нашла свою нишу для бизнеса - маленькие магазины в сельской местности, в то время как ее конкуренты развивали большие супермаркеты в городах. Результаты не замедлили сказаться: в 1997 г. доля кооперативного товарооборота увеличилась до 35%.

Исторически сложилось  так, что во Франции преобладало  региональное кооперативное движение со сравнительно слабыми организациями  национального уровня. Сила национального  кооперативного движения заключалась  в промышленном Севере, в то время  как на юге кооперативная деятельность находилась в упадке.

Существовало два основных направления развития розничной  торговли: маленькие магазины, ориентированные  на обслуживание пайщиков и супермаркеты, обслуживающие все население.

Основная проблема французской потребительской кооперации - слабое управление. Так же как и британские кооператоры, французы не доверяли людям с высшим образованием и руководство кооперативов выбиралось в основном из служащих низшего и среднего класса с хорошими знаниями в торговле, но плохими в бизнесе. Это привело к проигрышу в конкуренции с другими торговыми предприятиями. Например, в 60-х годах у кооператоров было лишь 23 магазина, а у конкурентов - свыше 1600, у кооператоров - 1 супермаркет, а у конкурентов - 76.

Более того, руководство кооперативов стало элитой, причем элитой, не знающей бизнеса, но игнорирующей мнение своих пайщиков. Как результат: к 1983 г. кооператоры имели лишь 3% рынка, а поддерживало кооперативное движение всего 40 тыс. служащих. Формальное членство в кооперативах соблюдало 1,5 млн. семей-членов, но они не верили кооперативной элите и экономически игнорировали кооперативы. Потеря социальной базы, ориентация на оптовых поставщиков и неумение организовывать свое дело привели к тому, что в 1985 г., после отказа оптовых поставщиков в снабжении обанкротившихся кооперативов, свыше 40% кооперативов, включая центральные органы, прекратили свое существование. Но те кооперативы, которые сохранили изначальные кооперативные принципы и действовали не для своих работников, а для пайщиков, продолжают существовать и действуют успешно (например кооператив "Эльзас").

Кооперативное движение Швеции имеет сильные центральные  органы и отличается хорошей координацией действий входящих в них кооперативов. Его становление происходило в конкурентной борьбе с торговой группой ICA, которая владела основной долей рынка и поэтому шведское кооперативное движение стало самым динамичным и инновационным из всех западно-европейских кооперативных движений.

Будучи непохожим на старые движения, шведские кооператоры использовали самые современные технологии и методы бизнеса: ввели систему самообслуживания, разнообразие в непродуктовых кооперативах, систему супермаркетов. Широкое применение технологии сильнозамороженных продуктов позволило стать потребительским объединениям ведущими экспортерами продуктов.

Вовремя проведя структурную  реорганизацию, шведские кооператоры  к началу 80-х годов сократили  число обществ почти в 3 раза, число  магазинов в 2,7 раза, но при этом увеличили  число членов до 1,6 млн. человек, а долю своего рынка до 18%.

Как и в других европейских  кооперациях и по тем же причинам, в середине 80-х годов в потребительской  кооперации Швеции произошел спад: управленческая элита захватила  власть в кооперативах, что привело  к потере интереса пайщиков. Были предприняты следующие меры:

- качественно повышен  уровень управления, основой которого  явилась его демократизация;

- повышена заинтересованность  пайщиков в развитии потребительской  кооперации путем субсидирования  экономически слабых кооперативов;

- произведена концентрация  усилий в сфере розничной торговли  с образованием новых торговых  групп.

В результате этих действий к середине 90-х годов число  членов потребительских кооперативов возросло до 2,2 млн. человек объединенных в 102 общества, имеющих 105 магазинов и около 500 заправочных станций. Намечается устойчивая тенденция к росту товарооборота, потребительская кооперация входит в десятку лучших торговых компаний Швеции.

Как и Азия, американский континент - это регион огромных контрастов, с наиболее богатыми, и наряду с этим, некоторыми одних из самых бедных обществ в мире, или, как в Бразилии или Аргентине - между первыми и вторыми. Даже в самых богатых странах здесь существует растущая пропасть между богатыми и бедными, что означает, что кооперация необходима даже в наименее очевидных сферах. Как пример - Канада, которая имеет наиболее ярко выраженную кооперативную экономику: там существует около 7000 кооперативов с общим числом членов 2,1 млн. человек. Это означает, что с учетом взаимно перекрываемого членства свыше 12 млн. канадцев являются членами хотя бы одного кооператива.

Информация о работе Контрольная работа по "Кооперациям"