Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:55, контрольная работа
Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). Исходя из характера этих потребностей, на практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы*(89). Указание на характер деятельности содержится в наименованиях потребительских кооперативов.
1. Особенности функционирования потребительского снабженческого кооператива.______________________________________________________3
2. Восстановление многообразия форм кооперативной деятельности в СССР в конце 80-х годов XX века._________________________________________6
3. Особенности взаимоотношения государства и кооперации в XIX – начале XX века._________________________________________________________12
4. Подъем кооперации в СССР в годы новой экономической политики.____20
5. Список используемой литературы_________________________________24
Особое распространение на континенте получили сельскохозяйственные кооперативы, кредитные, страховые и кооперативы других направлений деятельности. Но немаловажную роль играют и потребительские кооперативы. Потребительская кооперация Канады росла быстро и в 50-х годах столкнулась с увеличивающейся конкуренцией частного сектора.
Один из крупнейших кооперативов Северной Америки "Бритиш Канадиан" захватил торговый рынок в 1980 г. Этот кооператив все еще отдален от крупных городов на Западе и в Атлантическом регионе. Калгари имеет крупнейший розничный кооператив в Северной Америке который работает на 40% территории местного рынка. 360 обществ на Западе объединены в мощную организацию "Федеральные кооперативы", которая занимается оптовой торговлей и имеет оборот 2 млн. долларов США. Существует объединение "Интерпровиншл Кооперативз", действующее в качестве брокера для регионов, имеет свою торговую марку и выпускает химические товары для сельского хозяйства.
Одно из достижений канадских кооператоров - это организация нового типа потребительских кооперативов, известная как "прямой плотекс". По существу, инициатором этой идеи явился Кооперативный Союз Канады. Это общий магазин, торгующий только для своих членов и продающий товары почти по себестоимости. Затраты оплачиваются относительно высокими членскими взносами и понедельными взносами. Начавшись в Оттаве, этот метод был опробован в разных обществах Канады, но его развитие относительно невысоко.
В США в 60-80-х годах прошла волна развития продовольственных кооперативов, которая усилила "альтернативный подход" к розничной торговле. Многие из этих кооперативов выжили и стали крупными кооперативными компаниями. Например, калифорнийский потребительский кооператив "Джавис Фуд кооператив" начал свою деятельность как небольшой клуб по закупкам натуральных продуктов, а сейчас это крупнейшая в округе компания с оборотом 8 млн. долларов, в которую входят 4500 членов и осуществляющая 12% всей розничной торговли. В головную компанию входят 300 розничных кооперативов с 300 тыс. членов и 3000 закупочных обществ с общим оборотом более 500 млн. долларов. Все они относительно небольшие, крупнейшие из них имеют не более 7 магазинов, которые контролируют до 45 тыс. членов и ежегодный оборот этих компаний, взятых для примера, достигает 43 млн. долларов. Все они работают в условиях жесткой конкуренции, в которой когда-то и возникли. Торговая ниша - продажа натуральных продуктов.
В странах Карибского бассейна потребительская кооперация не является крупным торговым сектором, но, например, в Тринидад и Тобаго правительство содействовало их становлению и провело крупномасштабную программу поддержки кооперативов. Создана национальная федерация, которую курирует правительство. Более 2000 кооперативов с количеством членов до 20% населения вносят ощутимый вклад в экономику этой страны.
В Латинской Америке всего 4 страны имеют хорошо развитую потребительскую кооперацию: Бразилия, Аргентина, Колумбия и Коста-Рика. В Аргентине 700 тыс. пайщиков владеют более чем 50 супермаркетами, которые вполне конкурентоспособны в сравнении с предпринимательскими хозяйствами. Своеобразие развития потребительской кооперации Латинской Америки можно проиллюстрировать на примере Перу. Революционное правительство генерала Веласко Альварадо выдвинула идею кооперации в качестве центральной в своей модели развития страны. Правительство экспроприировало различные предприятия и передало их организуемым кооперативам, ассигновав на их развитие значительные средства. Огосударствление кооперации (на государственном уровне решался вопрос о председателе кооператива и назначался вид его деятельности) государственная поддержка не компенсировала. Эксперимент провалился.
Рассмотрев зарубежный опыт кооперативной деятельности, рассмотрим кооперацию в Российской Федерации.
4. Подъем кооперации в СССР в годы новой экономической политики.
Начало новой экономической политике положила резолюция X съезда РКП (б) от 15 марта 1921 г. « О замене развёрстки натуральным налогом». Отныне крестьянин мог продавать на рынке ту часть продукции, которая у него могла остаться после уплаты натурального налога, приблизительно в два раза меньше, чем было по продовольственной и сырьевой развёрстке.
Вслед за отменой продовольственной и сырьевой развёрстки в течение марта - августа 1921 г. последовала серия партийных и правительственных постановлений и декретов об обмене, свободной торговле по свободным договорным ценам, отмене ограничений приработка при сдельно - премиальной оплате труда, о сосредоточении в руках кооперации всего дела товарообмена, об установке товарных эквивалентов для обмена промышленных товаров государственной промышленности на сырьё и продовольствие крестьян, о сдаче в аренду частным лицам и кооперативам государственных предприятий и др.
Содержание целей, методов, правовых и этических норм нового экономического курса изложено в 114 центральных директивах - партийных и государственных документах (1921 -1927 гг.), в большинстве которых присутствует и кооперация, а 13 из них непосредственно посвящены развитию различных видов кооперативов и сотрудничеству их с государством.
Основная цель НЭПа - восстановить с помощью кооперации сельское хозяйство, главным образом силами самих крестьян, увеличить товарность крестьянских хозяйств, накормить городское население, обеспечить сырьём промышленность и на базе увеличения производства и экспорта сельскохозяйственной продукции восстановить промышленность. Затем, на условиях сбалансированного роста сельского хозяйства и промышленности, осуществить индустриализацию страны, одновременно повышая жизненный уровень народа.
В самом общем виде новая экономическая политика включала в себя переход от административно-командных методов управления к преимущественно экономическим через рынок, конкуренцию между государственными, кооперативными и частными предприятиями, использование банковского и коммерческого кредитов, формирование свободно конвертируемой и поддержание валютного паритета на внутреннем рынке, широкую самостоятельность банков и конкуренцию между ними.
Разумеется, в условиях рыночной экономики с государственным регулированием и прекращением государственного планового снабжения (поскольку запасы ресурсов были практически нулевыми) все экономические единицы и организации должны были действовать на принципах хозрасчёта, самофинансирования и коммерческого риска.
Следует сказать, что экономика НЭПа не была свободна от кризисов сбыта, роста цен на потребительские товары и безработицы. Высоким темпам роста промышленности, как уже говорилось, способствовал в основном ввод в строй ранее бездействующих предприятий.
И всё-таки свежий воздух экономической свободы, конкуренции, плюрализма о науке, искусстве, литературе творил чудеса. Стремительно возникали самые разнообразные социально - экономические организации и среди них кооперативы различных видов.
Многообразие кооперативных хозяйственных форм сложилось потому, что, во-первых, доминирующий в Советской России мелкотоварный уклад (сельскохозяйственное производство, мелкие промышленность, торговля и сфера услуг) получил наибольшую свободу. Во -- вторых, крестьяне, ремесленники, средние городские слои как никогда раньше тянулись к взаимопомощи, просвещению и культуре. Они поняли, что сами могут организовать свой труд и получить доход прямо пропорционально его эффективности. А в-третьих, советская кооперация развивалась на фундаменте опыта, материальных ресурсов кадров дореволюционного кооперативного движения.
Однако потери были огромны. К началу 1921 г. от исторически сложившегося кооперативного аппарата распределения сохранился лишь остов - система технических, складских и перевалочных пунктов в руках областных союзов, их районных отделений и ЕПО
Торговать было нечем, большинство
потребительских обществ
Время исключительно
тяжёлое. Национализированная
Повсюду ощущался острейший
дефицит самых необходимых
И, тем не менее, на этом фоне материально-техническая база потребительской кооперации (46 тыс. магазинов и распределительных пунктов) могла показаться довольно мощной в отсутствие частной и государственной торговой сети. Но как только частному предпринимателю развязали руки в прямом и в переносном смысле, положение кардинально изменилось. Лавина частнокапиталистических торговых заведений захлестнула рынок уже в первые месяцы НЭПа, а. через год (в конце 1922г.) их число выросло до 527 тыс., или 94% к общему количеству торговых предприятий в стране. Кооперативная же сеть к концу 1922г. насчитывала 23,7 тыс. торговых предприятий - 4% общего количества торговых точек в стране. За год в условиях свободной конкуренции кооперативная сеть сократилась вдвое.
Список литературы: