Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:56, контрольная работа
Начальное представление о “спросе” имеет каждый человек и выступает оно как потребность в определенных благах. Поэтому можно сказать, что основу спроса образуют те или иные человеческие потребности. Из всей их совокупности можно выделить первичные потребности, связанные с обеспечением самого существования человека, и вторичные потребности, возникновение которых определяется прогрессом общества. Однако градация потребностей на первичные и вторичные весьма условна, и то, что одним кажется роскошью (например, личная библиотека), другим представляется неотъемлемым элементом их существования.
1.ЗАКОН СПРОСА И ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА._____1-6
2.ПОНЯТИЕ ОЛИГОПОЛИИ, ЕЁ ПРИЗНАКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ.____________________________________6-11
3.ЗАДАЧА.__________________________________________________12
4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.______________13
8
производители должны быть еще более
крупными, что требует огромных капиталовложений,
да и конкурировать с уже
Олигополистическая
Среди других причин - монополия контроля над редкими источниками сырья (например, в 60-70-е годы мировой рынок нефтепродуктов контролировал нефтяной картель “Семь сестер”), запретительно высокие расходы на рекламу (как в производстве сигарет). Есть и некоторые другие барьеры, естественно сложившиеся или искусственно созданные, различные с точки зрения возможности их преодоления.
Третьей характерной чертой олигополии является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурента. Подобно тому как шахматист должен учитывать возможные ходы противника, олигополист должен быть готов к различным (нередко альтернативным) вариантам развития ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов. Никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. Всеобщая зависимость - уникальное свойство олигополии.
Итак, олигополия характеризуется следующими чертами:
- в отрасли господствует
9
- продукт может быть гомогенным (стандартным), а может быть и дифференцированным;
- в олигополии сильно
- олигополия характеризуется
Картель Стремление олигополистов к корпоративному поведению ведет к образованию картелей. Картель- форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами. Стратегия функционирования картели требует установления доли (“квоты”) для каждого его участника в общем объеме производства и выработки механизма контроля за выполнением принятых решений. Такой сговор обеспечивает установление единых монопольных цен, хотя и ограничивает производственно-коммерческую деятельность отдельного участника.
Образовавшийся картель не приобретает
безграничную власть на рынке, так как
существует множество предприятий-
Условия олигополии - наибольшее число
находящихся во всеобщей взаимозависимости
фирм - благоприятствует тайному сговору.
Тайный сговор имеет место, когда
фирмы достигают
Среди них можно отметить следующие три:
10
- лидерство в ценах - означает
такую практику, когда ведущая
компания отрасли назначает
- жесткость цен - политика удержания цены на прежнем уровне даже при изменении издержек или спроса из-за боязни развязать “войну цен“.
- соглашения могут заключаться
тайно двумя или несколькими
крупными компаниями для
Назначения цен или доли влияния на рынке может основываться и на длительно существующем положении вещей, ставшем уже традицией. Иногда оно также расценивается как незаконное, а в других случаях такая практика легальна.
Для объяснения олигополии необходимо также рассмотреть эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более конкурирующих фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Другой важной причиной является рыночная власть, достижение которой может сопутствовать слиянию. Фирма, которая имеет большую (и в абсолютном выражении, и относительно рынка) способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может дать ей преимущества “крупного покупателя” и позволит требовать и добиваться более низких, чем раньше, цен от поставщиков ввозимых ресурсов.
Слияние компаний может идти по трем направлениям: горизонтальному, вертикальному и конгломерату.
Горизонтальное слияние означает комбинацию ( или интеграцию) двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Примером этого может быть слияние двух издательств в один крупный концерн.
11
Вертикальное слияние предполагает слияние двух или более компаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Оно происходит, например, когда автомобильная компания приобретает сталелитейный завод и начинает производить собственную сталь для изготовления автомобилей.
Конгломерат совмещает в одной финансовой и управленческой структуре несколько видов производств, совершенно не связанных между собой, например, сигарет и корма для собак (пример диверсификации производства).
Вывод: олигополия существует, когда малое число фирм господствует на рынке одного или дифференцированного продукта. Олигополия возникает благодаря слияниям или различным барьерам для вступления, таким как эффект масштаба, патенты или владение сырьем.
12
Допустим, что монополист может продать 10 шт. товара по цене 10 долл. за штуку. Продажа 11 штук вызывает снижение цены до 9,5 долл. Найти предельный доход при увеличении объёма с 10 до 11 шт.
РЕШЕНИЕ:
Кривая спроса на монополистическом рынке представляет собой нисходящую кривую. Это значит, чтобы продать дополнительную единицу товара монополист должен снижать цену. Важное значение имеет то, что цена снижается сразу на все продаваемые единицы продукта.
Предельный же доход будет равен: 11*9,5 – 10*10 = 4,5 долл.
13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: