Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:42, контрольная работа
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.
Глава 1. Анализ понятия “Инфраструктура рынка“………………………3
Глава 2. Инфраструктура рынка как экономическая категория…………3
Глава 3. Инфраструктура рынка и ее основные элементы: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………7
3.1 Сущность инфраструктуры экономической модели рынка и ее место в рыночных отношениях………………………………………………………………7
3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………………8
3.3 Элементы инфраструктуры рынка, содержание их деятельности и роль в рыночной экономике.…………………………………………………………….10
Глава 4. Исследование деятельности субъекта рыночной инфраструктуры………………………………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………….25
Литература…………………………………………………………………..26
Приложение………………………………………………………………….28
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Экономический
Контрольная работа
по дисциплине:
«Микроэкономика»
Выполнил:
Студент: Тишкин А.П. Дата регистрации
Шифр:
3207
Курс: 1 кафедрой: __________
Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
2013
Содержание
Глава 1. Анализ понятия “Инфраструктура рынка“………………………3
Глава 2. Инфраструктура рынка как экономическая категория…………3
Глава 3. Инфраструктура рынка и ее
основные элементы: понятие,
3.1 Сущность инфраструктуры экономической
модели рынка и ее место в рыночных
отношениях……………………………………………………
3.2 Функции инфраструктуры рынка…………………………………………8
3.3 Элементы инфраструктуры рынка,
содержание их деятельности и роль в рыночной
экономике.……………………………………………………
Глава 4. Исследование
деятельности субъекта рыночной инфраструктуры…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Глава 1. Анализ понятия “Инфраструктура рынка“
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать в различных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа “продаю-покупаю”; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.
с точки зрения соответствия действующему законодательству |
по экономическому назначению объектов рыночных отношений |
по пространственному признаку |
- легальный рынок - теневой рынок |
- потребительский рынок - рынок капиталов - рынок рабочей силы - рынок информации - финансовый рынок - валютный рынок и др. |
- местный рынок - национальный рынок - международный региональный рынок - мировой рынок |
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д. ; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
Рыночная инфраструктура может быть правильно понята и классифицирована только на основе макроэкономического подхода. В соответствии с ним инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики.
Характеризуя рыночную
Чтобы подойти к определению именно рыночной инфраструктуры, необходимо исходить из понятия инфраструктуры как таковой. Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). Любая сложная система (как природная, так и социальная) определенным образом структурирована и включает в себя ряд подсистем. Как система в целом, так, и ее отдельные подсистемы выполняют некую совокупность субординированных функций. Функции вообще – это способ отправления сущности системы или ее отдельных подсистем. Существует целевая функция всей системы, выражающая общую направленность ее развития, и другие важные функции, характеризующие ее существование и развитие как единого целого. В то же время отдельные подсистемы данной системы выполняют свои специфические функции, в зависимости от иерархии их взаимодействия с системой в целом и между собой. Система характеризуется наличием своих объектов, субъектов и их взаимодействия, которое обеспечивает воспроизводство и развитие системы.
С этой точки зрения инфраструктура в любой социально-экономической системе–это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы1. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в другой системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Но ограничиться признанием этого обстоятельства нельзя. Помимо обеспечивающей функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной.
Впервые термин «инфраструктура» был
использован в экономическом
анализе для обозначения
В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.
Инфраструктура – это
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования2.
В целом, рыночная
Следует отметить, что рыночная инфраструктура существует на нескольких уровнях. Так, имеет смысл разграничивать глобальный и локальный уровни инфраструктуры рынка. Глобальная инфраструктура реально существует как бы в двух измерениях – мировом и национальном – и включает в себя ряд локальных рыночных инфраструктур. Это относится к обоим измерениям.
Если рассматривать мировой уровень, то здесь в состав глобальной рыночной инфраструктуры входят в качестве элементов как все локальные (национальные) рыночные инфраструктуры отдельных стран, относительно обособленные и находящиеся под юрисдикцией соответствующей страны, так и общемировые элементы, функционирование которых регламентировано международными договорами и соглашениями (например, сеть Internet, Международный банк реконструкции и развития и т. п. ) .
Если же для анализа берется национальный уровень, то очевидно, что национальная рыночная инфраструктура, являясь локальной по отношению к мировой, одновременно выступает глобальной в рамках соответствующей страны.
Итак, рыночная инфраструктура – это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей, взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков3. В данном определении речь идет о многоуровневом функционировании рыночной инфраструктуры, то есть о макро- и микроуровнях. Это позволяет увидеть не только различия традиционного и современного подходов в трактовке инфраструктуры, но и их преемственность.
Инфраструктуру рыночных отношений формируют многочисленные институты, среди которых выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании, банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и другие.
Глава 3.Сущность и функции инфраструктуры рынка.
3.1 Сущность инфраструктуры рынка.
Экономика предполагает
создание товаров и их
Представления о развитии рыночной экономики формируются в обществе постепенно: сначала очерчивается содержание данного понятия, затем оценивается ситуация, выясняются возможности ее изменения, со временем выкристаллизовывается понимание инфраструктуры выбранной модели рынка как формы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. Инфраструктура рынка является звеном, связывающим производство и потребление, и поэтому в большой мере влияет на экономику. Это понятие разноплановое, сущность его можно определить как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий, которые обеспечивают нормальное функционирование товарного и иных рынков, взаимодействие и эффективное обслуживание товаропроизводителей и потребителей. Хорошо развитая рыночная инфраструктура позволяет оперативно урегулировать временный дефицит товаров, ибо информационные, сервисные, банковские, страховые и прочие услуги в комплексе способствуют эффективной инвестиционной среде и удовлетворению спроса.
3.2 Функции инфраструктуры рынка.
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это особый товар, существующий только в момент его производства. Можно выделить две основные функции инфраструктуры рыночного типа (или рыночной инфраструктуры в широком смысле), обусловленные природой рыночной экономики5:
а) обеспечение бесперебойного функционирования хозяйственных взаимосвязей и взаимодействия субъектов рыночной экономики.
б) регулирование движения товарно-денежных потоков. В качестве субъектов рыночной экономики мы рассматриваем, с одной стороны, владельцев ресурсов и владельцев продуктов, а с другой – коммерческие структуры и государство. Обе классификации субъектов экономики дополняют друг друга и выделяют этих субъектов по разным критериям. Каждая из выделенных функций характеризуется определенными чертами или свойствами.
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, имманентная инфраструктуре экономики, характеризующая ее сущность и непосредственное предназначение. Такая функция носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, как бы предоставляет рыночной экономике условия и возможности для выполнения экономических функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Тем не менее, указанная функция может быть также классифицирована как прямая, поскольку формирование адекватной инфраструктуры является одним из непосредственных и обязательных условий существования и воспроизводства экономической системы, а также ее развития.
Регулирующая функция как бы вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства иные, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой в экономической системе, эта подсистема существует над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, без которых они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но которая, с другой стороны, при определенных обстоятельствах способна оказывать весьма существенное влияние на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функцией обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукта.
Обе функции неразрывно связаны
и не могут реализоваться одна
без другой. Результатом их взаимодействия
является вполне определенный синтетический
эффект, который можно определить как
оптимизацию движения товарно-денежных
потоков. В процессе обеспечения и регулирования
движения товарно-денежных потоков
инфраструктура способствует достижению
соответствия между общественными потребностями
в товарах и услугах и способностью процесса
производства удовлетворять их в требуемых
масштабах. Тем самым обеспечивается сопряженность
в реализации обеих функций, достигается
пропорциональность в распределении ресурсов,
что, в свою очередь, ведет к минимизации
издержек, связанных с распределением
ресурсов и продуктов. Именно поэтому
инфраструктура благодаря своим функциям
обеспечивает эффективность экономики,
причем в той мере и через те механизмы,
которые свойственны только ей. Эту часть
эффективности можно назвать скрытой
эффективностью, поскольку к ней неприменимы
прямо и непосредственно методы сопоставления
затрат и результата (например, отрицательные
последствия плохих дорог для сбора урожая
или недостаточная развитость банковской
системы как фактор, тормозящий скорость
расчетов, и т. п.).