Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:30, контрольная работа
Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей.
Это один из наиболее интенсивно развивающихся в последние десятилетия мировых рынков, так как по своим динамическим параметрам технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками, как товаров, так и денежных капиталов.
Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный, даже если принять во внимание в
1. Ответы на вопросы..........................................................................3
2. Задачи...................................................................................................17
3. Реферат………………………………………………………………...31
4. Глоссарий……………………………………………………………….45
Список используемой литературы.........................................................46
На практике протекционизм
развивается и применяется с
периода возникновения
Определяемые спецификой применения выделяют следующие виды протекционизма.
Фритредерство (free trade) – обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров.
Свободная торговля – политика невмешательства государства в международную торговлю. В этом случае торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.
Сторонники протекционизма отстаивают необходимость государственной защиты промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Сторонники свободной торговли считают, что в идеале не государство, а рынок должен формировать структуру экспорта и импорта. Сочетание этих подходов в той или иной пропорции отличает внешнеэкономическую политику государств в разные периоды их развития.
Для национальных экономик, большая открытость, либерализация торговли характерна для периодов высоких темпов экономического роста, сильного экспортного потенциала. И, напротив, в периоды экономического спада, ослабления экспортных потенциалов, как правило, прислушиваются к аргументам сторонников протекционизма.
Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:
— таможенные тарифы;
— нетарифные ограничения;
— формы стимулирования экспорта.
Уже из названия видно, что все они имеют изначально протекционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих международных правил.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. При введении пошлины отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены.
Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются в виде процента от таможенной стоимости товара.
Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Использование таможенных пошлин, как и всех торговых инструментов, требует учета их многостороннего воздействия на экономическую ситуацию.
С точки зрения целевой направленности можно говорить о протекционистском или фискальном характере тарифов. Протекционистский характер тарифов используется тогда, когда государство, поднимая таможенную пошлину, поднимает тем самым национальные цены на импортируемый товар, снижает его конкурентоспособность и защищает внутренний рынок.
Цель фискальных пошлин — преимущественно обеспечение государственного бюджета налоговыми поступлениями. Эту функцию обычно выполняют пошлины на товар, который не производят в данной стране. Как правило, они бывают не очень высокими.
Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и льготные. Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые — в тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи — разновидность торговых пошлин — обычно используются при импорте товаров из развивающихся стран.
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложения экспорта запрещено конституцией.
Классификация таможенных пошлин представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация видов таможенных пошлин
1. По способу взимания |
Специфические |
Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 Евро за 1 кг) |
Адвалорные |
Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости) | |
Комбинированные |
Сочетают оба вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 Евро за 1 кг) | |
2. По объекту обложения |
Импортные |
Пошлины, которые накладываются на импортные товары при их выпуске для свободного обращения на внутреннем ранке страны |
Экспортные |
Пошлины, которые накладываются на экспортные товары при их выпуске за пределы таможенной территории государства | |
Транзитные |
Пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны (встречаются крайне редко, лишь как средство торговой войны) | |
3. По характеру |
Сезонные |
Пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего, с/х (срок их действия не может превышать несколько месяцев в год) |
Антидемпинговые |
Пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по ценам, более низким, чем в экспортирующей стране (мера борьбы с недобросовестной конкуренцией) | |
Компенсационные |
Пошлины, накладывающиеся на импортные товары, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии и их импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичных товаров (мера борьбы с недобросовестной конкуренцией) | |
Специальные |
Пошлины, используемые в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количествах и на условиях, наносящих или способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров | |
4. По происхождению |
Автономные |
Пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти |
Конвенционные (договорные) |
Пошлины, устанавливаемые на базе двухсторонних и многосторонних соглашений | |
Преференциальные (льготные) |
Пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующими, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран (цель –поддерживать их экономическое развитие) | |
5. По типам ставок |
Постоянные |
Таможенные пошлины, ставки
которых единовременно |
Переменные |
Таможенные пошлины, ставки которых могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий) | |
6. По способам вычисления |
Номинальные |
Тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе |
Эффективные |
Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленный с учетом уровня таможенных пошлин, наложенных на импортное сырье, узлы, комплектующие для данных товаров |
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между странами – участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение – Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
По сравнению с тарифными методами, наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Меры нетарифного регулирования – это механизм государственного регулирования внешней торговли, включающий экономические (кроме таможенного тарифа), административные и технические условия, ограничивающие или затрудняющие свободную торговлю между странами.
Экономические меры нетарифного регулирования
Экономические меры подобно таможенным пошлинам действуют через механизм рынка. При этом последнее слово остается за покупателем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли на рынке более дорогой импортный или более дешевый аналогичный отечественный товар (рис. 1).
Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-первых, следствием государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию; во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментирован, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремя
Информация о работе Контрольная работа по "Мировая экономика"