Контрольная работа по предмету «Экономика и социология труда»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 12:04, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Экономические системы основаны на разделении труда. Разделение труда существует на всех уровнях: от мирового хозяйства до рабочего места. Назовите основные виды разделения труда на предприятии.
Вопрос 2. Сколько основных групп персонала обычно выделяют по выполняемым функциям? Назовите количество и назовите группы.
Вопрос 3. Профессии и группы квалификации можно рассматривать как виды разделения труда (профессиональное и квалификационное). Составьте схему разделения труда и формирования профессионально – квалификационных групп на предприятии.

Файлы: 1 файл

Экономика и социология труда.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

   Знания на  разделение труда  по профессионально – квалификационным группам имеют большое практическое значение, например, для определения размера оплаты труда. Так, в соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ, размер заработной платы определяется, в том числе,  в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и  условий выполняемой работы.

 

Вопрос 4. Изложите основное содержание мотивации.

Ответ: мотивация – это процесс побуждения себя  и других к деятельности для  достижения личных целей  и целей организации.

   Основные понятия, которые используются в современной теории мотивации, объединяющие поведение человека в организации – потребности и вознаграждения.

   Потребность –  это недостаток чего – либо  у человека. Существует много классификаций потребностей, но универсальной не создано.

 Потребности делят  на  первичные  и вторичные.  Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, еде, воде, дыхании, сне и т.д.

  Вторичные потребности по своей природе являются психологическими. Например, потребность в уважении, успехе, привязанностях, во власти и т.д.

   У человека, ощущающего  какую – либо потребность, возникает  устремление  на достижение определенной  цели. При этом потребность может быть удовлетворена полностью или частично.

   Потребности удовлетворяются  с помощью ценностей. Ценность  – это объект, способный  удовлетворить  потребность. Он должен обладать  свойством – удовлетворять потребность

   В процессе своей  деятельности человек  анализирует, какой вид деятельности позволил ему удовлетворить потребность, и стремится её повторить. Такой вид поведения известен как закон результата.

   Для мотивации  нет одинаковых способов, применимых  для всех людей, живущих в разных странах, так как все люди – слишком разные, отличаются друг от друга природой, воспитанием, культурой, менталитетом. Однако, говоря о мотивации работников, можно выделить следующие факторы, оказывающие  непосредственное влияние на удовлетворенность  работой и качеством её выполнения.

   Выделяют следующие  факторы мотивации:

  1. заработная плата. Наиболее четкое влияние  денег при  оценке  трудозатрат работника было дано ещё Ф.Тейлором, одним из основоположников концепции «научного управления». Согласно Тейлору  деньги являются решающим фактором воздействия на мотивы  трудового поведения большинства рабочих. Высокая заработная плата и низкие затраты на производство составляют основу хорошего управления;
  2. рабочая среда, так как трудовое поведение работника в значительной степени определяется не только материальными, но и социальными стимулами. Обстановку, в которой осуществляется работа, существенно влияет на отношение персонала к труду;
  3. стабильность. Люди редко демонстрируют свои потенциальные  способности в атмосфере отсутствия стабильности. Если человек постоянно живет под реальной угрозой увольнения, от него  невозможно ждать заинтересованности и максимальной отдачи в работе.  Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие;
  4. собственное развитие – это наиболее эффективный способ увеличения вклада людей в работу фирмы. Развитие и опыт не разделимы. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она  может быть сильнейшим фактором  мотивации для еще больших достижений;
  5. полезность работы.  Большинству людей нравится ощущение полезности работы. Они хотят чувствовать себя частью организации, в которой они работают. Необходимо сообщать работникам информацию о работе предприятия, так как это помогает им понять суть происходящего;
  6. интерес к работе.  Многие  люди ищут такую работу, которая требовала бы мастерства и не была бы слишком простой. Само содержания работы может мотивировать работников.

   Для поддержания мотивации к труду необходимо также, чтобы работник продвигался по служебной лестнице. Проведенные исследования показывают, что у человека, проработавшего определенное время на одном месте, постепенно снижается мотивация и эффективность труда;

 

Вопрос 5. Составьте схему видов мотивации.

Ответ: для составления видов мотивации  используем учения Маслоу о теории  мотивации. Малоу, например, разделил потребности на первичные и вторичные и построил их в виде пирамиды.  Поведение  человек, по мнению ученого, начинается с удовлетворения потребностей, находящихся на 1-й, нижней, ступени. Когда эта потребность удовлетворяется, действие её прекращается, и начинается действие следующий  неудовлетворенной потребности. И так – вверх, преодолевая ступень за ступенью.                              

 

Пирамида потребностей по Маслоу

 Потребность в самовыдвижении, например, в раскрытие собственных  способностей в творчестве, росте  личности, в реализации  возможностей




                                                              

                               5 – я ступень             

                                                                    

 

 

   Вторичные 

    потребности

 

                   

                                  4 – я ступень                                               

 Потребность в признании, уважении, например, приобретении власти, престижа, авторитета в каких – то сферах жизни, в обществе, государстве, семье, самоуважение, оценка личных достижений.


                        

 Потребность в поддержании социальных  контактов, социальные потребности, например, установление дружеских отношений в коллективе, принадлежность организации




                  3 – я ступень                                                            

                      

 

                   

                     2- я ступень

 Потребность в безопасности, защищенности, надежности, например, иметь постоянный  источник доходов, иметь жилье, жить  в   обстановке  мира, иметь  возможность получать квалифицированную  медицинскую помощь


Первичные

 

Физиологические потребности – в чистом воздухе, воде, тепле, пище, одежде и т.д.




потребности   

 

             1-я ступень           

                

        

   Вопрос 6. Изложите основное понятие технологического процесса.

Ответ:   для выпуска определенной продукции необходимо иметь не только трудовые  ресурсы, но и быть технически оснащенным, иметь определенные материалы, из которых в последствии изготавливается конкретная продукция. Все это    объединяется  в одно целое;  происходит определенный  процесс, в результате которого исходные материалы  превращаются в готовую продукцию. Этот процесс называется производственным.

   В производственном процессе  действия работников направлено  на целесообразное изменение  предметов труда. При этом происходит  движение, передача деталей. Существуют  три вида движения или передачи деталей:

1) последовательное движение. Это такой вид движения или передачи, когда партия  деталей с предыдущей операции  на последующую передается после окончания обработки всей партии целиком  на предыдущей операции на последующую. Плюс от такого движения – хорошая загрузка рабочих и рабочих мест. Минус от такого движения – длительный производственный цикл из – за  пролеживания  деталей на предыдущей операции. Данный вид движения деталей  рекомендуется применять  в единичном и мелкосерийном производстве. Время цикла движения деталей можно рассчитать по следующей формуле

                                                                        m

Тпос = n ∑ t шт i      в мин,

                                                                      -1

где   Тпос –  время цикла

        m    -  число операций

      t шт   -   время на операцию.

2) параллельное движение.  При этом виде движения детали с операции на операцию передаются небольшими партиями. Обработка на каждой последующей операции начинается немедленно, неожидая конца обработки всех деталей в партии. Плюсы от такого вида движения  деталей состоит в том, что Тцикл –сокращается. Минусы от такого движения – все – таки возникает простой рабочих и оборудования, т.к. операции не в равномерных по длительности условиях. Целесообразно применять такое движение деталей в крупносерийном или массовом производстве. Время цикла движения деталей можно определить по формуле:

 

                                                        m

Тпос = n ∑ t шт i  + ( n – 1) t главное      в мин,

                                                      1 

t главное  - время наибольшей по длительности операции  тех. Процесса.

3) смешанный вид движения  – характеризуется тем, что процесс обработки в партии деталей на последующей операции начинается раньше, чем заканчивается обработка сей партии деталей на предыдущей операции. Плюсы от такого движения – не простоев, , tц сокращается. Данное движение деталей рекомендуется применять в серийном и массовом производстве.  Время цикла движения деталей рассчитываем по следующей формуле:

 

                                           m

Тсмеш =( n ∑ t шт i)  + ( n – 1) • (∑t шт б  - ∑tшт м )            в мин

                                            1  

 

 Целесообразное изменение формы, размеров, состояния, структуры, места  предметов труда – называется технологическим процессом.

 

   Вопрос 7. По каким  признакам классифицируются технологические процессы?

   Ответ: технологические процессы классифицируются  по следующим признакам:

1. По источнику энергии

Пассивные

Активные

От природных процессов, не требуется  дополнительной, преобразованной человеком энергии для воздействия на предмет труда

Протекают либо в результате непосредственного воздействия человека на предмет труда, либо в результате воздействия средств труда, приводимых  в движение энергией, целесообразно преобразованной человеком.


 

2. По степени непрерывности воздействия на предмет труда

Непрерывные

Дискретные 

Технологический процесс не прерывается  во время загрузки сырья, выдачи готовой продукции  и контроля за ним.

Технологический процесс прерывается на время загрузки сырья. Выдачи готовой продукции и контроля  за ним.


 

                                                

                            

3. По способу воздействия на предмет труда и виду применяемого оборудования

Механические

Аппаратурные

Технологические процессы осуществляются вручную или с помощью машин, например, станков и т.д. Предмет труда подвергается механическим воздействиям

Применяются аппараты различных конструктивных форм, например, печи, камеры, ванных, сосуды и т.д. У предмета труда изменяется физико – химическое свойство. Продукт аппаратного процесса может отличаться от сырья по химическому составу, структуре и агрегатному состоянию


 

 Вопрос 8. По каким основным признакам различаются трудовые процессы?

Ответ: трудовой процесс – это совокупность действия  работников , направленных на целесообразное изменение  предметов труда.

   Трудовые процессы различаются  по следующим основным признакам:

  1. По характеру предмета и продукта труда

Вещественно - энергетические

Информационные

Характерны для рабочих. Предметом и продуктом труда является вещество (сырье, материалы, детали, машины) или энергия (гидравлическая, тепловая, электрическая и т.д.)

Характерны для служащих. Предметом и продуктом труда являются информация (экономическая, технологическая, конструктивная и т.д.)


 

  1. По функциям

Основные

Вспомогательные

Служащие

Рабочие основных производств, цехов, которые непосредственно заняты выпуском продукции этого предприятия.

Рабочие всех вспомогательных цехов и тех рабочие основных цехов, которые заняты обслуживанием оборудования рабочих мест, например, ремонтники и т.д.

- руководители.  Принимают решения и обеспечивают их исполнение;

- специалисты. Подготавливают информацию, на основе которой руководитель  принимает решения ;

- технические исполнители. Обеспечивают  необходимые условия  для работы  руководителей и специалистов.


 

  1. По степени участия человека в воздействии на предмет труда

Ручные

Машинно – ручные

Машинные

Автоматизированные процессы

Воздействие на предмет труда осуществляется работником без применения дополнительных источников или с помощью ручного инструмента, который приводится в движение дополнительным источником энергии (электрической. Пневматической и т.п.)

Технологическое воздействие на предмет труда производится с помощью исполнительных механизмов машин (станков), но перемещение инструмента относительно предмета труда или предмета относительно инструмента осуществляется рабочим.

Изменение форм, размеров труда и других характеристик  предмета труда осуществляется машиной без физических усилий рабочего, функции которого  заключаются в установке, снятии предмета труда и управлении работой машины

Технологическое воздействие на предмет труда, его установка  и снятия   выполняется без участия рабочего.  В зависимости от степени автоматизации  функции  работников  могут заключаться в контроле за работой машин, устранении отказов, настройке, смене инструментов, обеспечении необходимых запасов  предметов труда и инструментов, составлении программы работы машин.

Информация о работе Контрольная работа по предмету «Экономика и социология труда»