Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 00:12, контрольная работа

Описание работы

Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой для российской экономики. Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территорий, в которых наблюдается устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей.

Содержание работы

1) Вопрос № 1 – Чем вызвана территориальная дифференциация социально – экономического развития регионов России и основные причины усиления её в переходный период…….…………………..3- 14
2) Вопрос № 2- Анализ расположения Ярославской области по отношению к транспортным магистралям, крупным центрам, рынкам основных ресурсов, товаров и услуг. Выявите влияние соседних территорий на экономическое развитие региона…………………15 - 22
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 По регионам  — субъектам Федерации диапазон  показателя денежных доходов  на душу населения превышает  двенадцатикратную величину (Ямало-Ненецкий  а. о. — республика Ингушетия). Близкие значения характеристик наблюдаются по душевым показателям розничного товарооборота (разрыв между экономическими районами с 80-х годов почти удвоился). При этом Москва и Петербург, сосредоточивающие большой межрегиональный товарооборот, здесь не учитываются. Очень сильная дифференциация — 25 раз — обнаруживается по объемам платных услуг на одного жителя (Ямало-Ненецкий и Усть-Ордынский Бурятский а. о.).

 Гораздо  меньше выражена разница в  обеспеченности населения общей  жилой площадью: от 20,3 (Центр) до 17 (Восточная Сибирь), при средней обеспеченности по стране - 18,1 м2 на человека. Среди субъектов Федерации она больше: от 22 м2 (Псковская область) до 12,1 м2 (Тыва), не говоря уже о различии в качестве жилья, особенно между городом и селом.

 К важным  индикаторам региональных социальных условий относятся еще два показателя. Первый - состояние экологии (загрязненность воздуха и воды). Наибольшие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются прежде всего в крупнейших промышленных центрах, сосредоточивающих мощные тепловые электростанции, металлургические и химические заводы. Так, по загрязняющим выбросам на первом месте находятся районы Урала, Восточной и Западной Сибири (4,4—3,3 млн т), на втором — районы Европейского Севера, Центра и Поволжья (2,6—1,2 млн т).

 Второй  показатель — криминогенная обстановка. По числу зарегистрированных  преступлений на 100 тыс. жителей  первые пять мест занимают  районы Дальнего Востока и  Забайкалья — Сахалинская область,  Бурятия, Еврейская автономная  область, Магаданская область и Хабаровский край. Повышенный уровень преступности наблюдается в некоторых районах Сибири (Красноярский край, Томская область, Тыва и др.) и Урала (Курганская и Пермская области), а также в Приморском крае. Наименьшее число зарегистрированных преступлений приходится на республики Северного Кавказа, видимо, ограничивающие их в своей среде по древним традициям, но учитывая общую ситуацию, к этим данным надо относиться весьма осторожно. Более обоснованно следует считать регионами нижнего предела распространения преступности Москву, Пензенскую и Белгородскую области, Башкирию и Чукотский а.о.

 Социальное государство  в России, провозглашенное Конституцией, еще не существует, уровень жизни  стал в 3—4 раза ниже, чем  в советские годы. В то время  как на Западе доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6—7 раз, в нашей стране этот разрыв возрос с 4,5 раза в 1991 г. до 14—15 раз, а во многих регионах — значительно больше. В бывшем СССР регионально-социальная дифференциация была выражена гораздо менее, хотя к 90-м годам экономика оказалась в сложном положении. Кризисная обстановка вызвала резкое понижение уровня жизни и его большие территориальные разрывы, причем нельзя отрицать влияния объективных факторов — региональные различия производительности труда, особенности отраслевой структуры экономики и т. п., сказывающиеся на уровне заработной платы, или высокие на Востоке и Севере затраты на создание социальной инфраструктуры.

 Растущая трансформация  экономического пространства в период реформ — усиление его социально-экономической неоднородности (разрывов региональных уровней) и нарастание дезинтеграционных тенденций (особенно ослабления межрегиональных связей) — представляет серьезную угрозу территориальной целостности России, ее экономической и национальной безопасности. Преодоление этих разрушительных процессов возможно на путях сближения регионов (прежде всего на основе укрепления экономической базы и активного включения в рынок отстающих регионов), а также форсирования мер интеграции в рамках новой стратегии территориального развития (среди них уже реализованная — создание макрорегиональных комплексов в виде федеральных округов).Высказываются предостережения против иллюзии, что экономический рост автоматически переломит тенденцию межрегиональной дифференциации уровня жизни с дивергенции (расхождение) на конвергенцию (сближение). Ибо растущая притягательность регионов с повышенной конкурентоспобностью и мобильностью труда и капитала может привести к еще большему отрыву регионов-лидеров от остальных по уровню социально-экономического развития.

 В новой обстановке  сильно сказываются и еще долго  сохранятся влияние различных  стартовых условий регионов при  вхождении в рынок и неоднозначные  возможности адаптации к нему. Отсюда необходимость дифференцированного подхода в региональной политике.

 Для выработки и  реализации целенаправленной региональной  политики и территориального  хозяйственного механизма, в частности,  бюджетных трансфертов и государственных  региональных программ, а также проведения регулярного мониторинга социально-экономического состояния возникает потребность в определении различных типов проблемных регионов, т. е. регионов, требующих особого внимания государства ввиду стратегической важности или бедственного положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2- Анализ расположения Ярославской области по отношению  к транспортным магистралям, крупным  центрам, рынкам основных ресурсов, товаров  и услуг. Выявите влияние соседних территорий на экономическое развитие региона.

           

Ярославская область расположена в центральной  части Восточно Европейской равнины.

Входит в  состав Центрального федерального округа. Граничит с Тверской, Вологодской, Костромской, Ивановской, Владимирской и Московской областями. Площадь - 36,4 тыс. км2 (0,2% территории РФ). Население - 1327,8 тыс. чел. (0,9% населения РФ, 2006). Административный центр – г. Ярославль.

В составе  Ярославской области 17 административных районов, 11 городов (в т. ч. 6 областного подчинения),13 посёлков городского типа, 224 сельские администрации (2006).

Транспорт

Через Ярославскую  область — Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Данилов и Пречистое  — с юго-запада на северо-восток проходит автомагистраль федерального значения М8 «Холмогоры», соединяющая регион с Москвой, Вологдой и Архангельском.

Железнодорожные перевозки по области осуществляет Северная железная дорога (в основном её Ярославское отделение).

Важное значение для области имеет сезонное судоходство  по Волге и Рыбинскому водохранилищу, связывающее Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев и Ярославль между собой и с другими портами Волжского бассейна: вверх по Волге — Тверь и Москва, вниз по ней — Кострома и т. д., через Рыбинское водохранилище — Весьегонск и Череповец (и далее Санкт-Петербург и Архангельск). В области имеются Рыбинский и Ярославский речные порты.

Под Ярославлем и Рыбинском имеются аэропорты.

Основные  социально-экономические предпосылки развития Ярославской области: выгодное экономико-географическое положение, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры.

Ярославская область – индустриальный регион. В его структуре промышленность занимает 39,2%. Среди всех видов экономической деятельности региона наиболее развитыми являются обрабатывающие производства, с высоким удельным весом машиностроения.

Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении  регионов страны. По объёму производства промышленной продукции область входит в первую тройку регионов Центрального округа, по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11-е место в России. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях

Транспортный  комплекс Ярославской области –  важнейшая составляющая ее производственной инфраструктуры.

Транспортная  система области имеет российское и международное значение, объединяет железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и трубопроводные транспортные потоки, обеспечивая возможность смешанных перевозок. Ярославль - крупный транспортный узел Европейской части России, расположен на международных магистралях, которые связывают Москву с другими городами севера и востока России.

Преимущество  области заключается в высокой  развитости внутренних путей сообщения  и дорожной сети по сравнению с  большинством близлежащих соседних областей.

ярославский экономический экологический ресур

Таблица 10 Характеристика транспортных путей региона

Регион

Железные  дороги тыс. км

Речные пути, тыс. км

Автомобильные дороги, тыс. км

Площадь территории региона, тыс. кв. км

Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км

Густота речных путей, км/1000 кв. км

Густота авто-дорог, км/1000 кв.км

Россия

85,2

101,6

933,3

17075,4

5,0

6,0

54,7

Центральный федеральный округ

17,2

5,6

117,9

650,7

261

8,6

227,3

Ярославская область

0,7

0,2

7,0

36,4

180

18,3

192,6


 

Водный транспорт

Область считается  относительно водообеспеченным регионом, но речная сеть распределена неравномерно. Наиболее крупными реками являются Волга, Сить, Которосль, крупные озера – Неро, Плещеево. Реки и озера широко используются в народном хозяйстве республики для гидроэнергостроительства, мелиорации, водоснабжения и рыбного хозяйства.

Важное значение для области имеет сезонное судоходство по Волге и Рыбинскому водохранилищу. Единая глубоководная сеть европейской части России позволяет отправлять грузы в регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного морей. Река Волга с системой каналов позволяет судам без перевалки доставлять грузы в Москву, Санкт- Петербург, Архангельск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь.

На территории области функционируют три речных порта – Ярославский, Рыбинский, Угличский.

Ярославский речной порт расположен по двум берегам реки Волги в городе Ярославле. Создан в 1948 году на базе пристани, существовавшей с XIII века. Судоходство осуществляется в течение 6 месяцев в году с мая по октябрь.

Имеются буксирный флот мощностью 300—1340 лошадиных сил, несамоходные баржи, плавкраны грузоподъёмностью 5-16 тонн, пассажирский скоростной и водоизмещающий флот. Осуществляет приём донецкого угля, минерально-строительных и тарно-штучных грузов. С порта отправляется лес, оборудование, автопокрышки и многое другое. Основными рынками услуг порта в перевозках грузов являются Ярославская, Вологодская, Московская области и город Москва.

Рыбинский речной порт расположен на правом берегу реки Волги в черте г. Рыбинска на 0,5 км ниже устья р. Черёмуха. Создан в 1942 году. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 26 км и вниз на 51 км; по Рыбинскому водохранилищу на 161 км по восточному берегу и на 127 км по западному берегу, а также по рекам Молога, Сить и Согожа. Порт осуществляет перевалку с воды на железную дорогу каменного угля, соли, руды и с железной дороги на воду тарно-штучных грузов.

ОАО «Угличский речной порт» – ближайший к Москве крупный речной порт, входящий в Волго-Балтийскую транспортную систему и Международный Транспортный Коридор «Север-Юг».

Близость  к Москве, современная инфрастуктура, наличие удобных подъездных путей  – основные преимущества этого транспортного узла.

Порт располагает  всем необходимым для погрузочно-разгрузочных работ, временного складирования грузов и перегрузки их на автомобильный  или железнодорожный транспорт. Наличие прямой железнодорожной  ветки, соединяющей Углич с Москвой, позволяет оперативно доставлять полученные грузы в столицу или любые регионы России.

В распоряжении порта находится собственный  маневровый, транспортный, нефтеналивной, прогулочный флот; земснаряд, плавкраны  и другая добычная техника. Порт является крупнейшим в области гарантированным поставщиком речного песка и других нерудных строительных материалов.

Железнодорожный транспорт

По территории области проходит Северная железнодорожная  ветвь транссибирской магистрали.

Железнодорожные перевозки по области осуществляет Ярославское отделение Северной железной дороги. Через Ярославскую область с юго-запада на северо-восток проходит железнодорожный путь из Москвы, Московской и Владимирской областей (узловая станция Александров I) в Вологодскую область и далее Архангельскую область и Республику Коми. Из Ярославля идёт железнодорожный путь на северо-запад в Рыбинск (тупиковая ветка до Тутаева), а из Рыбинска далее на запад (узловая станция Сонково) в Тверскую область и далее Санкт-Петербург. Из Ярославля на восток идёт путь в Костромскую и Ивановскую области (узловая станция Нерехта). Из Данилова на восток идёт путь через Любим в Костромскую и далее Кировскую области. К Угличу подходит тупиковая ветвь с запада от Калязина Московского отделения Октябрьской железной дороги.

Железнодорожный транспорт обеспечивает 70% грузовых перевозок области и по праву  считается самым безопасным и  традиционно популярным у пассажиров. Магистральная линия железных дорог в области составляет 696 километров, в том числе 408 километров электрифицированных.

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"