Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 00:12, контрольная работа
Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой для российской экономики. Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территорий, в которых наблюдается устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей.
1) Вопрос № 1 – Чем вызвана территориальная дифференциация социально – экономического развития регионов России и основные причины усиления её в переходный период…….…………………..3- 14
2) Вопрос № 2- Анализ расположения Ярославской области по отношению к транспортным магистралям, крупным центрам, рынкам основных ресурсов, товаров и услуг. Выявите влияние соседних территорий на экономическое развитие региона…………………15 - 22
Список использованной литературы.
По регионам
— субъектам Федерации
Гораздо
меньше выражена разница в
обеспеченности населения
К важным индикаторам региональных социальных условий относятся еще два показателя. Первый - состояние экологии (загрязненность воздуха и воды). Наибольшие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются прежде всего в крупнейших промышленных центрах, сосредоточивающих мощные тепловые электростанции, металлургические и химические заводы. Так, по загрязняющим выбросам на первом месте находятся районы Урала, Восточной и Западной Сибири (4,4—3,3 млн т), на втором — районы Европейского Севера, Центра и Поволжья (2,6—1,2 млн т).
Второй
показатель — криминогенная
Социальное государство в России, провозглашенное Конституцией, еще не существует, уровень жизни стал в 3—4 раза ниже, чем в советские годы. В то время как на Западе доходы наиболее богатых 10% населения превышают доходы 10% беднейших не более чем в 6—7 раз, в нашей стране этот разрыв возрос с 4,5 раза в 1991 г. до 14—15 раз, а во многих регионах — значительно больше. В бывшем СССР регионально-социальная дифференциация была выражена гораздо менее, хотя к 90-м годам экономика оказалась в сложном положении. Кризисная обстановка вызвала резкое понижение уровня жизни и его большие территориальные разрывы, причем нельзя отрицать влияния объективных факторов — региональные различия производительности труда, особенности отраслевой структуры экономики и т. п., сказывающиеся на уровне заработной платы, или высокие на Востоке и Севере затраты на создание социальной инфраструктуры.
Растущая трансформация экономического пространства в период реформ — усиление его социально-экономической неоднородности (разрывов региональных уровней) и нарастание дезинтеграционных тенденций (особенно ослабления межрегиональных связей) — представляет серьезную угрозу территориальной целостности России, ее экономической и национальной безопасности. Преодоление этих разрушительных процессов возможно на путях сближения регионов (прежде всего на основе укрепления экономической базы и активного включения в рынок отстающих регионов), а также форсирования мер интеграции в рамках новой стратегии территориального развития (среди них уже реализованная — создание макрорегиональных комплексов в виде федеральных округов).Высказываются предостережения против иллюзии, что экономический рост автоматически переломит тенденцию межрегиональной дифференциации уровня жизни с дивергенции (расхождение) на конвергенцию (сближение). Ибо растущая притягательность регионов с повышенной конкурентоспобностью и мобильностью труда и капитала может привести к еще большему отрыву регионов-лидеров от остальных по уровню социально-экономического развития.
В новой обстановке
сильно сказываются и еще
Для выработки и
реализации целенаправленной
Вопрос № 2- Анализ расположения Ярославской области по отношению к транспортным магистралям, крупным центрам, рынкам основных ресурсов, товаров и услуг. Выявите влияние соседних территорий на экономическое развитие региона.
Ярославская
область расположена в
Входит в состав Центрального федерального округа. Граничит с Тверской, Вологодской, Костромской, Ивановской, Владимирской и Московской областями. Площадь - 36,4 тыс. км2 (0,2% территории РФ). Население - 1327,8 тыс. чел. (0,9% населения РФ, 2006). Административный центр – г. Ярославль.
В составе Ярославской области 17 административных районов, 11 городов (в т. ч. 6 областного подчинения),13 посёлков городского типа, 224 сельские администрации (2006).
Транспорт
Через Ярославскую
область — Переславль-
Железнодорожные перевозки по области осуществляет Северная железная дорога (в основном её Ярославское отделение).
Важное значение для области имеет сезонное судоходство по Волге и Рыбинскому водохранилищу, связывающее Углич, Мышкин, Рыбинск, Тутаев и Ярославль между собой и с другими портами Волжского бассейна: вверх по Волге — Тверь и Москва, вниз по ней — Кострома и т. д., через Рыбинское водохранилище — Весьегонск и Череповец (и далее Санкт-Петербург и Архангельск). В области имеются Рыбинский и Ярославский речные порты.
Под Ярославлем и Рыбинском имеются аэропорты.
Основные социально-экономические предпосылки развития Ярославской области: выгодное экономико-географическое положение, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры.
Ярославская область – индустриальный регион. В его структуре промышленность занимает 39,2%. Среди всех видов экономической деятельности региона наиболее развитыми являются обрабатывающие производства, с высоким удельным весом машиностроения.
Ярославская область входит в число наиболее развитых в промышленном отношении регионов страны. По объёму производства промышленной продукции область входит в первую тройку регионов Центрального округа, по совокупному показателю уровня социально-экономического развития занимает 11-е место в России. Около 300 ярославских предприятий имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях
Транспортный комплекс Ярославской области – важнейшая составляющая ее производственной инфраструктуры.
Транспортная
система области имеет
Преимущество области заключается в высокой развитости внутренних путей сообщения и дорожной сети по сравнению с большинством близлежащих соседних областей.
ярославский экономический экологический ресур
Таблица 10 Характеристика транспортных путей региона
Регион |
Железные дороги тыс. км |
Речные пути, тыс. км |
Автомобильные дороги, тыс. км |
Площадь территории региона, тыс. кв. км |
Густота ж-д. путей, км/10000 кв. км |
Густота речных путей, км/1000 кв. км |
Густота авто-дорог, км/1000 кв.км |
Россия |
85,2 |
101,6 |
933,3 |
17075,4 |
5,0 |
6,0 |
54,7 |
Центральный федеральный округ |
17,2 |
5,6 |
117,9 |
650,7 |
261 |
8,6 |
227,3 |
Ярославская область |
0,7 |
0,2 |
7,0 |
36,4 |
180 |
18,3 |
192,6 |
Водный транспорт
Область считается относительно водообеспеченным регионом, но речная сеть распределена неравномерно. Наиболее крупными реками являются Волга, Сить, Которосль, крупные озера – Неро, Плещеево. Реки и озера широко используются в народном хозяйстве республики для гидроэнергостроительства, мелиорации, водоснабжения и рыбного хозяйства.
Важное значение для области имеет сезонное судоходство по Волге и Рыбинскому водохранилищу. Единая глубоководная сеть европейской части России позволяет отправлять грузы в регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного морей. Река Волга с системой каналов позволяет судам без перевалки доставлять грузы в Москву, Санкт- Петербург, Архангельск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь.
На территории
области функционируют три
Ярославский речной порт расположен по двум берегам реки Волги в городе Ярославле. Создан в 1948 году на базе пристани, существовавшей с XIII века. Судоходство осуществляется в течение 6 месяцев в году с мая по октябрь.
Имеются буксирный флот мощностью 300—1340 лошадиных сил, несамоходные баржи, плавкраны грузоподъёмностью 5-16 тонн, пассажирский скоростной и водоизмещающий флот. Осуществляет приём донецкого угля, минерально-строительных и тарно-штучных грузов. С порта отправляется лес, оборудование, автопокрышки и многое другое. Основными рынками услуг порта в перевозках грузов являются Ярославская, Вологодская, Московская области и город Москва.
Рыбинский речной порт расположен на правом берегу реки Волги в черте г. Рыбинска на 0,5 км ниже устья р. Черёмуха. Создан в 1942 году. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 26 км и вниз на 51 км; по Рыбинскому водохранилищу на 161 км по восточному берегу и на 127 км по западному берегу, а также по рекам Молога, Сить и Согожа. Порт осуществляет перевалку с воды на железную дорогу каменного угля, соли, руды и с железной дороги на воду тарно-штучных грузов.
ОАО «Угличский речной порт» – ближайший к Москве крупный речной порт, входящий в Волго-Балтийскую транспортную систему и Международный Транспортный Коридор «Север-Юг».
Близость к Москве, современная инфрастуктура, наличие удобных подъездных путей – основные преимущества этого транспортного узла.
Порт располагает
всем необходимым для погрузочно-
В распоряжении порта находится собственный маневровый, транспортный, нефтеналивной, прогулочный флот; земснаряд, плавкраны и другая добычная техника. Порт является крупнейшим в области гарантированным поставщиком речного песка и других нерудных строительных материалов.
Железнодорожный транспорт
По территории области проходит Северная железнодорожная ветвь транссибирской магистрали.
Железнодорожные перевозки по области осуществляет Ярославское отделение Северной железной дороги. Через Ярославскую область с юго-запада на северо-восток проходит железнодорожный путь из Москвы, Московской и Владимирской областей (узловая станция Александров I) в Вологодскую область и далее Архангельскую область и Республику Коми. Из Ярославля идёт железнодорожный путь на северо-запад в Рыбинск (тупиковая ветка до Тутаева), а из Рыбинска далее на запад (узловая станция Сонково) в Тверскую область и далее Санкт-Петербург. Из Ярославля на восток идёт путь в Костромскую и Ивановскую области (узловая станция Нерехта). Из Данилова на восток идёт путь через Любим в Костромскую и далее Кировскую области. К Угличу подходит тупиковая ветвь с запада от Калязина Московского отделения Октябрьской железной дороги.
Железнодорожный транспорт обеспечивает 70% грузовых перевозок области и по праву считается самым безопасным и традиционно популярным у пассажиров. Магистральная линия железных дорог в области составляет 696 километров, в том числе 408 километров электрифицированных.
Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"