Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:36, реферат
Под интеграцией в экономике следует понимать объединение экономических субъектов для углубления их взаимодействия, развития связей между ними. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Интеграция экономическая предполагает сближение и взаимоприспособление отдельных хозяйств, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
– рыночной конъюнктуры: 1) неопределенность структурных условий рынка; 2) степень конкуренции; 3) колебание спроса; 4) изменения предпочтений клиентов;
– научно-технического прогресса (изменение технологической составляющей производственного процесса);
– экономической политики (экономическая политика государства в области антимонопольного законодательства, налогообложения, внешнеэкономической деятельности).
Исследование существующих качественных и количественных (стоимостных) подходов к оценке эффективности интеграции хозяйствующих субъектов свидетельствует об отсутствии целостной методологии, учитывающей влияние на результативность интеграции совокупности факторов внешней и внутренней экономической среды. Соответствующая методология имеется лишь применительно к слияниям и поглощениям в условиях развитой рыночной системы в виде классических положений по оценке стоимости компаний. Кроме того существуют определенные различия в концептуальных и методологических подходах к исследованию данной проблемы, чем определяются существенные различия в обобщениях, выводах и методических рекомендациях относительно результативности интеграции субъектов хозяйствования.
Считаем, что в современных условиях в каждой конкретной производственной ситуации оценка эффективности интеграции субъектов хозяйствования должна производиться с учетом показателей функциональной, технологической, экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности и прочих. Содержание показателей должно отражать реализацию тех аспектов интеграции, которые обусловливают конечную эффективность совместной деятельности хозяйствующих субъектов.
Преимуществами предлагаемой системы обобщающих критериев результативности являются следующие:
– перспективность с точки зрения методических возможностей использования в систематическом анализе государственными органами исполнительной власти стратегически значимых интегрированных промышленных структур, входящих в рейтинговые перечни крупнейших компаний и накопление на этой основе репрезентативной информационной базы, способной послужить основой адекватных долговременных прогнозов динамики развития;
– обеспечение возможности сопоставления показателей эффективности интеграции хозяйствующих субъектов между собой и во времени;
– при органическом соединении показателей, характеризующих различные аспекты интеграции, достигается соответствие принципов максимизации производства при учете характеристик технологической, социальной, экологической, институциональной результативности и других.
Подготовительным этапом является формирование программных вопросов исследования. Вырабатывается и адаптируется к конкретной ситуации система общих и частных показателей, характеризующих результативность взаимодействия участников интегрированной структуры при совместной деятельности.
На третьем этапе необходимо обоснование цели и задач интеграции хозяйствующих субъектов. Результатом является разработка нескольких возможных сценариев и установление меры их актуальности сценариев, характеризующих возможные варианты формирования хозяйствующих субъектов в сложившейся ситуации.
Они включают в себя подробный перечень хозяйствующих субъектов, описание конкретных целей и задач, которые требуется решить в процессе их взаимодействия, выбор типа (вида), формы, метода (способа) интеграционного взаимодействия. В рамках выбранного сценария вырабатывается комплекс необходимых и возможных мероприятий, определяются соответствующие каждому мероприятию и общие затраты на реализацию сценария им затраты.
На четвертом этапе осуществляются возможные мероприятия по интеграции в соответствии с рассматриваемым сценарием, отвечающим стратегии участников интегрированной структуры. Происходит переход от имеющейся структуры взаимоотношений к реализации желаемого сценария посредством поэтапный осуществления мероприятий с оценкой частных эффектов. В случае выявления на одном из этапов несоответствия полученных частных эффектов принятым критериям эффективности происходит корректировка или отклонение конкретного мероприятия. В конечном итоге производится выбор сценария и комплекса мероприятий, наилучшим образом соответствующего стратегии и тактике развития интегрированной структуры.
Заключительным этапом является принятие решения об организации взаимодействий хозяйствующих субъектов в условиях принятого сценария и осуществление предусмотренных мероприятий. Разрабатывается система управления и контроля над деятельностью участников интегрированной структуры.
При реализации предлагаемой комплексной методики оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов должны быть учтены следующие положения:
– показатели результативности частных мероприятий необходимо рассматривать в динамике, совокупности и взаимосвязи в целях получения полной картины эффективности интеграции с учетом возможных вариаций, когда достигаемый эффект реализации какого-либо одного мероприятия может быть элиминирован отрицательным действием другого;
– при сопоставлении эффектов и затрат следует учитывать экономическую неравноценность осуществляемых затрат и получаемых результатов в различные моменты времени; инфляцию, неопределенность и риски, оказывающие влияние на принятие решений, поэтому соотнесение эффектов и затрат следует осуществлять в сопоставимых оценках;
– при оценке эффективности отдельных мероприятий по повышению эффективности интеграции хозяйствующих субъектов возможно использование не связанных в единую систему частных показателей, но должно соблюдаться максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта;
– для качественной реализации предложенной методики субъекты хозяйствования должны иметь высокий управленческий потенциал, но лучшим решением представляется создание управляющей компании, централизующей функции стратегического планирования, производства, управления, маркетинга, снабжения, сбыта и НИОКР. В данной ситуации повышение управленческого потенциала определяет эффективность интеграции хозяйствующих субъектов;
– исследование взаимодействующих хозяйствующих субъектов должно быть достаточно полным и предметным, т.е. направленным на выявление в каждой цепочке как наиболее, так и наименее ценных компонентов (с точки зрения перспективной стратегии развития и обеспечения конкурентных преимуществ);
– при выборе индикатора стратегического развития интегрированной структуры следует делать упор не на уровень и динамику текущей прибыли участников группы, а на наращивание инвестиционного потенциала (в том числе из заемных источников) и поддержание в конкурентоспособном состоянии производственного аппарата;
– в зависимости от выбранного метода интеграции степени централизации в интегрированной структуре горизонт и шаг прогнозирования показателей эффективности должен дифференцироваться. При оценке эффективности соглашений целесообразно осуществлять планирование на период не менее 1 года; объединений (слияний или поглощений) — на период не менее 5 лет;
– развитие интеграции должно сопровождаться созданием общей системы планирования и количественно определенных целевых задач для участников интегрированной структуры;
– при разработке комплекса критериев эффективности следует учитывать анализ среды функционирования интегрированной структуры; необходимо ориентироваться на сопоставление характеристик изучаемой функционирующей (или проектируемой) интегрированной структуры и других компаний, присутствующих на родственных рынках, в частности в аспекте технологического уровня производства, достаточности производственных мощностей и сбалансированности их отдельных элементов;
– включение в состав интегрированной структуры предприятий, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, оказывает негативное воздействие на конечную эффективность интеграции; во-первых, сосуществование благополучных и кризисных субъектов хозяйствования усложняет начальный этап становления интегрированной структуры; во-вторых, в процессе ее функционирования может вызвать флуктуацию или полифуркацию системы; желательно добиваться финансового оздоровления предприятий до вступления их в интегрированную структуру.
Рассмотренная методика оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов представляет попытку комплексного решения проблемы повышения результативности интегрированных промышленных структур в российской экономике. Она может быть применима как на этапе планирования интеграции, позволяя принимать обоснованные и экономически верные решения, так и в процессе функционирования интегрированной структуры, позволяя вырабатывать корректирующие действия, исправляющие недостатки существующей структуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов или ошибочные решения, принимаемые в ходе деятельности интегрированной структуры. Корректирующими действиями в данном случае могут быть либо вывод слабого звена — хозяйствующего субъекта, не обеспечивающего эффективность деятельности интегрированной структуры в целом, его замена, либо разработка и реализация мероприятий по приведению характеристик участника (функциональных, технологических, экономических, технических, маркетинговых, финансовых, институциональных, социальных, экологических и прочих) к требуемому для достижения целей интегрированной структуры уровню.
Представленный экономический алгоритм позволяет получить результаты анализа, необходимые для выработки решений по совершенствованию состава интегрированной структуры и создать практический инструментарий, включающий разнообразные методы и способы повышения результативности интеграционных взаимодействий субъектов хозяйствования.
кооперация аграрный сектор
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы способствуют повышению конкурентоспособности мелких сельхозпроизводителей, росту их доходности за счет сокращения числа посредников-перекупщиков и повышения товарности производства, особенно хозяйств населения.
Восстановление отечественного аграрного сектора экономики требует особых рекомендаций, в том числе по созданию кооперативных форм хозяйствования и организацинно-экономического механизма их функционирования. Для повышения эффективности работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации России в сфере заготовки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции рекомендуется:
В основополагающих документах, определяющих современную аграрную политику, - Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» - определены место и роль сельскохозяйственной потребительской кооперации, ее форм в возрождении и дальнейшем развитии агропроизводства. Первые успехи на этом пути убедительно свидетельствуют о созидательном потенциале кооперативного движения.
Современные кооперативы начали активно формироваться лишь в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Процесс активного создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов вызван переходом к рыночным отношениям, потребовавшим новых форм взаимоотношений в агропромышленном комплексе.
Преобладание в аграрной экономике мелких организационных структур значительно увеличивает неэквивалентность обмена между производителями сельскохозяйственной продукции и обслуживающей село сферой. В этих условиях возрастает потребность в формировании специальных институтов защиты крестьянских интересов, позволяющих обеспечить, с одной стороны, успешное ведение бизнеса, с другой - развитие институтов самоуправления аграриев. В наибольшей степени решению этих вопросов соответствует активное вхождение крестьян в сельскохозяйственные обслуживающие потребительские кооперативы, в которых развитие получает собственная инициатива сельхозтоваропроизводителей. В то же время объединение в кооператив, в отличие от иных организационно-правовых форм, не снижает значимости их самостоятельной экономической деятельности.
Как показывает практика, максимальная эффективность государственной поддержки обеспечивается в системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, чьей деятельности в последние годы уделяется все большее внимание.
В целях улучшения сбыта продукции отечественных сельхозтоваропроизводителей с участием сельскохозяйственных потребительских кооперативов через сельскохозяйственные рынки принят Федеральный закон «Об организации деятельности розничных рынков», а также внесены изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому эти кооперативы при налогообложении приравниваются к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Важной вехой в развитии отечественного сельского хозяйства явилось принятие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В целях его реализации Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в которой сохранены все мероприятия по поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также предусмотрено субсидирование кредитов, взятых на их обустройство.