Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:36, реферат
Под интеграцией в экономике следует понимать объединение экономических субъектов для углубления их взаимодействия, развития связей между ними. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Интеграция экономическая предполагает сближение и взаимоприспособление отдельных хозяйств, обеспечиваемое концентрацией и переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации продолжает формироваться система сельской кредитной кооперации, как финансовая структура и инфраструктура поддержки крестьян, укрепляется взаимодействие между ее элементами. Так, в конце 2008 г. в 78 регионах функционировали сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, в 37 - созданы двухуровневые системы сельской кредитной кооперации (кооперативы 1-го уровня объединены в региональный кооператив 2-го уровня). Процесс формирования двухуровневых систем в субъектах Федерации продолжается. На национальном уровне действует Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (МСКПК) «Народный кредит», в который входят 4 ассоциированных члена и 17 кооперативов 2-го уровня из Волгоградской Саратовской, Астраханской, Пермской, Томской, Оренбургской, Ярославской, Вологодской, Ивановской областей, республик Чувашия, Удмуртия, Карелия, Калмыкия, Марий Эл, Адыгея, Краснодарского, Ставропольского краев, объединяющие 279 кооперативов 1-го уровня. В задачи МСКПК входит привлечение финансовых ресурсов, перераспределение свободных средств фонда финансовой взаимопомощи региональных кредитных кооперативов, снижение финансовых рисков деятельности региональных систем сельской кредитной кооперации. Несмотря на короткий период своего функционирования (кооператив зарегистрирован 27 октября 2004 г.), МСКПК достигнуты значительные успехи.
При позитивных тенденциях в развитии сельскохозяйственных потребительских кооперативов следует отметить, что сдерживающими факторами более эффективной их деятельности являются:
Существенное число сельскохозяйственных кредитных кооперативов еще не полностью удовлетворяет потребности своих членов в заемных средствах, необходимых для развития производства. Спрос мелких сельхозпроизводителей на ссуды обеспечивается менее чем на 15%. Необходимо увеличивать фонд финансовой взаимопомощи СПК, основными источниками которого, кроме собственного капитала, должны стать займы членов кооператива, в том числе ассоциированных, ссуды банков и других кредитных организаций.
В перспективе же кредитным кооперативам необходимо укреплять взаимодействие не только с региональными финансовыми рынками, но и постепенно выходить на федеральный и международный уровни.
В рамках сельскохозяйственной кредитной кооперации важно разрабатывать и осваивать новые финансовые продукты, выдавать стартовые займы на развитие новых кооперативов, шире применять механизм кредитования успешно работающих. Кооперативам требуется предоставить возможность получать ссуды и поддерживать их ликвидность. Система сельскохозяйственной кредитной кооперации позволяет размещать временно свободные средства, превышающие 50% фонда финансовой взаимопомощи, в кредитных кооперативах последующих уровней, и этот финансовый продукт должен находить все большее распространение.
Решение вопросов финансового обеспечения кооперативов напрямую связано с созданием системы гарантий и страхования. Гарантийные структуры являются важным элементом финансового сектора, дающего ему возможность выполнять свои функции, снижающие финансовые риски. Среди главных задач этих структур - защита кооперативов, испытывающих экономические трудности, от банкротства, обеспечение гарантии (защиты) сбережений их членов, а также средств рефинансирования.
В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы организации сбыта и кооперативной переработки агропродукции. В этой сфере деятельности весомое место должны занять перерабатывающие, торгово-закупочные, снабженческие и обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Рациональная организация их работы даст возможность сельхозтоваропроизводителям выступать на рынке сельскохозяйственной продукции крупными поставщиками, обходиться без услуг многочисленных посредников-перекупщиков, снизить реализационные затраты и повысить доходность.
Следует отметить, что из числа зарегистрированных перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов функционируют чуть более половины. Основной причиной, сдерживающей налаживание деятельности кооперативов, является недостаток денежных средств на формирование материально-ресурсной базы, включающей помещения и оборудование для переработки сельхозпродукции. В связи с этим возрастает необходимость в предоставлении инвестиционных займов для членов кооперативов.
Недостаточно пока предусмотренных законом универсальных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предоставляющих своим членам комплекс услуг, включая кредитование, закупки агропродукции, ее сбыт и др. Для них характерна высокая экономическая устойчивость и привлекательность для своих членов. Создание универсальных кооперативов позволит облегчить подбор руководителей вследствие сокращения их численности. При этом сохранятся преимущества специализации по видам кооперативной деятельности, так как универсальный кооператив, занимающийся, например, кредитованием, может вступить в кредитный кооператив 2-го уровня, сбытом - в сбытовой кооператив 2-го уровня и т.д.
Перед сельскохозяйственными потребительскими кооперативами всех видов, как и перед сельскохозяйственными товаропроизводителями остро стоят проблемы реализации продукции. В этих условиях целесообразно использовать накопившийся опыт заготовительных предприятий и организаций системы потребительской кооперации России. Одновременно особого внимания заслуживает организация сельскохозяйственных кооперативных рынков. Планами предусмотрено формирование в Российской Федерации 59 таких рынков, а создано пока 8. Основные трудности связаны с оформлением землеотводов, разрешительной документации, предоставлением за счет региональных бюджетов средств для строительства подъездных путей и инженерных коммуникаций.
Следует изменить подход к налогообложению прибыли кооперативов, чтобы по аналогии с кооперативами, например, США, налог взимался с остающейся в них прибыли после распределения между членами. В настоящее время этот налог выплачивается дважды: с кооператива и с его участников. В этой связи важно предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации налоговые каникулы для вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
По-прежнему остается не решенной проблема подбора и подготовки кадров для сельскохозяйственных кооперативов, в первую очередь для работы в качестве инструкторов по организации этих объединений и исполнительных директоров.
Целесообразно осуществить ряд мероприятий по обучению кооперативных кадров в рамках Госпрограммы в кооперативных вузах системы потребительской кооперации России, создать специальный учебный центр, обеспечив его финансирование за счет государственного бюджета. Одновременно важно активнее включать кооперативные дисциплины в программы по подготовке специалистов сельского хозяйства в высших и средних учебных заведениях. Органам управления АПК страны и регионов следует заключить соглашения с кооперативными вузами по обучению кооперативных кадров на договорной основе. Не решив эту проблему, эффективного развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации не добиться.
Включение кооперативных вузов в подготовку кооперативных кадров для сельского хозяйства позволит более эффективно и в кратчайшие сроки формировать резерв специалистов, владеющих теорией и практикой кооперации, знающих кооперативные основы, принципы и способных пропагандировать идеи кооперации среди населения. Незнание же кооперативных принципов или их игнорирование ведет к ошибкам при создании кооперативов и организации их работы, дискредитации кооперативного движения, как это уже не раз было в истории России.
Суть работы любого кооператива состоит в соблюдении кооперативных принципов: его член не вправе ограничиваться только внесением доли, он должен пользоваться услугами кооператива, быть его клиентом. Кооператив - это организация, отличие которой от других заключается в первую очередь в том, что она оказывает услуги преимущественно своим членам.
Что же касается интеграции, в последнее время актуальной становится проблема трансформации механизма интеграции крупного и малого секторов в промышленности, а также моделирования управления этим процессом на уровне субъекта Российской Федерации.
В современных условиях в каждой конкретной производственной ситуации оценка эффективности интеграции субъектов хозяйствования должна производиться с учетом показателей функциональной, технологической, экономической, институциональной, социальной, экологической эффективности и прочих.
Рассмотренная методика оценки эффективности интеграции хозяйствующих субъектов представляет попытку комплексного решения проблемы повышения результативности интегрированных промышленных структур в российской экономике. Она может быть применима как на этапе планирования интеграции, позволяя принимать обоснованные и экономически верные решения, так и в процессе функционирования интегрированной структуры, позволяя вырабатывать корректирующие действия, исправляющие недостатки существующей структуры взаимоотношений хозяйствующих субъектов или ошибочные решения, принимаемые в ходе деятельности интегрированной структуры.
Представленный экономический алгоритм позволяет получить результаты анализа, необходимые для выработки решений по совершенствованию состава интегрированной структуры и создать практический инструментарий, включающий разнообразные методы и способы повышения результативности интеграционных взаимодействий субъектов хозяйствования.
Заключение
Сложившаяся к настоящему времени экономическая ситуация в агропромышленном комплексе, и особенно в сельском хозяйстве, остается сложной. Из-за недостаточных объемов, низкой товарности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, слабого развития процессов кооперации и интеграции не обеспечиваются потребности регионов в отечественных продуктах питания, низкими остаются доходы сельского населения, не создаются условия для расширенного воспроизводства. Необходимо усиление нормативного, правового и экономического регулирования процессов кооперации и агропромышленной интеграции на федеральном уровне при одновременном повышении роли регионов.
Существенным фактором нарушения воспроизводства в сельском хозяйстве является недостаточная его поддержка со стороны государства.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Между сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями сельскохозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция развиты слабо. За последние годы между производителями и переработчиками появилось множество посредников, что еще сильнее исказило межотраслевой ценовой паритет на продукцию сельского хозяйства и готовыми продовольственными товарами. Для хозяйств населения, распложенных вдали от городов и промышленных центров, трудности, возникающие при сбыте произведенной продукции, являются злободневным вопросом. В первую очередь, это касается наиболее дефицитных продуктов — молока и мяса. Местные рынки не могут освоить всего объема производимой продукции, а предприятия переработки редко идут на сотрудничество с мелкими хозяйствами. Противостоять сложившимся проблемам хозяйствам можно лишь на основе развертывания ими кооперации. Особенно это актуально для мелких хозяйств. Кооперация поможет решить проблемы снабжения, техобслуживания, сбыта произведенной продукции.
Необходимо развивать кооперативное взаимодействие крупных и мелких организаций агробизнеса. Оно позволит сельскому населению выжить в современных условиях. Кроме того, ускоренное наращивание производства молока и мяса в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» без крестьянских подворий невозможно. Такое взаимодействие может осуществляться как на договорных отношениях, так и путем вхождения ЛПХ в состав сельскохозяйственной организации (например, как подразделение в СПК). Создание кооперативов рекомендуется осуществлять в первую очередь на районном уровне. Сельский муниципальный район выступает административно-хозяйственным комплексом, в рамках которого тесно сплетены проблемы производства, распределения, переработки и сбыта продукции, социальные вопросы села, формирование бюджета как основы социально-экономического развития сельской территории.
В настоящее время процессы интеграции находятся практически вне сферы рассмотрения государственной статистики. Важным направлением развития агропромышленной интеграции является углубление анализа экономики сельскохозяйственных организаций, вошедших в агропромышленные холдинги и другие интегрированные производственные формирования. Важные показатели ведения сельскохозяйственного производства в агрохолдингах, процессы перераспределения внутри них ресурсов и добавленной стоимости остаются не раскрытыми, хотя данная информация необходима для обоснования мер аграрной политики по регулированию и поддержке деятельности интегрированных производственных формирований в регионе.