Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 20:35, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы; разработать новые стратегии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-полностью развить всю систему рынков,
-уменьшить барьеры для вхождения в отрасль,
-создать барьеры для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска,
-постоянно контролировать ввоз импорта и содействовать отечественному производителю,
Введение 4
1.Основные признаки рынка дифференцированного товара 7
1.1Характеристика дифференцированного товара 7
1.2.Особенности рынка монополистической конкуренции 10
1.3.Основные черты, сущность монополистической конкуренции 12
2.Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при
монополистической конкуренции 14
2.1.Общие понятия рыночного равновесия 14
2.2.Краткосрочное равновесие фирмы 15
2.3.Долгосрочное равновесие фирмы 17
Заключение 21
Библиографический список 25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1.Основные
признаки рынка
1.1Характеристика
дифференцированного товара
1.2.Особенности
рынка монополистической
1.3.Основные черты, сущность монополистической конкуренции 12
2.Краткосрочное
и долгосрочное равновесие
монополистической конкуренции 14
2.1.Общие
понятия рыночного равновесия
2.2.Краткосрочное равновесие фирмы 15
2.3.Долгосрочное равновесие фирмы 17
Заключение 21
Библиографический список 25
Введение
Мы живем в мире, который меняется очень быстро. Появляются новые товары, приходят новые поколения людей, возникают новые государства. Все эти изменения требуют от людей определенной реакции, то есть выбора адекватного изменениям способа поведения. Чаще всего подобных решений требуют от нас процессы, происходящие в сфере экономики. Экономика – система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления, различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства.
Сфера экономики – наиболее изменчивая из всех сфер жизни общества, поскольку воспроизводство условий для жизни людей осуществляется буквально ежедневно, и каждый день в этом процессе участвуют миллиарды людей, наделенных свободой воли и инициативой. Попадая в вихрь экономической жизни, мы оказываемся перед необходимостью принятия решений о выборе. Сознательно или подсознательно любому нашему действию предшествует анализ возможных вариантов поведения. И каждое принятое решение в чем-то сразу изменяет нашу жизнь. Подобная ситуация настоятельно требует поиска правил. Поиск этих правил и является сердцевиной экономической науки.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и
по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее «невидимой рукой рынка».
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Актуальность работы заключается в том, что в современной России, до настоящего времени, неразрешены проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьбы с монополизмом, формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны; проблема естественных монополий.
В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Цель данной работы проанализировать рынок при условиях монополистической конкуренции, его влияние на поведение фирмы; разработать новые стратегии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
-полностью развить всю систему рынков,
-уменьшить
барьеры для вхождения в
-создать
барьеры для повышения цен
на производимые блага или
для искусственного
-постоянно
контролировать ввоз импорта
и содействовать
-обеспечить
финансовую поддержку для
1 Основные признаки рынка дифференцированного товара
1.1 Характеристика
В условиях рыночного хозяйства экономическая реализация собственности - это процесс, далеко выходящий за пределы индивидуальной конкуренции - нет рынка, нет его управляемости.
Являясь непременным условием существования рынка и реализации его функций, конкуренция приобретает различные формы, каждая из которой является действенным рычагом регулирования экономики.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует, от количества соперников, степени открытости экономики и экономической свободы. В связи с этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
-существует множество мелких фирм, предлагающих
на
рынке однородную продукцию, при этом
потребителю безразлично, у какой конкретно
фирмы он приобретает эту продукцию;
- доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на одной цене рыночного равновесия;
- вступление новых фирм в
отрасль не встречает каких-
- нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и так далее.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-то группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид конкуренции, который весьма часто встречается и является как бы смесью этих двух видов конкуренции, - это так называемая монополистическая конкуренция. Данный вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которой большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий.
Дифференциация продукта вытекает из многих условий:
- особенности конструкции
- его формы, окраски и упаковки;
- оригинальной рекламы;
- особой торговой марки и товарного знака;
- особого набора услуг,
- конкретного местоположения
- персональных свойств продавца (репутации, любезности, деловой сноровки).
Рассмотрим эти факторы дифференциации продуктов подробнее:
Прежде всего, подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, то есть не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.
Все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных моющих и дезинфицирующих веществ раздражает десны; лучшие в медицинском отношении пасты редко приятны на вкус. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая - вкуснее и так далее.
Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и прочее).
Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.
Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.
Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.
Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание, (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки, (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).
1.2 Особенности рынка
На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирмы, в общем превосходят 1%, то есть процент, который существовал бы при совершенной конкуренции. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года.
В тех случаях, когда существует возможность дифференциации, объем сбыта продукции зависит от того, насколько удачным является отличие данного товара от товара конкурента, и насколько данное отличие способно заинтересовать покупателей. Улучшение, ухудшение или изменение продукта не обязательно сочетается с изменением цены.
Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые и удовлетворяют одну и ту же потребность.
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.
Книга американского экономиста Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции» (1933 г.) носит подзаголовок «Реориентация теории стоимости», то есть он считает, что проблема определения ценности должна исследоваться не только для условий совершенной конкуренции. Предлагая термин «монополистическая конкуренция», ученый из Нового Света осознанно или нет, применил стилистическую фигуру «оксюморон», означающую сочетание слов с противоположным значением (например, «белые ночи», «женатый холостяк», «мертвые души», «вор в законе», «обыкновенное чудо», «рок против наркотиков»). Действительно, нет ничего в экономике более противоположного, чем конкуренция и монополия.
Классическое понимание поведения конкурентов состояло в том, что они стремятся понизить цену на свою продукцию, чтобы увеличить сбыт. По Чемберлину, наоборот, каждый из них старается дифференцировать свой товар от продукции конкурентов, ограничить сбыт и повысить цену. Отсюда следует парадоксальный вывод: из-за того, что конкуренция по своей природе является монополистической конкуренцией, она сохраняется вопреки концентрации и монополизации. То есть, мелкий производитель в состоянии выдержать борьбу против крупного производителя, потому что он сам является частичным монополистом и способен сам контролировать свой рынок. Более того, у крупных производителей есть стимул раздробить свое производство на филиалы, чтобы приспособить их к местным рынкам. Так конкуренция воспроизводит себя сама.
Информация о работе Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции