Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 10:29, курсовая работа
Преобладавшая до недавнего времени государственная форма собственности предполагала в основном централизованное бюджетное финансирование предприятий. Существовавшая ранее система административно командной экономики, при которой бюджетные средства выделялись в рамках государственного планирования развития экономики, не учитывала необходимости четкого законодательного регулирования финансово-кредитных вопросов.
Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь влечет за собой кардинальные изменения в социально - экономической жизни общества. Важнейшая проблема рыночной экономики - проблема рациональной организации денежно- кредитных отношений.
Введение………………………………………………………………….....4
1.Необходимость, сущность, формы и функции кредита……………....6
1.1.Кредит-форма движения капитала…………………………………...6
1.2. Основные формы кредитов…………………………………….….….7
1.3. Функции и принципы кредита…………………………………….....11
1.4. Методы кредитования…………………………………………..........13
2. Банковская форма кредита и его особенности……………...14
2.1 Основные функции банков…………………………………………...14
2.2.Денежная эмиссия………………………………………………….…15
3.Кредитная система Республики Беларусь……………………………..18
3.1. Кредитная система и Национальный Банк Республики Беларусь...18
3.2.Сущность и инструменты денежно-кредитной политики……….....20 3.3.Инструменты Денежно-кредитной политики……………………… 23
Вывод …………………………………………………………………...…24
Список литературы………………………………………………………..25
Использование денежной эмиссии для финансирования дефицита государственного бюджета либо тех или иных государственных и других проектов, а также для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков не допускается.
Таким образом, главная цель этой работы не углубленное рассмотрение теоретических вопросов, преломление теоретических экономических явлений в конкретной реальной ситуации.
1.Теоретические аспекты денежной эмиссии.
Одним из основополагающих принципов организации денежной системы современного государства является кредитный характер денежной эмиссии. Он означает, что деньги поступают в оборот из банков, которые создают их в результате проведения различных кредитных операций.
Следует различать понятия «выпуск денег»
и «эмиссия денег».
Выпуск денег в оборот происходит постоянно.
Безналичные деньги выпускаются в оборот
при предоставлении коммерческими банками
ссуд своим клиентам.
Наличные
деньги выделяются клиентам из операционных
касс коммерческих банков в процессе осуществления
кассовых операций. Однако при этом происходят
и обратные явления: клиенты коммерческих
банков погашают банковские ссуды и сдают
наличные деньги в операционные кассы
банков. Таким образом, количество денег
в обороте в результате таких операций
может и не увеличиваться.
Эмиссия же – более узкое понятие. Это
такой выпуск денег, который приводит
к общему увеличению денежной массы, находящейся
в обороте.
Существует эмиссия наличных и безналичных
денег.
При двухуровневой банковской системе
эмиссия безналичных денег осуществляется
коммерческими банками, а эмиссия наличных
денег –
Национальным банком РБ, т.к. он имеет монопольное
право на выпуск банковских билетов. При
этом первичной является безналичная
эмиссия, т.к. эмитируемые наличные деньги
сначала отражаются в виде записей на
депозитных счетах коммерческих банков,
т.е. выступают в безналичной форме.
В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.
В Беларуси же соотношение между количеством наличных и безналичных денег в обращении совсем другое: наличные деньги составляют до 40% денежной массы.[6, с. 78 ]. Это значит, что в отличие от экономически развитых стран, влияние наличной эмиссии на денежную систему Беларуси все еще очень велико.
Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот (эмиссия наличных денег не является самостоятельной, а выступает как следствие безналичной эмиссии) – обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Для этого коммерческие банки должны предоставить предприятиям дополнительные кредиты. Для выдачи этих кредитов банкам необходимо привлечь дополнительные ресурсы. Эти ресурсы образуются в результате безналичной эмиссии.
В СССР эмиссионные функции осуществлялись Государственным банком и реализовывались через систему кассовых и кредитных планов.
Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Они составлялись по заявкам обслуживаемых банками клиентов о планируемой величине получения наличных денег в определенном периоде, причем на строго регламентированные цели ( например, выдача заработной платы) и в пределах установленных пропорций, которые зависели от суммы выручки предприятия.
В условиях формирования рыночных структур государство не может жестко контролировать объем кредитования региона и его денежной массы, а влияет на них косвенными методами. Эта функция осуществляется Центральным банком. Сотрудники Центрального банка проводят анализ и прогнозирование состояния денежного обращения, выясняют тенденции его развития, прогнозируют потребность хозяйственного оборота в денежных средствах на макро- и микроуровнях, устанавливает контрольные цифры минимальной и максимальной границ прироста денежной массы.
На основании этих исследований Национальный банк устанавливает ори- ентировочный прирост денежной массы в обращении.
Очевидно, что чрезмерная эмиссия приведет к возникновению в обороте избыточной массы денег, что может вызвать всплеск инфляции. Недостаточная же эмиссия влечет за собой сбои в продаже товаров и некоторые другие последствия.
Отсюда следует, что очень большое значение имеет снабжение оборота платежными средствами в размере, соответствующем действительной потребности в них. Возникает необходимость точного определения количества денежных средств в обороте.
Механизм действия банковского мультипликатора.
Так как безналичная эмиссия первична по отношению к наличной, целесообразно начать рассмотрение механизма эмиссии именно с нее.
В двухуровневой банковской системе механизм безналичной эмиссии действует на основе банковского мультипликатора. Банковский мультипликатор представляет собой число, характеризующее процесс увеличения количества денег на депозитных счетах в коммерческих банках в процессе их движения от одного коммерческого банка к другому.
Механизм банковского мультипликатора
действует только при сущест- вовании
двух или более уровней банковской системы.
Первый уровень этой системы – Центральный
банк – управляет механизмом мультипликации,
а второй
– коммерческие банки – заставляет его
действовать , причем действовать автоматически.
Механизм действия банковского мультипликатора связан с понятиями нормы обязательных банковских резервов и свободного резерва.
Политика, основанная на требовании центральных
банков о создании обязательных резервов
банка и других финансово-кредитных институтов
– один из важнейших инструментов современного
денежно-кредитного регулирования.
Создание
обязательных резервов имеет целью обеспечение
постоянного уровня ликвидности банков
и, что более важно в контексте рассматриваемой
проблемы, регулирование Центральным
банком денежной массы.
Резервы представляют собой часть средств, которые банки должны хранить в наличной форме, в виде вкладов в Центральный банк или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным депозитам и полученным кредитам. Под нормой резервов понимается установленное в законодательном порядке процентное отношение обязательных резервов к привлеченным средствам банка. Норма банковских резервов дифференцируется в зависимости от срока и видов вкладов в национальной и иностранной валюте.
3.Кредитная система Республики Беларусь.
3.1. Кредитная система и Национальный Банк Республики Беларусь.
Финансово-кредитная система Республики
Беларусь включает бюджетную систему,
банковскую систему, а также финансовые
средства внебюджетных фондов, предприятий,
учреждений, организаций и граждан.
На территории Республики Беларусь проводится
единая бюджетно-финансовая, налоговая,
денежно-кредитная, валютная политика.
Бюджетная система Республики
Беларусь включает республиканский и
местные бюджеты.
Доходы бюджета
формируются за счет налогов, определяемых
законом, других обязательных платежей,
а также иных поступлений.
Общегосударственные
расходы осуществляются за счет республиканского
бюджета в соответствии с его расходной
частью.
В соответствии
с законом в Республике Беларусь могут
создаваться внебюджетные фонды.[7]
Банковская система
Республики Беларусь состоит из Национального
банка Республики Беларусь и иных банков.
Национальный банк регулирует кредитные
отношения, денежное обращение, определяет
порядок расчетов и обладает исключительным
правом эмиссии денег.
Национальный банк — центральный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь". Место нахождения центральных органов Национального банка — город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Национальная банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.
В Беларуси сложилась двухуровневая банковская система: Национальный банк – коммерческие банки. Национальный банк регулирует и координирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств. Операции по продаже и покупке ресурсов могут производиться как в Беларуси, так и за ее пределами. Возможно создание банков со 100-процентным иностранным капиталом, а также совместных банков, открытие филиалов и представительств иностранных банков. Иностранные юридические лица вправе иметь счета в уполномоченных банках на территории Республики в рублях и иностранной валюте. Банковская система Беларуси в состоянии решать все важные задачи, предусмотренные основными направлениями денежно-кредитной политики республики.
На территории Республики Беларусь находятся 8 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии, Украины. (Приложение 1).
3.2.Сущность и инструменты денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика -это совокупность мероприятий, проводимых правлением Национальным банком и правительством, в денежно-кредитной сфере с целью достижения стабильного экономического развития, которая характеризуется:
а) отсутствием инфляции,
б) полной занятостью.
Основные конечные цели ДКП:
1. Устойчивые темпы роста национального
производства, это означает поддержание
устойчивого роста объемов производства
без резких изменений спадов и кризисов.
2. Стабильная цена - нужно учитывать, что
неизменные в течение длительного времени
замедляют темпы роста валового внутреннего
продукта (СВВП) и снижают занятость населения.
Потребителю хороши низкие цены, но лишают
стимула производителя, а высокие цены
стимулируют производство, но снижают
покупательскую способность населения,
поэтому достижение стабильности цен
на практике не замораживание их на одном
уровне на длительный период, а плановый
регулируемый рост.
3. Высокий уровень занятости населения,
достигается в том случае, если общество
обеспечивает занятость оптимального
числа работников, однако это же означает,
что полная занятость охватывает все трудоспособное
население страны. В любой стране, в каждый
момент времени есть временно не работающие
люди, например, в связи со сменой работы
или смены жительства - это называется
фрикционная безработица.
Всегда существует структурная безработица,
которая обусловлена несоответствием
структуры новых рабочих мест, имеющихся
в структуре рабочей силы по причине выделения
новых технологий.
Таким образом полная занятость всегда
менее 100% полного трудоспособного населения.
Уровень безработицы = ∑ (фрикц. + структур.)
- называется естественным уровнем безработицы.
(Фридмен - основоположники монетаризма).[2,
c 120]
4. Равновесие платежного баланса, т.е.
достижение относительного равенства
между экспортом и импортом и стабильного
курса национальной валюты. Если импорт
больше экспорта, то имеет отрицательное
сальдо внешнеторгового баланса.
Наряду с конечными выделяют промежуточные
цены:
а) объем денежной массы,
б) уровень % ставок.
Проводит ДКП Национальный банк страны
в 2 этапа:
1. Банк страны воздействует при вложении
денег на уровень % ставок и объем кредитов,
изменения в данных факторах предается
на
2 - этапе в сферу производства на темпы
экономического развития, на уровень цен,
на занятость и объем национального дохода.
Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.
1. Беларуси одной из немногих
стран бывшего СССР удалось
избежать системного банковског
2. В последние годы в Республике Беларусь достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. За 6 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего соответственно - 7,3 и 13,7%. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. - 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) [6].
Таким образом, отмечу, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.
Так, за январь-июнь 2006 г. доля рублевой денежной массы в общем объеме широкой денежной массы выросла на 4,7%, и на 1 июля текущего года достигла 69,6%. За I полугодие средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные банками, увеличились на 21,9%, в том числе депозиты - на 31,2%. За этот же период средства физических лиц в иностранной валюте возросли только на 5,5%, в том числе депозиты - на 5,4%. Абсолютный прирост средств населения в банках в национальной валюте превысил прирост средств в иностранной валюте в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия к белорусскому рублю и привлекательности хранения сбережений в национальной валюте. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.
Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.
И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.
Информация о работе Кредит: сущность, формы, функции. Кредитная система в Республике Беларусь