Кредитно денежная политика ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - денежно - кредитная политика Банка России.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основную роль Центрального Банка Российской Федерации;
2. проанализировать текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;
3. изучить перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Содержание работы

Введение 2
1. Общие концепции денежно-кредитной политики в России 5
1.1 Центральный Банк Российской Федерации: задачи и функции 5
1.2 Направление, цели и методы денежно - кредитной политики 10
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ 14
2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации 14
2.2 Регулирование обязательных резервов 17
2.3 Рефинансирование банков 20
2.4 Валютные интервенции 22
3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России 23
3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г. 23
3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации 26
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

архипов.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно - кредитную систему. Воздействуя  на кредитные институты, он создает  определенные условия их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние  на ход экономического развития страны. 

Особенности национальной банковской системы в значительной степени  воздействуют на выбор путей и  методов денежно-кредитного регулирования  центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Направление,  цели и методы денежно - кредитной  политики

Высшая конечная задача денежно-кредитной  политики состоит в обеспечении  стабильности цен, полной занятости  и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.  
Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая. 

Осуществляя денежно-кредитную  политику, центральный банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. 

С 1992 года денежно-кредитная  политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий  для осуществления позитивных структурных  сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого  Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы. 

Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы: 

 Рефинансирование банков  и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей). 

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. 

В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ. 

Использование нормативов может  иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные  резервы выполняют две основные функции: 

Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы  должны погасить вклады клиентов банка. 

Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива  резервных средств центральный  банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии. Изменение  нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. 

Приобретение ценных бумаг  у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный  метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке  впервые стали активно применяться  в США, Канаде и Великобритании в  связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. 

Главное отличие - это использование  более гибкого регулирования, поскольку  объем покупки ценных бумаг, а  также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно  в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность  данного метода, должны внимательно  следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. 

К ним относится, например, использование количественных кредитных  ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков. 

Также центральный банк может  устанавливать необязательные, так  называемые оценочные нормативы, которые  коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне. При  нарушении коммерческими банками  банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные инструменты  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ

2.1 Текущее состояние  денежно-кредитного регулирования  в Российской Федерации

Основными инструментами  и методами денежно - кредитной политики Банка России в соответствие с  Федеральным законом "О Центральном  банке Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются: 

1) процентные ставки по  операциям Банка России; 

2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования); 

3) операции на открытом  рынке; 

4) рефинансирование банков; 

5) валютное регулирование; 

6) установление ориентиров  роста денежной массы; 

7) прямые количественные  ограничения; 

8) выпуск от своего  имени облигаций. (п.8 введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ) 

Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно - кредитной  политики. Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. 

Процентные ставки Банка  России представляют собой минимальные  ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления рубля. 

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также  порядок их депонирования в Банке  России устанавливаются Советом  директоров. 

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. 

После отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной  организацией в Банке России, перечисляются  на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и  используются в порядке, установленном  федеральными законами и издаваемыми  в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции). 

При реорганизации кредитной  организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается  нормативными актами Банка России (часть  седьмая введена Федеральным  законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ). 

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа  Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и  прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными  бумагами с совершением позднее  обратной сделки. 

Банк России вправе применять  прямые количественные ограничения  в исключительных случаях в целях  проведения единой государственной  денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.  

Предельный размер общей  номинальной стоимости облигаций  Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске  облигаций Банка России, устанавливается  как разница между максимально  возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций  и суммой обязательных резервов кредитных  организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом  от 08.07.1999 N 139-ФЗ) 

Предварительно проект основных направлений единой государственной  денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и  Правительству Российской Федерации. 

Основные направления  единой государственной денежно - кредитной  политики на предстоящий год включают следующие положения: 

анализ состояния и  прогноз развития экономики Российской Федерации; 

основные ориентиры, параметры  и инструменты единой государственной  денежно - кредитной политики. 

Государственная Дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает решение. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Регулирование  обязательных резервов

Норма обязательных резервов широко используется государством для  увеличения или уменьшения свободной  денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной  денежной массы.

При этом по состоянию на 1 октября 2005 года из общей суммы  обязательных резервов 35,0% за депонировано Сбербанком России 65,0% другими кредитными организациями. По результатам регулирования  на 1 октября 2005 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против 14,9% по результатам регулирования на 1 января 2005 года. 

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок  формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций. 

Требования минимальных  резервов появились как страховка  ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных  резервов существует и сегодня. Поддерживая  ликвидность банков, центральный  банк выполняет свою задачу "кредитора  последней инстанции". В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном  банке или в иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. 

Норматив резервных требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. 

Информация о работе Кредитно денежная политика ЦБ РФ